«МУДРОСТЬ ЦЕНЯТ ВСЕ НАРОДЫ»
Учебник
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир», 2-го класс,2 часть - М.: «Баласс», 2012 (рекомендован МО РФ от 20.10.2010 г.)
Технология
Технология продуктивного чтения.
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока
Работа в группах, в парах.
Учебные задачи урока
-формировать умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
-развивать умения аргументировать свою точку зрения; способствовать развитию умений творческого подхода к решению проблемных ситуаций;
- воспитывать положительный интерес к изучаемому предмету-чтению (анализу и сравнению текстов).
Цель деятельности учителя
Создание условия для формирования правильной читательской деятельности и образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных.
Цель деятельности обучающегося
Научиться оформлять свои мысли в устной и письменной речи, совместно договариваться о правилах общения.
Планируемые результаты
Предметные: анализирует прочитанные призведения, овладевает навыком смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами.
Метапредметные:
Познавательные - находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делает выводы в результате совместной работы группы; преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.
Регулятивные - определяет и формулирует цель деятельности на уроке, учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией и текстом учебника; учится работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные - оформляет свои мысли в устной форме ,слушает и понимает речь других; выразительно читает и пересказывает текст; договаривается с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им; учится работать в паре, группе.
Личностные: оценивает поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Методы и формы обучения
частично-поисковый, или эвристический метод; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Оборудование
учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группе, ноутбуки на каждую группу (4 штуки).
Ход урока
Дидактическая структура занятия /Методическая подструктура занятия
Задачи этапа занятия
Деятельность
преподавателя
Деятельность учащихся
Планируемый результат
Организационный этап
Организация направленного внимания на уроке; психологический настрой на урок.
Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду…
С этих слов мне хочется начать нашу работу в литературной мастерской. А почему? Как вы думаете? Хотелось бы вам побыть сегодня в роли литературных редакторов?
Мы не просто будем читать сказки, каждая группа будет работать над проектом сочинения сказки «Мудрость ценят все народы».
Внимательно слушают, настраиваются на работу.
Возможные ответы обучающихся:
-Потому что сейчас урок литературного чтения, и мы будем читать сказки.
Познавательные УУД
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД
-развивать умение слушать и понимать речь других.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-умение работать в паре и в группах.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Планирование работы в сотрудничестве с учителем.
Формирование эмоциональной удовлетворенности обучающимися своими знаниями и умениями.
Определение уже имеющихся знаний и проектирование увеличение знаний к концу урока.
Сформировать представление детей о задаче урока.
Сформировать умение найти применение полученных знаний в жизни.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают!
Сказки – ложь, да в них намек,
Добрым молодцам урок!
Вспомните, какой раздел мы сейчас изучаем.
Пожалуйста, на «лучиках знаний» отметьте, ту цифру, которая обозначает ваш багаж знаний по нашей теме урока. А в конце урока мы к ним вернемся и опять отметим наши знания. Может быть их станет больше, значит, мы не зря потрудились! Предлагаю сегодня попутешествовать по трем сказкам, которые мы уже прочитали. А чтобы путешествие было комфортным мы поделились на группы. На минутку закройте глазки и проговорите про себя правила работы в группе.
А что нужно сделать, прежде чем начать работу? Правильно, спланировать свою деятельность.
Пожалуйста, ваши предложения.
Молодцы! В наших дневниках есть строчка - « На этой неделе мы будем стараться….». В конце урока нам нужно это определить, а поможет ли нам в этом наша сегодняшняя тема?
Докажите!
Раздел «Сказка мудростью богата».
Работают с «лучами знаний».
Видят иллюстрации к сказкам.
Вспоминают или, кому нужно, обращают своё внимание на стенд «Работа в группах».
Составить план, то есть спланировать нашу деятельность.
План.
1.Вспомнить, какие сказки уже прочитали и кто там главный герой.
2.Чем похожи эти сказки. Какова мудрость каждой из сказок.
3. Составление проекта.
Конечно, поможет! Потому что в этих сказках есть житейская мудрость.
Регулятивные УУД
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-учиться работать по предложенному учителем плану
Личностные результаты
-развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
- с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Актуализация знаний.
Подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в учебное задание.
Анализирование поиска нужного источника информации.
С какими сказками уже познакомились? Работа по карточкам. Дети прочитывают отрывки из произведений. Начинают работать над проектом. Называют и записывают название сказки.
Кто их написал? Что общего в них?
А что такое мудрость? Как вы узнали значение этого слова? Чтение по «цепочке» (читают все члены группы).
Предварительно дети искали значение слова в интернете, словаре и спрашивали у родителей.
«Мудрый старик» -татарская сказка, «Мудрая девушка»- киргизская, «Мудрая дева» - русская. Это народные сказки, их придумал не один человек, а целое поколение.
В каждом названии есть слово – мудрый или мудрая.
Мудрость – это ум, сообразительность, смекалка. Мы работали с разными источниками информации.
Познавательные УУД
-прочитать отрывки и проанализировать их, чтобы определить название по содержанию
-рассказать то, что узнали из разных источников
.
Обобщение и систематизация знаний.
Обобщить полученные знания обучающихся при выполнении учебного задания.
Вы заметили: во всех трех сказках всесильные правители признали себя побежденными. Почему? Если вы сумеете ответить на этот вопрос, значит, вы поняли народную мудрость, заключенную в этих сказках.
Найдите подтверждение в текстах. (Индивидуальная работа - каждый самостоятельно находит окончание сказки и его перечитывает).
Потому что, они увидели, что простые люди знают много и не желают никакой наживы, они с удовольствием делятся своими знаниями со всеми
Стр.10,стр.18, стр.24-25.
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Физкультминутка (на усмотрение учителя).
Учить самоорганизации и организации при работе в группе при выполнении учебного задания.
Предлагаю несколько пословиц. Посовещайтесь в своих группах и определите нужную пословицу к каждой сказке.
Молодцы! А сейчас задание потруднее! Представьте, что главные герои этих сказок встретились на сказочной поляне. Как они себя поведут, что будут говорить, понравиться ли им общение? Почему? Поделятся ли они своей мудростью? А может быть это уже новая сказка?
Обучающиеся подбирают нужную пословицу.
Обсуждение проблемной ситуации в группах.
Коммуникативные УУД
-развивать умение слушать и понимать речь других.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-умение работать в паре и в группах.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Сформировать умение найти применение полученных знаний в жизни.
Посовещайтесь в группах и предложите свое видение этой ситуации. Дискуссия. Закончите оформление своего проекта. Для этого, используя графический редактор, начните оформлять иллюстрацию к вашей совместной работе. Все проекты помещаются на доску.
Дети рассказывают свои придуманные истории. Обучающиеся работают на одном ноутбуке в графическом редакторе и создают картинку.
Коммуникативные УУД
-умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
-развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Формировать умение делать анализ своей деятельности.
Отследить удовлетворённость ребёнка своей работой на уроке.
Молодцы! Работа нашей литературной мастерской подходит к концу. Определи ли мы ответ на наш главный вопрос урока - «На это недели мы будем стараться…»Вернемся к нашим лучам знаний отметьте, ту цифру, которая обозначает ваш багаж знаний в конце урока.
Какое домашнее задание вы могли бы предложить своим коллегам по рабочей группе?
Спасибо за работу!
Возможные ответы обучающихся.
На это недели мы будем стараться хорошо учиться, уважать старших, помогать слабым, учится быть мудрыми.
1.Закончить рисунок к проекту сказки «Мудрость ценят все народы».
2.Придумать продолжение.
Личностные результаты:
-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности