 
Технология 
Продуктивного 
чтения 
     
Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное. 
К. Д. Ушинский 
     
Технология продуктивного чтения 
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста (предполагают о чем этот текст по его названию, иллюстрациям). 
Во время чтения: читают, ведут диалог с автором , прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. 
Возникает читательская интерпретация. 
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора. 
Коррекция читательской интерпретации. 
Традиционный урок 
До чтения: учитель готовит к восприятию текста (рассказывает о писателе, тематике текста, проводит словарную работу) . 
Во время чтения: учитель  сам читает текст, дети слушают. 
После чтения: Ученики отвечают на вопросы учителя , перечитывают текст по заданиям учителя. 
     
I этап. Работа с текстом до чтения 
II этап. Работа с текстом во время чтения 
III этап. Работа с текстом после чтения 
     
I этап. Работа с текстом до чтения.    Цель : Антиципация , т.е. прогнозирование будущего чтения.   Задание: предположите, о чем данный текст, по: 
Названию 
Имени автора 
Иллюстрациям 
Ключевым словам 
Привлекая предшествующий читательский опыт 
Результат — мотивирование чтения . 
     
II этап. Работа с текстом во время чтения.   Цель:  понимание текста и создание его читательской интерпретации.  1. Первичное чтение текста. 
2. Перечитывание текста .Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. 
Словарная работа  3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций. 
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. 
     
 Прием диалог с автором. 
- Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл) 
- Прогнозировать ответы на эти вопросы 
- Проверять свои прогнозы по ходу чтения 
интерпретация 
     
III этап. Работа с текстом после чтения.   Цель :  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом .   1 . Концептуальная беседа по тексту. 
2. Знакомство с писателем. 
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. 
4.Творческие задания. 
Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста. 
    
УУД 
До чтения 
• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 
Во время чтения 
• Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
• Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; 
После чтения 
• Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
• Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 
- Понимать эмоции других людей, сопереживать; 
• Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 
• Ориентироваться в учебнике;  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
• Высказывать свое отношение к героям произведений, к их поступкам. 
• Слушать и понимать речь других 
• Выразительно читать и пересказывать текст; • Делать выводы в результате работы 
• Делать выводы в результате совместной работы 
• Учиться работать в группе; выполнять различные роли. 
• В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями 
     
Практическая часть 
     
1.Работа с текстом до чтения 
Аркадий Петрович Гайдар   «Совесть» 
Обманывать 
Смекнуть 
Плакать 
Угрызения совести 
     
- По названию художественного произведения, по ключевым словам давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать? 
• Кто является героем произведения? 
• Может иллюстрации вам помогут? 
     
2.Работа с текстом во время чтения 
Первичное чтение 
Перечитывание текста 
( Диалог с автором ) 
     
2.Работа с текстом во время чтения 
1 – ый фрагмент.  
 
Почему не приготовила урока? Почему решила не идти в школу? 
     
2.Работа с текстом во время чтения 
2 – ой фрагмент.  
 
  
Как чувстствует себя человек, который что-то делает украдкой? 
  
     
2.Работа с текстом во время чтения 
3 – ий фрагмент.  
 
Почему Нина, как только добралась до рощи, сразу стала развлекаться? 
  
Как Нина реагирует на поведение малыша? 
     
3.Работа с текстом после чтения 
Смысловая беседа по тексту 
- Как вы понимаете смысл фразы ее грызла «беспощадная совесть»? Какое у нее было настроение? 
-  Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика? 
- Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»? 
- Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь? 
 
Работа с текстом после чтения 
- Работа с иллюстрацией 
- Рассказ о писателе 
 
Работа с текстом после чтения 
Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана). 
Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент). 
Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства). 
Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование, словесное рисование). 
     
Спасибо 
За 
внимание