Практические работы по дисциплине Социальная психология по теме "Общение"
Практические работы по дисциплине Социальная психология по теме "Общение"
В данное пособие включен конспект двух практических занятий по социальной психологии. Практическая работа №1.
Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Обучение эффективному использованию вербальных и невербальных средств общения, точной передачи информации и установлению контакта.
Правила тренинга.
Правило активности – каждый участвует во всем, что происходит.
Правило правой руки – хочешь сказать подними руку.
Правило организации (перерыва нет, выходим по мере необходимости по одному.
1. Игра «Испорченный телефон»
Цель игры: Показать пути искажения информации при передаче от одного лица другому.
(Эксперимент с рассказом, который воспроизводится по очереди. Участвуют 6 человек, 5 - выходят за дверь, 1 слушает небольшой рассказ, содержащий большое количество смысловых блоков. Задача 1 рассказать то, что он запомнил вошедшему человеку и так далее по цепочке. Оценивается полнота «доставленной» до 6 человека информации).
2. Сообщение студента на тему "Жесты как средства невербального общения."
3. Упражнение «Толстое стекло»
Цель: учиться передаче информации при помощи невербальных средств.
4. Упражнение «АВТОБУС».
Цель: формирование коммуникативных умений
5. Сообщение студента на тему «Правила и ошибки слушания».
6. Игра «ДРУГИМИ СЛОВАМИ»
Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.
7. «Счет».
Цель – формирование умения внимательно слушать собеседника, удерживать нить рассказа.
8. Подвижные упражнения на установление и удержание контакта.
а). Упражнение «Свободный стул» («Мигалки»)
Цель: формирование коммуникативных умений
б). Упражнение «НАЙДИ ПАРУ»
Цель: формирование коммуникативных умений
ИТОГ занятия:
- Что нового вы узнали для себя в ходе данного занятия?
Практическая работа №2
Тема: Процессы социального познания.
Цель: Формирование навыков общения и взаимодействия.
1.Оргмомент.
Вспомнить признаки совместной деятельности (единая цель, считаться с индивидуальными особенностями других участников труда, оказывать им помощь, подчиняться общим требованиям)
2.Разминка.
а). Игра "Хлопки по коленям".
Смысл упражнения: упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.
б). Ай-ай-ай.
Смысл упражнения: упражнение служит хорошей разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.
3. Основная часть
Участники должны вспомнить средства невербального общения и использовать их в следующем упражнении.
а). Узелок.
Подготовка
Для игры понадобится канат или прочная веревка длиной около 15 м (на группу из 25 человек – из расчета 40-50 см на участника).
Смысл упражнения. Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условия для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активации творческого мышления, поскольку способ его выполнения не оговаривается, участники должны найти его самостоятельно.
б). Живой круг.
Смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Оно создает очень хорошие условия для наблюдения за поведением участников.
в). Путаница.
Смысл упражнения. Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде.
г). Кольцо.
Смысл упражнения. Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде.
д). Встанем в строй.
Смысл упражнения. Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде.
4. Итог занятия.
Выводы. Какие трудности испытали? Почему?
Что узнали нового для себя?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практические работы по дисциплине Социальная психология по теме "Общение"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВЕЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж»)
Практические работы
по дисциплине Социальная психология
по теме «Общение»
Для специальностей:
38.02.04 Коммерция
09.02.03 Программирование в компьютерных
системах
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Вельск
2016
2
РАССМОТРЕНО Практические занятия
на заседании предметной (цикловой) составлены в соответствии с
комиссии социально-гуманитарных рабочей программой дисциплины дисциплин «Социальная психология» Протокол № ___ от «___» ____2016г. для специальностей
Председатель ______(Поплавская И.А.) 38.02.04 Коммерция
09.02.03 Программирование
в компьютерных системах
38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет
Составила ____________(Сульжицкая Г.П.)
3
ПЕРЕЧЕНЬ
практических работ
по дисциплине Социальная психология
по теме «Общение»
для специальностей: 38.02.04 Коммерция
09.02.03 Программирование в компьютерных
системах
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Практическая работа №1
Тема: Общение как обмен информацией.
Практическая работа №2
Тема: Процессы социального познания.
4
Практическая работа №1.
Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Обучение эффективному использованию вербальных и невербальных средств общения, точной передачи информации и установлению контакта.
Правила тренинга.
Правило активности – каждый участвует во всем, что происходит.
Правило правой руки – хочешь сказать подними руку.
Правило организации (перерыва нет, выходим по мере необходимости по одному).
Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «общение» и будем говорить об общении как о коммуникации. Вспомните, общение как коммуникация – это ….? (общение как обмен информацией).
При передаче информации могут возникнуть коммуникативные барьеры. Что это такое? Барьеры мешают адекватной передаче информации, ее часть может быть утеряна или искажена.
Приведите примеры.
Рассмотрим, как это происходит на практике.
1. Игра «Испорченный телефон»
Цель игры: Показать пути искажения информации при передаче от одного лица другому.
(Эксперимент с рассказом, который воспроизводится по очереди. Участвуют 6 человек, 5 - выходят за дверь, 1 слушает небольшой рассказ, содержащий большое количество смысловых блоков. Задача 1 рассказать то, что он запомнил вошедшему человеку и так далее по цепочке. Оценивается полнота «доставленной» до 6 человека информации).
«Однажды в торговой фирме «Солнечный ветер» чуть не произошло ограбление. Случилось это не ночью и даже не вечером, а в разгар рабочего дня 27 июля 2006 года. В тот пасмурный день в офисе были только директор фирмы Иван Семенович Беляев и бухгалтер Елизавета Матвеевна Туманова. В 13.55 Елизавета Матвеевна отправилась на обед, уйти на который должна была на 5 минут позже. Надо сказать, что в планы Тумановой вовсе не входило посещение ближайшего к офису кафе «Орион», за обеденный час она хотела успеть дойти до магазина «Луч» и купить присмотренную накануне сумочку. В то же время Иван Семенович повез документы партнерам в фирму «Мясной рай» и собирался вернуться не раньше 15.00. Забыв о том, что кроме них других сотрудников сегодня нет, ни Беляев и ни Туманова не сообщили друг другу о своих планах и забыли закрыть дверь в офис. В 14.20 в офис фирмы зашел недавно освободившийся Степан Орлов, искавший работу. Он, естественно, ограбления не планировал, но решил такой шанс не упускать. К несчастью в кабинете директора в тот день была большая сумма денег, которую он не успел положить в сейф, а просто засунул в нижний ящик стола.
Но попытка Орлова разбогатеть оказалась неудачной. В офис неожиданно вернулся Иван Беляев, забывший документы на столе, и ловко задержал преступника».
Разбор после игры.
- Изменилась ли информация, полученная вначале игры? Почему это произошло? Какие трудности испытали во время игры?
ВЫВОД.
2. Жесты как средства невербального общения.
3. Упражнение «Толстое стекло»
5
Цель: учиться передаче информации при помощи невербальных средств.
Участники делятся на 6 групп по 4-5 человек.
Каждая группа получает несколько карточек с разными ситуациями, которые нужно изобразить при помощи невербальных средств общения.
Участники сами распределяют роли.
Приходи ко мне завтра со своей соседкой и собакой на чашечку чая.
Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить?
У меня в квартире такой беспорядок, что ничего не могу найти.
Вчера прыгала с парашютом, думала, умру от страха.
У меня такое хорошее настроение, что душа поет.
Мороженое такое холодное, что зубы ломит.
Тебе звонила какая-то женщина и сердитым голосом сказала, что перезвонит позже.
Объелся клубники, не могу пошевелиться.
Наши соседи всю ночь ругались, а я подслушивал.
Обожаю кататься на каруселях! А вы?
Концерт вчера был замечательный, я сидел в первом ряду.
Я мечтаю сниматься в кино.
Полей, пожалуйста, цветы и поставь их на подоконник.
Давай отметим Новый год в китайском ресторане?
Вчера опоздал на автобус, пришлось идти пешком.
У меня под окном расцвела сирень.
Беседа после игры. Участники делятся впечатлениями, трудностями, с которыми они столкнулись, находками, которые сделали в ходе выполнения заданий.
4. Упражнение «АВТОБУС».
Цель: формирование коммуникативных умений
2 желающих садятся напротив друг друга.
Вы едете в автобусе и вдруг видите во встречном автобусе человека, которого давно не видели. Вы хотите договориться о встрече в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении 1 минута, пока автобусы стоят у светофора.
Обсуждение: Легко ли понять? Легко ли выражать свои мысли невербально?
Какими средствами пользовались? Что помогало или мешало?
5. Сообщение студента на тему «Правила и ошибки слушания».
6. Игра «ДРУГИМИ СЛОВАМИ»
Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.
3 команды – участницы. 3-4 арбитра.
Команды по очереди на время передают фразу, каждый раз нужно произносить ее с использованием других слов.
Помоги мне переставить мебель
Беги быстрее, мы опаздываем на автобус.
Не мешай мне, я читаю интересную книгу.
6
Обсуждение: сложно ли по-другому строить фразу? Как именно вы строили новую фразу?
7. «Счет».
Цель – формирование умения внимательно слушать собеседника, удерживать нить рассказа.
Участникам предлагается сосчитать до 33. Но если число делится на 3 или в написании есть цифра 3, то число не произносится, а делается хлопок. Если кто-то сбился – с него начинается счет снова.
Подвижные упражнения на установление и удержание контакта.
а). Упражнение «Свободный стул» («Мигалки»)
Цель: формирование коммуникативных умений
Сначала рассчитаться на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые – стоят за спинками стульев. Оставшийся без пары человек стоит за спинкой свободного стула. Его задача – пригласить кого-нибудь на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами общения. Все, кто сидят на стульях очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит – удержать своих «подопечных», для этого нужно просто положить руки на плечи.
Обсуждение: кого приглашали на свой стул? Как понимали, что вас приглашают? Что больше понравилось сидеть или стоять?
б). Упражнение «НАЙДИ ПАРУ»
Цель: формирование коммуникативных умений
Все сидят в кругу. 1 человек ходит внутри круга и ищет человека, с которым хочет поменяться местами. Задача договориться об обмене невербально. Задача всех сидящих – как только вы заметили, что зовут вашего соседа, остановить его, просто положив руку на колено.
Обсуждение: какие средства использовали? Какой способ приглашения оказался самым удачным?
ИТОГ занятия:
- Что нового вы узнали для себя в ходе данного занятия?
Практическая работа №2
Тема: Процессы социального познания.
Цель: Формирование навыков общения и взаимодействия.
1.Оргмомент.
Вспомнить признаки совместной деятельности (единая цель, считаться с индивидуальными особенностями других участников труда, оказывать им помощь, подчиняться общим требованиям)
7
2.Разминка.
а). Хлопки по коленям.
Описание.
Участники сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке так, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два»,… Кто ошибся, то выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор пока из игры не выйдет примерно половина участников.
Смысл упражнения: упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.
Обсуждение: длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.
б). Ай-ай-ай.
Описание.
Участники стоят по кругу, в центре стоит водящий. Участники, начиная с водящего, рассчитываются по порядку от 1 до …. Затем водящий называет два номера участников, услышав свой номер, участники должны хлопнуть себя по коленям, сказать «ай, ай, ай» и поменяться местами. В этот момент водящий должен занять освободившееся место. Опоздавший участник становится водящим.
Смысл упражнения: упражнение служит хорошей разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.
Обсуждение: длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.
3. Основная часть
Участники должны вспомнить средства невербального общения и использовать их в следующем упражнении.
а). Узелок.
Подготовка
Для игры понадобится канат или прочная веревка длиной около 15 м (на группу из 25 человек – из расчета 40-50 см на участника).
Описание.
Группа выстраивается в колонну, каждый держится за канат. Дается задание – не отрывая рук от каната, завязать узел по центру веревки. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла.
Смысл упражнения. Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условия для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активации творческого мышления, поскольку способ его выполнения не оговаривается, участники должны найти его самостоятельно.
Обсуждение. Следует обратить внимание участников на то, то при выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно продумав и обсудив способ решения задачи.
б). Живой круг.
Описание.
Участники выходят из комнаты и закрывают (завязывают) глаза. В это время в центре комнаты на пол кладется веревка (длина примерно 15 метров), связанная узлом в круг.
8
Участники заходят все вместе. Их задача – найти веревку, взяться за нее руками, после чего образовать фигуру, названную тренером – квадрат, круг, ромб и т.п. когда команда решит, что фигура готова – все открывают глаза и оценивают результат.
Смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Оно создает очень хорошие условия для наблюдения за поведением участников.
Обсуждение. Что дает эта игра кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получилась идеальная фигура? А кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл не искать виноватых, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.
в). Путаница.
Описание.
Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется руками за руки людей стоящих напротив. После этого им нужно распутаться, не отпуская руки. Если участников более 10 человек – разделить на 2 команды и устроить соревнование.
Смысл упражнения. Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде.
Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы? Кому было во время игры комфортно, а кому нет? С чем это связано? Кто руководил процессом? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизится к решению проблемы?
г). Кольцо.
Описание.
Участники стоят, взявшись за руки. Первому стоящему на руку одевается веревочное кольцо диаметром около 1метра. Задача – передать кольцо последнему участнику.
Смысл упражнения. Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде.
Обсуждение. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы? Кому во время игры было комфортно, а кому нет? С чем это связано? Кто руководил процессом? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизится к решению проблемы?
д). Встанем в строй.
По сигналу ведущего все участники должны построиться по указанному признаку:
По цвету волос, начиная с самых светлых и заканчивая темными.
По росту.
По удаленности проживания относительно учебного заведения.
По возрасту и т.д.
Смысл упражнения. Помимо моделирования проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет наблюдать за распределением ролей в команде.
9
Обсуждение. Какое из данных заданий оказалось сложнее? Почему? С какими трудностями встретились при выполнении данных заданий? Кто помог с ними справиться?