Технология
Продуктивного
чтения
Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное.
К. Д. Ушинский
Технология продуктивного чтения
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста (предполагают о чем этот текст по его названию, иллюстрациям).
Во время чтения: читают, ведут диалог с автором , прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту.
Возникает читательская интерпретация.
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
Коррекция читательской интерпретации.
Традиционный урок
До чтения: учитель готовит к восприятию текста (рассказывает о писателе, тематике текста, проводит словарную работу) .
Во время чтения: учитель сам читает текст, дети слушают.
После чтения: Ученики отвечают на вопросы учителя , перечитывают текст по заданиям учителя.
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения. Цель : Антиципация , т.е. прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст, по:
Названию
Имени автора
Иллюстрациям
Ключевым словам
Привлекая предшествующий читательский опыт
Результат — мотивирование чтения .
II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. 1. Первичное чтение текста.
2. Перечитывание текста .Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
Словарная работа 3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Прием диалог с автором.
- Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
- Прогнозировать ответы на эти вопросы
- Проверять свои прогнозы по ходу чтения
интерпретация
III этап. Работа с текстом после чтения. Цель : корректировка читательской интерпретации авторским смыслом . 1 . Концептуальная беседа по тексту.
2. Знакомство с писателем.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями.
4.Творческие задания.
Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.
УУД
До чтения
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Во время чтения
• Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
После чтения
• Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Понимать эмоции других людей, сопереживать;
• Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• Ориентироваться в учебнике; • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• Высказывать свое отношение к героям произведений, к их поступкам.
• Слушать и понимать речь других
• Выразительно читать и пересказывать текст; • Делать выводы в результате работы
• Делать выводы в результате совместной работы
• Учиться работать в группе; выполнять различные роли.
• В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Практическая часть
1.Работа с текстом до чтения
Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»
Обманывать
Смекнуть
Плакать
Угрызения совести
- По названию художественного произведения, по ключевым словам давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать?
• Кто является героем произведения?
• Может иллюстрации вам помогут?
2.Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение
Перечитывание текста
( Диалог с автором )
2.Работа с текстом во время чтения
1 – ый фрагмент.
Почему не приготовила урока? Почему решила не идти в школу?
2.Работа с текстом во время чтения
2 – ой фрагмент.
Как чувстствует себя человек, который что-то делает украдкой?
2.Работа с текстом во время чтения
3 – ий фрагмент.
Почему Нина, как только добралась до рощи, сразу стала развлекаться?
Как Нина реагирует на поведение малыша?
3.Работа с текстом после чтения
Смысловая беседа по тексту
- Как вы понимаете смысл фразы ее грызла «беспощадная совесть»? Какое у нее было настроение?
- Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
- Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?
- Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?
Работа с текстом после чтения
- Работа с иллюстрацией
- Рассказ о писателе
Работа с текстом после чтения
Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).
Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование, словесное рисование).
Спасибо
За
внимание