kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметная связь в организации внеурочной работы преподавателями специальных дисциплин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГКП «Семейский финансово-экономический колледж имени Р.Байсеитова» управления образования Восточно-Казахстанской области

 

Доклад  «Межпредметная связь в организации внеурочной работы преподавателями специальных дисциплин»

 

Преподаватель специальных дисциплин Касумканова Бакыт Мухамедиевна

 

 

Можно ли быть неграмотным? Можно. Но только это очень неудобно, а порой унизительно, или даже опасно. Человек не может прочитать то, что понятно всем. Точно также можно прожить, не зная ничего о законах и механизмах экономики. Это не смертельно. Вот только жизнь все время будет поворачивается  к Вам острыми углами. Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек был абсолютно независим от мира экономики, мог махнуть на нее и экономические законы рукой. Разве только на необитаемом острове. Все же остальные, хотят они того или нет, вынуждены считаться с требованиями мира экономики. «Жизнь устроена так, что решение любого, даже, на первый взгляд, не связанного с экономикой вопроса, все равно зависит от него». (Н.А. Назарбаев)    

Современный этап состояния нашего общества, развитие рыночных отношений характеризуется широким применением в производстве новых технологий, глубокими преобразованиями в общественной и личной жизни. Это приводит к коренным изменениям в содержании труда служащих различных профессий.

Если в социалистическом обществе, где общественное производство, основанное на общенародной собственности и сочетающее в себе централизованное управление, было плановым, где многое было гарантированно и «разложено по полочкам», то в настоящее время решение многих доминирующих экономических вопросов каждый член общества, каждый инвалид должен взять на себя. Это сложно. Тем более, что этому раньше не учили. Отсюда вытекает только одно: экономическое образование и воспитание учащихся, изучение ими закономерностей развития общественного производства, законов рыночной экономики, выработка умений применять экономические знания на практике становится одним из приоритетных направлений в образовательной деятельности начального и среднего профессионального образования.

Экономическое образование имеет целью усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью  человека в современном рыночном производстве. Существует три уровня экономических знаний, на которых следует формировать экономические знания учащихся:

  • общенаучный (знание экономических законов рыночной экономики, рыночного производства, основных понятий в области экономики производства и труда, маркетинга, менеджмента, психологии);
  • отраслевой (специфические проявления отдельных экономических законов в конкретной отрасли; особенности организации экономики  производства и труда в данной отрасли);
  • профессиональный (сумма экономических знаний и умений, необходимых для успешной работы на конкретном рабочем месте) 

Общенаучный уровень позволит ознакомить учащихся с экономико-организационными основами современного производства. Отраслевой хорошо согласуется с задачами профориентации и особенностями построения программ производственного обучения по конкретным специальностям. Наконец, профессиональный уровень экономических знаний необходим  для соединения обучения с производительным трудом. В содержании экономических знаний, "рассыпанных" в общепрофессиональных и специальных дисциплинах колледжа и в содержании производственной подготовки, имеются знания всех трех указанных уровней.

Изучение каждого учебного предмета, предусмотренного учебным планом по какой-либо специальности, вносит свой вклад в общее развитие и воспитание, экономическое образование учащихся.

Одним из важных условий повышения качества подготовки  квалифицированных специалистов среднего звена является установление межпредметных связей.

На заседаниях методического совета планируется межпредметные связи поурочных планов преподавателей с  тематическими и общими планами колледжа. Обобщается передовой педагогический  опыт по эффективности обучения с позиции принципа межпредметности, составляются графики взаимопосещения уроков, проводятся встречи преподавателей  цикловых комиссий с целью обеспечения своевременного изучения опорных учебных тем. Преподавателями цикловых комиссий общепрофессиональных и специальных дисциплин и языков проводятся встречи по планированию бинарных уроков, например предметы "ОЭТ" и "Делопроизвоство", цель которых внедрение государственного языка в учебный процесс, развития навыков делового общения на  государственном языке. Открытый урок в рамкам конкурса "Лучший преподаватель" проводила преподаватель Гибадуллина Л.Р. по предмету "ОЭТ" совместно с  "Информатикой", где учащиеся в программе Excel решали задачи и строили графики. Совместные уроки по предметам "Банковские операции", "Учет в банках" и "Налоги и налогообложение" совместно с "Информатикой" также дают положительные результаты.  Такие совместные уроки предмета "Информатика"  со специальными дисциплинами являются эффективными, так как  учащиеся видят ее практическое применение в своей будущей профессии.   

Проблема межпредметных связей относится к числу сложных педагогических проблем, требующих для своего решения коллективного опыта преподавателей.

Однако в настоящее время еще не выработана общепринятая система основных направлений  реализации связи общепрофессиональных и специальных дисциплин. Выделим из всего многообразия их взаимоотношения, следующие основные направления:

- понятийно-содержательную связь по содержанию учебного материала;

- последовательно-временную связь по времени и последовательности изучения учебного материала;

- познавательно-практическую связь  - связь между познавательной и предметно-практической и трудовой деятельностью учащихся.

Исходя из сказанного, рассмотрим кратко сущность последнего направления. Познавательно-практическая связь рассматривается как органическая взаимосвязь познавательной и предметно-практической, трудовой деятельности учащихся.

При подготовке специалистов в колледже широко применяют приемы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. В этом направлении  достигнуты определенные успехи. Однако многие преподаватели тяготеют только к внутрипредметной активизации, в частности разрабатывают систему заданий по отдельным предметам. Такие  задания действительно необходимы, они помогают преподавателям проконтролировать усвоение отдельных тем каждым учащимся. Однако такая система знаний все же не является исчерпывающей. Многие учащиеся зачастую не умеют применять полученные знания на практике. Так происходит потому, что преподавание отдельных предметов не всегда объединено логической связью. Учащийся может ответить на упрощенный вопрос, но нередко теряется, если вопрос сложный, комплексный, требующий для ответа умения связать знания, полученные на уроках по различным предметам. Зачастую учащиеся не могут воспользоваться справочной литературой, проиллюстрировать свой ответ схемой или графически.

Одним из необходимых условий целостности формируемых знаний является осуществление действенных межпредметных связей. Существует немало форм и методов установления межпредметных связей, весьма действенной формой является проведение мероприятий включающие в себе комплексные межпредметные задания. Такие мероприятия необходимо чаще проводить в ходе учебного процесса и внеурочной работы и не ограничивать системой традиционных попредметных заданий тренировочного характера.

Как показывает практика, выполнение хотя бы на заключительном этапе обучения даже одного комплексного межпредметного мероприятия заставляет учащихся по-иному оценить свои знания. Они убеждаются в том, что знания по отдельным предметам, объединенные логической связью, позволяют создавать, творить. Совершенно очевидно, что комплексные межпредметные мероприятия могут быть разработаны для разных специальностей  и по разным предметам.  

Например, проведенные нашей цикловой комиссией, в рамках недели, такие комплексные мероприятия как "Своя игра", "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг"  включали  в себе задания по нескольким предметам, что позволило оценить  знания участников по отдельным предметам.

Большое значение в реализации межпредметных связей имеет внедрение предметных кружков, способствующих обобщению знаний и умений, развивающих экономическое мышление. Они учат применять полученные знания в решении производственных задач, воспитывают волевые черты, развивают практические умения и навыки, культуру общения. Учащиеся, члены кружков колледжа принимают активное участие в оснащении кабинетов, лабораторий.

Таким образом, преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин добиваются успеха, планируя и осуществляя межпредметные связи, что, в свою очередь, объединяет науку и производство, теорию и практику. Совместная  творческая деятельность преподавателей и учащихся вносят неоценимый вклад в процесс обучения, воспитывают ответственность, требовательность к себе и другим, гордость за выбранную профессию, чувство гражданственности.         

 

 

    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметная связь в организации внеурочной работы преподавателями специальных дисциплин»»

КГКП «Семейский финансово-экономический колледж имени Р.Байсеитова» управления образования Восточно-Казахстанской области

Доклад «Межпредметная связь в организации внеурочной работы преподавателями специальных дисциплин»


Преподаватель специальных дисциплин Касумканова Бакыт Мухамедиевна



Можно ли быть неграмотным? Можно. Но только это очень неудобно, а порой унизительно, или даже опасно. Человек не может прочитать то, что понятно всем. Точно также можно прожить, не зная ничего о законах и механизмах экономики. Это не смертельно. Вот только жизнь все время будет поворачивается к Вам острыми углами. Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек был абсолютно независим от мира экономики , мог махнуть на нее и экономические законы рукой. Разве только на необитаемом острове. Все же остальные, хотят они того или нет, вынуждены считаться с требованиями мира экономики. «Жизнь устроена так, что решение любого, даже, на первый взгляд, не связанного с экономикой вопроса, все равно зависит от него». (Н.А. Назарбаев)

Современный этап состояния нашего общества, развитие рыночных отношений характеризуется широким применением в производстве новых технологий, глубокими преобразованиями в общественной и личной жизни. Это приводит к коренным изменениям в содержании труда служащих различных профессий.

Если в социалистическом обществе, где общественное производство, основанное на общенародной собственности и сочетающее в себе централизованное управление, было плановым, где многое было гарантированно и «разложено по полочкам», то в настоящее время решение многих доминирующих экономических вопросов каждый член общества, каждый инвалид должен взять на себя. Это сложно. Тем более, что этому раньше не учили. Отсюда вытекает только одно: экономическое образование и воспитание учащихся, изучение ими закономерностей развития общественного производства, законов рыночной экономики, выработка умений применять экономические знания на практике становится одним из приоритетных направлений в образовательной деятельности начального и среднего профессионального образования.

Экономическое образование имеет целью усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современном рыночном производстве. Существует три уровня экономических знаний, на которых следует формировать экономические знания учащихся:

  • общенаучный (знание экономических законов рыночной экономики, рыночного производства, основных понятий в области экономики производства и труда, маркетинга, менеджмента, психологии);

  • отраслевой (специфические проявления отдельных экономических законов в конкретной отрасли; особенности организации экономики производства и труда в данной отрасли);

  • профессиональный (сумма экономических знаний и умений, необходимых для успешной работы на конкретном рабочем месте)

Общенаучный уровень позволит ознакомить учащихся с экономико-организационными основами современного производства. Отраслевой хорошо согласуется с задачами профориентации и особенностями построения программ производственного обучения по конкретным специальностям. Наконец, профессиональный уровень экономических знаний необходим для соединения обучения с производительным трудом. В содержании экономических знаний, "рассыпанных" в общепрофессиональных и специальных дисциплинах колледжа и в содержании производственной подготовки, имеются знания всех трех указанных уровней.

Изучение каждого учебного предмета, предусмотренного учебным планом по какой-либо специальности, вносит свой вклад в общее развитие и воспитание, экономическое образование учащихся.

Одним из важных условий повышения качества подготовки квалифицированных специалистов среднего звена является установление межпредметных связей.

На заседаниях методического совета планируется межпредметные связи поурочных планов преподавателей с тематическими и общими планами колледжа. Обобщается передовой педагогический опыт по эффективности обучения с позиции принципа межпредметности, составляются графики взаимопосещения уроков, проводятся встречи преподавателей цикловых комиссий с целью обеспечения своевременного изучения опорных учебных тем. Преподавателями цикловых комиссий общепрофессиональных и специальных дисциплин и языков проводятся встречи по планированию бинарных уроков, например предметы "ОЭТ" и "Делопроизвоство" , цель которых внедрение государственного языка в учебный процесс, развития навыков делового общения на государственном языке. Открытый урок в рамкам конкурса "Лучший преподаватель" проводила преподаватель Гибадуллина Л.Р. по предмету "ОЭТ" совместно с "Информатикой", где учащиеся в программе Excel решали задачи и строили графики. Совместные уроки по предметам "Банковские операции", "Учет в банках" и "Налоги и налогообложение" совместно с "Информатикой" также дают положительные результаты. Такие совместные уроки предмета "Информатика" со специальными дисциплинами являются эффективными, так как учащиеся видят ее практическое применение в своей будущей профессии.

Проблема межпредметных связей относится к числу сложных педагогических проблем, требующих для своего решения коллективного опыта преподавателей.

Однако в настоящее время еще не выработана общепринятая система основных направлений реализации связи общепрофессиональных и специальных дисциплин. Выделим из всего многообразия их взаимоотношения, следующие основные направления:

- понятийно-содержательную связь по содержанию учебного материала;

- последовательно-временную связь по времени и последовательности изучения учебного материала;

- познавательно-практическую связь - связь между познавательной и предметно-практической и трудовой деятельностью учащихся.

Исходя из сказанного, рассмотрим кратко сущность последнего направления. Познавательно-практическая связь рассматривается как органическая взаимосвязь познавательной и предметно-практической, трудовой деятельности учащихся.

При подготовке специалистов в колледже широко применяют приемы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. В этом направлении достигнуты определенные успехи. Однако многие преподаватели тяготеют только к внутрипредметной активизации, в частности разрабатывают систему заданий по отдельным предметам. Такие задания действительно необходимы, они помогают преподавателям проконтролировать усвоение отдельных тем каждым учащимся. Однако такая система знаний все же не является исчерпывающей. Многие учащиеся зачастую не умеют применять полученные знания на практике. Так происходит потому, что преподавание отдельных предметов не всегда объединено логической связью. Учащийся может ответить на упрощенный вопрос, но нередко теряется, если вопрос сложный, комплексный, требующий для ответа умения связать знания, полученные на уроках по различным предметам. Зачастую учащиеся не могут воспользоваться справочной литературой, проиллюстрировать свой ответ схемой или графически.

Одним из необходимых условий целостности формируемых знаний является осуществление действенных межпредметных связей. Существует немало форм и методов установления межпредметных связей, весьма действенной формой является проведение мероприятий включающие в себе комплексные межпредметные задания. Такие мероприятия необходимо чаще проводить в ходе учебного процесса и внеурочной работы и не ограничивать системой традиционных попредметных заданий тренировочного характера.

Как показывает практика, выполнение хотя бы на заключительном этапе обучения даже одного комплексного межпредметного мероприятия заставляет учащихся по-иному оценить свои знания. Они убеждаются в том, что знания по отдельным предметам, объединенные логической связью, позволяют создавать, творить. Совершенно очевидно, что комплексные межпредметные мероприятия могут быть разработаны для разных специальностей и по разным предметам.

Например, проведенные нашей цикловой комиссией, в рамках недели, такие комплексные мероприятия как "Своя игра", "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг" включали в себе задания по нескольким предметам, что позволило оценить знания участников по отдельным предметам.

Большое значение в реализации межпредметных связей имеет внедрение предметных кружков, способствующих обобщению знаний и умений, развивающих экономическое мышление. Они учат применять полученные знания в решении производственных задач, воспитывают волевые черты, развивают практические умения и навыки, культуру общения. Учащиеся, члены кружков колледжа принимают активное участие в оснащении кабинетов, лабораторий.

Таким образом, преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин добиваются успеха, планируя и осуществляя межпредметные связи, что, в свою очередь, объединяет науку и производство, теорию и практику. Совместная творческая деятельность преподавателей и учащихся вносят неоценимый вклад в процесс обучения, воспитывают ответственность, требовательность к себе и другим, гордость за выбранную профессию, чувство гражданственности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Касумканова Бакыт Мухамедиевна

Дата: 30.10.2019

Номер свидетельства: 524896


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства