По фамилии автора, заглавию произведения, иллюстрации к произведению, по ключевым словам дети высказывают предположение , о чем будет этот текст.
Ученики прогнозируют содержание текста. Возникает мотивация к чтению.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения завершается постановкой цели: прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель: осмысление текста на уровне содержания
1.Первичное чтение
Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения.
2.Перечитывание текста.
Медленное вдумчивое повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов)
Читаем текст, ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интепретация.
3. Беседа по содержанию текста
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение ( в случае необходимости ) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение
На втором этапе работы с текстом при анализе текста мы применяем новый прием – диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору», к сожалению , недостаточно освоенный современной школой. Вместе с тем технология продуктивного чтения предполагает использование этого приема как основного.
Почему? Психологи установили, что этот прием «диалог с автором» помогает запустить механизм понимания.
ПРИЕМ: диалог с автором
Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы, задавать свои Вопросы
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
Как научить детей вести диалог с автором во время чтения?
1.Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.
2.Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончится произведение.
3.Научить детей задавать свои вопросы автору по ходу чтения.
Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: -Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится?
Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
4.Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Уместно для учеников расставлять в тексте
сигналы: В- вопрос (найди, задай), О – Ответ (ответь на этот вопрос), П- проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста)
3 этапРабота с текстом после чтения
Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»)
1.Концептуальная ( смысловая) беседа по тексту
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе после чтения текста углубит понимание прочитанного произведения, поскольку ребенок сможет соотнести впечатления о тексте с представлением о личности автора.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. вопросы по иллюстрации: какой фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом?) Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
4.Творческие задания.
Рассмотрим, как работает данная технология на конкретном примере: тексте Джона Роналда Толкина «Хоббит» глава «Пауки и мухи» 2 класс учебник «Маленькая дверь в большой мир» Бунеевы
Рассмотрим 2 этапа работы с текстом.
1 этап.Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозирование содержания текста, создание мотивации к чтению
Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
Дети читают ключевые слова к 1 части, рассматривают и анализируют иллюстрацию, соотносят ее с названием произведения и главы, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
(Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о сказочном человечке хоббите ,о его путешествиях с гномами.
Этап завершается постановкой цели:
«Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Текст читает учитель, дети обязательно следят. По ходу чтения идет диалог с автором и комментирование прочитанного ( короткие комментарии для облегчения понимания отдельных слов , словосочетаний). Дети делают в тексте сигналы.
В- вопрос (найди, задай), О – Ответ (ответь на этот вопрос), П- проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста)
ВНИМАНИЕ !!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы « не заболтать» текст, не отвлечься от содержания, а наоборот, способствовать его пониманию.
Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе ( окружающий мир, русский язык, математика.
Остановимся немного на уроках математики. Технологию продуктивного чтения применяем при решении задач.
Методика работы над задачами
Этапы работы с текстом составной задачи ( 2 - 4 класс)
Фронтальное чтение про себя и подчёркивание всех информационных единиц ( всех названных в тексте величин).
Разбор текста задачи и одновременное построение оптимальной вспомогательной модели к данной задаче: выписывание опорных слов, найденных величин и вопроса. (Модель задумывает педагог и подводит детей к её построению. Например , даётся пустая таблица, учитель просит её заполнить. Краткая запись и схема появляются на доске одновременно с разбором текста задачи.)
Оценка этой модели с точки её понятности и доступности.
Составление детьми плана решения задачи.
Индивидуальная или парная работа учеников по решению задачи.
Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность рассуждений при решении задач.
Почему важно заниматься моделированием на уроках математики?
В современных педагогических и психологических исследованиях доказано, что развитиеинтеллекта ребенка должно сопровождаться процессом моделирования как формой продуктивного мышления. Модели, позволяющие детям перейти от наглядно-образного мышления к абстрактному.
Алгоритм решения задач
Чтение задачи.
Выделение величин.
Выделение вопроса.
Моделирование схемы к задаче.
Выбор действия по схеме.
Составление плана решения.
Запись и объяснение полученного результата.
8.Проверь своё решение
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.