Презентация подготовлена для урока, который был опубликован ранее. (география, категория- уроки, 8 класс)
8 – 9 класс. География России: природа и хозяйство.
Урок – обобщение «Природа и человек: в прошлом и настоящем»
Цель: формирование ценностных взглядов на систему отношений природы и человека, на формирование личностных качеств человека под влиянием природы.
Задачи: 1. анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий, например, Русской равнины;
2. определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйств отдельных территорий;
3. составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт;
4. проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико – географических и социально – экономических тематических карт, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений;
5. решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий.
Тип урока: комбинированный
К уроку можно подготовить: презентацию, карты: «Природные зоны России», «Плотность населения России» и (или) атласы для 8 – 9 классов «Природа и хозяйство России»; дать задание одному ученику сделать сообщение «Жизнь и деятельность В.О.Ключевского» или подготовиться самому учителю; текст отрывка из «История России» В.О. Ключевского (лекция 4); распечатать таблицу «Влияние природных условий на жизнедеятельность и характер человека» для каждого ученика, таблицу для собственной оценки своей деятельности на уроке; две мишени, маркеры или магниты по 2 на учащегося.
План:
1. Актуализация знаний по теме:
- влияние человека на природу;
- понятие «природа»;
- влияние природы на человека.
2. Изучение нового материала:
- биография В. О. Ключевского;
- анализ отрывка лекции 4 из работы В.О. Ключевского «История России» (краткий курс лекций) – работа в парах;
- составить таблицу «Влияние окружающей среды на жизнедеятельность и характер человека»;
- тундра: влияние на народы Севера (приспособление человека к окружающей среде через особенности жилища и одежду).
3. Заключение: подведение итогов по уроку
- на что влияет природа;
- какие качества воспитывает в человеке;
- соотнести полученные выводы с сегодняшним днем: какие новые качества появились у человека сегодня и какие процессы могли повлиять (агрессия, стяжательство, равнодушие, потребительство и др.);
- выставление оценок, рефлексия.
4. Домашнее задание: подготовить сообщение и (или) презентацию по теме: «Как природа повлияла на быт и традиции народов, населяющих Россию».
Ход урока.
1слайд. «Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и землю,
И их помощником я буду век за веком
Лишь оттого, что я родился человеком…»
(поэт М. Чоконал)
На сегодняшний день понятие «природа и человек» чаще всего рассматривают с двух сторон: «влияние человека на природу» и «человек как часть природы», например, на таких учебных предметах, как биология, география, химия, обществознание, история. И реже говорим о влиянии природы на человека. Сегодня на уроке мы об этом и поговорим.
2 слайд. Что такое «природа»? (учащиеся отвечают)
Как природа влияет на человека? Каким образом природа может повлиять на человека? (учащиеся отвечают)
3 слайд. На основе ответов учащихся составляем схему: Влияние природы на человека
4 слайд. Личностные качества человека влияют на поступки и сохраняют его как часть природы. Впервые об этом заговорили наши русские ученые философы и историки Ильин и Ключевский. Сегодня мы подробно остановимся на работе В. О. Ключевского «История России» (лекции). Предоставляю слово ________________ (сообщение учащегося о биографии В. О. Ключевского).
Русский историк В.О. Ключевский писал: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к её силам и её способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказаться». П о мнению В.О. Ключевского у особого склада характера русского человека было 3 источника – лес, степь и река.
Подумайте, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи; какие под влиянием леса; какие под влиянием реки? (учащиеся отвечают)
А сейчас проанализируем отрывки текста из «Истории России» В.О. Ключевского. Найдите в тексте предложения, в которых указывается влияние природных объектов на формирование образа жизни жителей Русской равнины, и запишите их в таблицу.
Как назовем таблицу? Сколько колонок будет в таблице? (обсуждаем с учениками)
5 слайд.
Выдать ученикам заранее распечатанные таблицы или они чертят ее в тетради.
Учащиеся работают в парах с текстами, которые заранее были разложены на партах.
После работы с таблицей несколько учащихся зачитывают, что они записали. Другие учащиеся дополняют.
- Какое впечатление производят поселки на русской равнине? Учащиеся зачитывают отрывок «Впечатление от Русской равнины». Это может сделать и учитель.
6 слайд.
- Найдите на карте доказательства того, что лес, степь и река являются основными стихиями русской природы, влияющими на расселение населения. Один ученик отвечает у доски по картам «Природные зоны России» и «Плотность населения России»
- Какие народные промыслы возникли под влиянием природных условий? (Учащиеся вспоминают, могут добавить в таблицу: например,
7 слайд - роспись по дереву,
8 слайд - керамический промысел,
9 слайд - русская игрушка,
10 слайд - лаковая живопись, лаковая миниатюра,
11 слайд - вышивка,
12 слайд - платки и шали, художественная соломка,
13 слайд - берестяной промысел,
14 слайд - бирюльки,
косторезный промысел, деревянное зодчество, лозоплетение, и др.).
15 слайд - определение «народные промыслы – это…»
16 слайд - народные гулянья на фоне деревянных изб.
- О какой природной зоне России мы не упоминали? Тундра.
17 слайд. Приведите примеры приспособления человека к окружающей среде через характер жилища и одежду? (Учащиеся отвечают)
Кочевой образ жизни – как наиболее приемлемый для «хрупкой»природы тундры.
Жилище человека также отражает влияние природы на него. Под влиянием каких стихий сформировались следующие типы жилищ:
18 слайд – изба;
19 слайд – хата;
20 слайд – сакля;
21 слайд – яранга;
22 слайд – чум;
23 слайд – алтайская юрта.
Сегодня на уроке мы рассматривали влияние природы на жизнедеятельность и черты характера человека. Как мы это делали? (учащиеся отвечают: из текста работ ученого выделили, на что влияет природа, например, формируется у человека определенное мировоззрение – кочевник, казак, и нравственные черты характера, которые присущи и сегодняшнему человеку)
- Какие черты характера сохранились у человека, проживающего в нашей местности?
- Какие черты характера пришли извне, «навязаны» социальными процессами сегодняшнего общества? (Учащиеся рассуждают)
24 слайд - Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:
Узнал ли я что-то новое?; Мне понравилось …; Затруднения …; Оценка за урок
25 слайд- Дайте оценку уроку по своим впечатлениям. (Это можно сделать, используя заранее подготовленные «мишени», на одном из которых учащиеся отметят свое настроение на уроке, а на другом – все ли им было понятно. Используем маркеры или по 2 магнита на учащегося, если доска магнитная).