Родительское собрание «Стили семейного воспитания»
Цели:
-Создание позитивного настроя родителей на взаимодействие с психологом;
-Передача знаний о стилях взаимоотношений в семье;
-Анализ семейной ситуации в аспекте видения ребёнка.
Этапы собрания:
1.Приветствие.выявление ожиданий.
2.Разминка.
3.Теоретическая часть + практическая работа.
4.Тест, "Какие мы родители".
5.Семья глазами ребёнка: анализ кинетического рисунка семьи.
6.Рекомендация литературы по вопросам общения с ребёнком.
7.Заключение: Аплодисменты.
Ход собрания:
I Приветствие
а) психолога;
б) коллективное (произносим про себя, шёпотом, громко слово " здравствуйте". Почувствуйте энергетику, энергию слова "здравствуйте", пусть это всегда объединяет людей).
в) выявление ожиданий
- Испытываете ли вы трудности в воспитании своего ребенка?
- Случаются ли сложные ситуации в общении с ребёнком?
- Что бы вам хотелось услышать по теме собрания?
Я ставила перед собой задачу передать знания о стилях семейного воспитания вам; показать, как видят проблемы в семье ваши дети; передать вам ответственность за возникающие проблемы в воспитании сына или дочки.
II Разминка
- С каким лицом вы чаще общаетесь со своим ребёнком?
- С каким лицом ребёнок чаще общается с вами?
- Каким бы вам хотелось видеть лицо ребёнка при общении с вами?
III Теоретическая часть
Семья - это первый устойчивый коллектив жизни каждого человека.За внешним поведением, установками, реакциями ребёнка видны его родители, дедушки и бабушки, братья и сёстры, связывающие их семейные отношения.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности.
Долгое время неоправданно переоценивалась роль общественного воспитания, предпринимались попытки оградить детей от влияния семьи, что привело к значительному снижению воспитательного потенциала семьи. Но даже в нынешних условиях роль взаимоотношений в семье остаётся исключительно важной для становления личности ребёнка.
Мне хочется рассказать о том, какие стороны воспитания способствуют развитию детей и их адаптации в школе и обществе, а какие факторы являются тормозящими и отклоняющими развитие от нормы.
С переходом ребёнка в 5 класс существенно меняется его образ жизни, изменяется система требований к ребёнку как в школе, так и в семье. Нередко, родители привыкшие к мысли, что ребёнок школьник и уже постиг школьную ситуацию, пускают систему " ребёнок - школа - родители" на самотёк, аргументируя " Ты уже большой, многое умеешь, учись как знаешь"; другие попадают в другую крайность, продолжая так же жёстко, как например в первом классе контролировать каждый шаг ребенка.
Умение, способ ребёнка адаптироваться к новому статусу - пятиклассника, его переход в новую возрастную группу - младшего подростка, его успешность в дальнейшей жизни зависит от стиля отношений, сложившихся в семье.
- Какие стили отношений в семье (да и вообще в обществе) вы знаете?
(Далее я рассказываю о стиле семейного воспитания, а родителям нужно записать, какие черты в характере формируют такой стиль воспитания)
Авторитарный стиль подразумевает жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребёнка школьной дисциплине.
Окрики и физические наказания являются типичными формами, выражающими власть взрослого над ребёнком. При этом не исключается любовь к ребёнку, которая может выражаться достаточно экспрессивно.
Черты характера: в таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе таких детей хорошо видно: в общении с учителями и сверстниками во всём поведении.
Либерально - попустительский стиль. Здесь подразумевается общение с ребёнком на принципе вседозволенности. Такой ребёнок не знает иных отношений кроме утверждения себя через требования
"Дай!, Мне!, Хочу!", капризы, демонстрацию обид. Попустительство приводит к тому, что ребёнок не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребёнка –понимания слова «надо».
Черты характера: В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми ЭГОИСТ, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми – он конфликтен и труден. В школе ребёнок из такой семьи обречён на провал в общении - ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не даёт возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.
Гиперопекающий стиль - этот стиль изначально лишает ребёнка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья, а иногда только мама, полностью фиксирует своё внимание на ребёнке: это бывает из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжёлой болезни, из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребёнка, из-за
оценки своего ребёнка как вундеркинда. В такой семье родители растворяются в ребёнке, посвящают ему всю свою жизнь.
Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребёнка в будущем. Черты характера: Родители страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе человека, полностью лишённого самостоятельности. Такие дети часто вызывают насмешку у сверстников. Инфантильное и зависимое поведение ребёнка лишает его возможности общаться на равных. Он занимает подчинённую позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.
Ценностное отношение к ребёнку, с умением родителей оценивать себя, своё поведение, адекватной оценкой своего ребёнка, ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребёнку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое "надо" и умеет дисциплинировать себя.
Черты характера : в такой семье растёт полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких.
В школе ребёнок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет стоить отношения с одноклассниками, сохранять чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.
Перечисленные стили общения в семье при всех своих достоинствах и недостатках имеют общее - родители не равнодушны к своим детям. Но есть ещё один стиль, который вовсе не направлен на воспитание.
Отчуждённый стиль - этот стиль подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребёнка. В такой семье родители или " не видят" своего ребёнка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии ( психологическая дистанция).
Черты характера: не заинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребёнка делает его одиноким, несчастным.
Впоследствии у него возникает отчуждённое отношение к людям или агрессивность. В школе ребёнок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.
В реальной жизни всё гораздо сложнее. В одной семье могут быть представлено одновременно несколько стилей в отношении к ребёнку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль. Кроме стилей отношений, обращённых к ребёнку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.
IV Тест "Какие мы родители"
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Ответьте на вопросы да - 2 балла
иногда - 1 балл
нет - 0 баллов
1.Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения
и радио по вопросам воспитания?
Читаете ли вы время от времени книги на эту тему?
2.Ваш ребёнок совершил поступок. Задумывались ли вы в этом
случае, не является ли его поведение результатом вашего
воспитания?
3.Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4.Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её,
даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе
остановиться?
5.Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда
это действительно необходимо?
6.Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных
педагогических принципов?
7.Сознаёте ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние?
8.Признаёте ли вы, что спорт и физкультура имеют большое
значение для гармоничного развития ребёнка?
9.Сумеете ли вы не приказывать своему ребёнку, а попросить его о
чём-либо?
10.Неприятно ли вам отделываться от ребёнка фразой типа "У меня
нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу" ?
Менее 6 очков О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
7-14 очков Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но всё же вам есть, над, чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной день полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте, уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков Вы, вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли ещё кое-что немного улучшить?
V Анализ кинетического рисунка семьи
А как же видят семью ваши дети. Что тревожит, беспокоит, с кем конфликтует. Мы рассмотрим эти факторы, проанализировав рисунки ваших детей.
Анализ: Р.В.Овчарова "Справочная книга школьного психолога"
Стр. 136-139
- Что хочется спросить по рисунку?
VI Рекомендация литературы
Баиярды "Ваш беспокойный подросток"
З.Матейчек "Родители и дети"
Ю.Гиппеннейтер "Обращаться с ребёнком Как ?"
В.Леви "Нестандартный ребёнок"
VII Подведение итогов
- Что хочется высказать по результатам нашего общения?
Я верю, что вы замечательные родители. Даже если вас сегодня что-то огорчило, то это здорово, значит у вас есть территория для роста, возможность измениться.
А лучшим родителям полагаются аплодисменты!