kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация. "Природа и человек: прошлое и настоящее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для урока, который был опубликован ранее. (география, категория- уроки, 8 класс)

8 – 9 класс. География России: природа и хозяйство.

  Урок – обобщение  «Природа и человек: в прошлом и настоящем»

Цель: формирование ценностных взглядов на систему отношений природы и человека, на формирование личностных качеств человека под влиянием природы.

Задачи: 1. анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий, например, Русской равнины;

2. определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйств отдельных территорий;

3. составлять описания и  характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт;

4. проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико – географических и социально – экономических тематических карт, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений;

5. решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий.

Тип урока: комбинированный

К уроку можно подготовить: презентацию, карты:  «Природные зоны России», «Плотность населения России» и (или) атласы для 8 – 9 классов «Природа и хозяйство России»; дать задание одному ученику сделать сообщение  «Жизнь и деятельность В.О.Ключевского» или подготовиться самому учителю; текст отрывка из «История России» В.О. Ключевского (лекция 4); распечатать таблицу «Влияние природных условий на жизнедеятельность и характер человека» для каждого ученика, таблицу для собственной оценки своей деятельности на уроке; две мишени, маркеры  или магниты по 2 на учащегося.

План:

1. Актуализация знаний по теме:

- влияние человека на природу;

- понятие «природа»;

- влияние природы на человека.

2. Изучение нового материала:

- биография В. О. Ключевского;

- анализ отрывка  лекции 4 из работы В.О. Ключевского «История России» (краткий курс лекций) – работа в парах;

- составить таблицу «Влияние окружающей среды на жизнедеятельность и характер человека»;

- тундра: влияние на народы Севера (приспособление человека к окружающей среде через особенности жилища и одежду).

3. Заключение: подведение итогов по уроку

- на что влияет природа;

- какие качества воспитывает в человеке;

- соотнести полученные выводы с сегодняшним днем: какие новые качества появились у человека сегодня и какие процессы могли  повлиять (агрессия, стяжательство, равнодушие, потребительство и др.);

- выставление оценок, рефлексия.

4. Домашнее задание: подготовить сообщение и (или) презентацию по теме: «Как природа повлияла на быт и традиции народов, населяющих Россию».

Ход урока.

1слайд.    «Природа милая, тебе одной я внемлю,

                Ты подарила мне и небеса, и землю,

                 И их помощником я буду век за веком

               Лишь оттого, что я родился человеком…»

                                                                    (поэт М. Чоконал)

 На сегодняшний день понятие «природа и человек» чаще всего рассматривают с двух сторон: «влияние человека на природу» и «человек как часть природы», например, на таких учебных предметах, как биология, география, химия, обществознание, история. И реже говорим о влиянии природы на человека.  Сегодня на уроке мы об этом и поговорим.

2 слайд. Что такое «природа»? (учащиеся отвечают)

Как природа влияет на человека? Каким образом природа может повлиять на человека? (учащиеся отвечают)

3 слайд. На основе ответов учащихся составляем схему: Влияние природы на человека

4 слайд. Личностные качества человека влияют на поступки и сохраняют его как часть природы. Впервые об этом заговорили наши русские ученые философы и историки Ильин и Ключевский. Сегодня мы подробно остановимся на работе В. О. Ключевского «История России» (лекции).   Предоставляю слово ________________ (сообщение учащегося о биографии В. О. Ключевского).

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к её силам и её способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказаться». П о мнению В.О. Ключевского у особого склада характера русского человека было 3 источника – лес, степь и река.

Подумайте, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи; какие под влиянием леса; какие под влиянием реки? (учащиеся отвечают)

А сейчас проанализируем отрывки текста из «Истории России»  В.О.  Ключевского. Найдите в тексте предложения, в которых указывается влияние природных объектов на формирование образа жизни жителей Русской равнины,  и запишите их в таблицу.

Как назовем таблицу? Сколько колонок будет в таблице? (обсуждаем с учениками)

5 слайд.

Выдать ученикам заранее распечатанные таблицы или они чертят ее в тетради.

Учащиеся работают  в парах с текстами, которые заранее были разложены на партах.

После работы с таблицей несколько учащихся зачитывают, что они записали. Другие учащиеся дополняют.

- Какое впечатление производят поселки на русской равнине? Учащиеся зачитывают отрывок  «Впечатление от Русской равнины». Это может сделать и учитель.

6 слайд.

- Найдите на карте доказательства того, что лес, степь и река являются основными стихиями русской природы, влияющими на расселение населения. Один ученик отвечает у доски по картам  «Природные зоны России» и  «Плотность населения России»

- Какие народные промыслы возникли под влиянием природных условий? (Учащиеся вспоминают, могут добавить в таблицу: например,

7 слайд - роспись по дереву,

8 слайд - керамический промысел,

9 слайд -  русская игрушка,

10 слайд -  лаковая живопись, лаковая миниатюра,

11 слайд -  вышивка,

12 слайд  - платки и шали, художественная соломка,

13 слайд - берестяной промысел,

14 слайд - бирюльки,

косторезный промысел, деревянное зодчество, лозоплетение, и др.).

 15 слайд - определение «народные промыслы – это…»

16 слайд - народные гулянья на фоне деревянных изб.

- О какой природной зоне России мы не упоминали?  Тундра.

17 слайд.  Приведите примеры приспособления человека к окружающей среде через характер жилища и одежду? (Учащиеся отвечают)

Кочевой образ жизни – как наиболее приемлемый для «хрупкой»природы тундры.

Жилище человека также отражает влияние природы на него. Под влиянием каких стихий сформировались следующие типы жилищ:

18 слайд – изба;

19 слайд – хата;

20 слайд – сакля;

21 слайд – яранга;

22 слайд – чум;

23 слайд – алтайская юрта.

  Сегодня на уроке мы рассматривали влияние природы на жизнедеятельность и черты характера человека. Как мы это делали? (учащиеся отвечают: из текста работ ученого выделили, на что влияет природа, например, формируется у человека определенное мировоззрение – кочевник, казак, и нравственные черты характера, которые присущи и сегодняшнему человеку)

- Какие черты характера сохранились у человека, проживающего в нашей местности?

- Какие черты характера пришли извне, «навязаны» социальными процессами сегодняшнего общества? (Учащиеся рассуждают)

24 слайд - Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

Узнал ли я что-то новое?; Мне понравилось …; Затруднения …; Оценка за урок

25 слайд- Дайте оценку уроку по своим впечатлениям. (Это можно сделать, используя заранее подготовленные «мишени», на одном из которых учащиеся отметят свое настроение на уроке, а на другом – все ли им было понятно. Используем маркеры или по 2 магнита на учащегося, если доска магнитная).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. "Природа и человек: прошлое и настоящее" »

«Природа милая, тебе одной я внемлю, Ты подарила мне небеса и землю, И их помощником я буду век за веком Лишь оттого, что я родился человеком…» ( М.Чоконал) Природа и человек:  в прошлом и настоящем

«Природа милая, тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне небеса и землю,

И их помощником я буду век за веком

Лишь оттого, что я родился человеком…»

( М.Чоконал)

Природа и человек: в прошлом и настоящем

Влияние человека на природу и человек как часть природы

Влияние человека на природу и человек как часть природы

Влияние природы на человека: Выбор места проживания Здоровье Характер человека Жизнь людей Хозяйственную деятельность Особенности жилища Личностные качества человека Условия ведения сельского хозяйства Быт, традиции, обычаи, одежда Условия работы транспорта промышленность

Влияние природы на человека:

Выбор места проживания

Здоровье

Характер человека

Жизнь людей

Хозяйственную деятельность

Особенности жилища

Личностные качества человека

Условия ведения сельского хозяйства

Быт, традиции, обычаи, одежда

Условия работы транспорта

промышленность

Ключевский Василий Осипович  16 [28] января 1841 года — 12 [25] мая 1911 года

Ключевский Василий Осипович 16 [28] января 1841 года — 12 [25] мая 1911 года

Влияние природных условий на жизнедеятельность и характер человека Природные условия Влияние на: жизнедеятельность человека (уклад) Лес Народные промыслы черты характера Степь Река

Влияние природных условий на жизнедеятельность и характер человека

Природные условия

Влияние на:

жизнедеятельность человека (уклад)

Лес

Народные промыслы

черты характера

Степь

Река

Народные промыслы Роспись по дереву:

Народные промыслы

Роспись по дереву:

Керамический промысел:

Керамический промысел:

Русская игрушка  -дымковская, каргопольская и др

Русская игрушка -дымковская, каргопольская и др

Лаковая живопись

Лаковая живопись

Вышивка

Вышивка

Платки и шали художественная соломка

Платки и шали художественная соломка

Берестяной промысел

Берестяной промысел

Бирюльки

Бирюльки

ИЗБА

ИЗБА

ХАТА

ХАТА

САКЛЯ

САКЛЯ

ЯРАНГА

ЯРАНГА

ЧУМ

ЧУМ

АЛТАЙСКАЯ ЮРТА

АЛТАЙСКАЯ ЮРТА

Оцените себя по таблице

Оцените себя по таблице

  • Узнал ли я чего хотел?
  • Мне понравилось ….
  • Затруднения…. .
  • Оценка за урок
Мне всё понятно на настроение Сегодня на уроке:

Мне всё понятно на

настроение

Сегодня на уроке:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация. "Природа и человек: прошлое и настоящее"

Автор: Якупова Лилия Варисовна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_sieminar_po_tiemie_chieloviek_iegho_proshloie_nastoiashchieie_i_budushchiei"
    ["file_id"] => string(6) "371030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482086536"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Урок - конференция с использованием облачной технологии по теме «Экологические кризисы: прошлое ,  настоящее, будущее.» "
    ["seo_title"] => string(137) "urok-konfierientsiia-s-ispol-zovaniiem-oblachnoi-tiekhnologhii-po-tiemie-ekologhichieskiie-krizisy-proshloie-nastoiashchieie-budushchieie"
    ["file_id"] => string(6) "223507"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437752130"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""Природа и человек: прошлое и настоящее" (конспект урока по географии для 8 - 9 классов) "
    ["seo_title"] => string(97) "priroda-i-chieloviek-proshloie-i-nastoiashchieie-konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-dlia-8-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "203307"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429456563"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Посёлок Рассвет - частичка моей души»(Презентация) "
    ["seo_title"] => string(56) "posiolok-rassviet-chastichka-moiei-dushi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "231443"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442502067"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Презентация гражданско-патриотического воспитания в ГПОУ «Макеевском профессиональном горном лицее»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_grazhdansko_patrioticheskogo_vospitaniia_v_gpou_makeevskom_profess"
    ["file_id"] => string(6) "565855"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607342524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства