Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по построению и моделированию понятий « Родина», «отечество»,» народ»,» Россия», «казачество», «край». - воспитывать чувство гордости и уважения к людям, живущим на Донской земле, их многовековым традициям;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОРКСЭ»
МБОУ « Леоновская СОШ»
Ростовская область
Обливский район
х. Леонов
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Найдёнова Наталья Геннадьевна
Класс: 4
Технологическая карта урока
1. Общая часть
Предмет
ОРКСЭ. Основы светской этики
Класс
4
Тема урока
Чувство Родины
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, милосердие, миролюбие;
Понимание Отечества как многонационального государства с великим культурным наследием и богатыми традициями.
П.- способность ставить и сохра- нять учебные цели и задачи. Ори- ентироваться в своей системе зна- ний.
Р.-способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Уме- ние планировать, контролировать и оценивать результат.
К.- умение работать в команде, согласовывать свои действия с другими людьми.
Формирование основ Российской гражданской идентичности ценност- ного отношения к своей Родине, воспитание пат- риотизма, развитие любви и уважения к Отечеству,казачеству, к своему краю.
Цель урока
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по построению и моделированию понятий « Родина», «отечество»,» народ»,» Россия», «казачество», «край». - воспитывать чувство гордости и уважения к людям, живущим на Донской земле, их многовековым традициям;
Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, презентация к уроку, классная доска, настольная игра, Политическая карта мира.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке
Учебник «Основы светской этики» 4 класс, автор А.И.Шемшурина, издательство «Просвещение» 2013 г. Изображения флага и герба РФ. Пословицы о Родине. Стихотворения о Родине.
В разработке использованы следующие технологии обучения: метод проектов (способствовал активизации мыслительной деятельности учащихся, самостоятельному поиску и разработке материала); элементы эмоциональной драматургии (позволил затронуть эмоциональную сферу); межпредметная интеграция (активизация и формирование жизненных ценностей, широко представлен и охвачен материал по нескольким общеобразовательным предметам).
Перед мероприятием учащиеся знакомятся с дополнительной литературой по теме ( список литературы рекомендует учитель или библиотекарь), готовят домашнее задание ( «Визитная» карточка, рассказ о городе Ростовской области). Использован материал интернет-ресурсов:
http://joymylife.org.ua
http://www.dobrieskazki.ru
http://www.idealdomik.ru
http://ocka3ke.ru
http://www.portal-slovo.ru
http://doshvozrast.ru
http://slavya.ru
http://www.koiro.edu.ru
Организационная структура урока
1. Урочная форма проведения
2. Внеурочная форма проведения- экскурсия « Мой край».
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
11 минут
Приветствие. Эмоциональный настрой на урок речёвкой:
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
-Улыбнитесь мне и друг другу!
Проверка готовности учащихся к уроку.
Беседа с классом.
Беседа с учащимися. Работа над словом Родина.
-А кто знает, почему мы называем Россию- Родиной? Попробуйте подобрать к слову Родина однокоренные слова. Запишите их на листочках.
- Что у вас получилось? (родители, род, родной, родиться, родня, рождение, Рождество, роди-
мый, родник, природа, зародыш, урожай, недород, родство и многие другие).
- А какой же здесь корень? (Корень «род»).
- Все эти слова имеют один и тот же корень, а значит и общее значение. Это что-то близкое к сердцу, ведь мы любим своих родственников, родителей, уважаем свой род, свою родословную. И, наверное, не случайно место, в котором родились наши бабушки, папы, мы, мы зовем именно Родиной. В нём исток, начало всего живого; близость и единство с родными местами и родными людьми. Поэтому Родина так дорога людям.
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Чтение стихотворения:
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
-Так писал в своих стихах Иван Савич Никитин.
-И действительно, есть за что полюбить Россию. Ведь она одна из самых красивых богатых стран мира. Да к тому же она ещё и самая большая на планете.Она простирается на тысячи километров с запада на восток, с севера на юг.
- История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.
- Как вы понимаете слово поколение? После предположений, высказанных учащимися, разбирается определение поколения Микровывод.
Итак, мы приходим к выводу, что поколение -группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью.
-Сколько поколений живы в вашей семье?
-Ты и твое поколение – младшее поколение
-Твои родители – старшее поколение
-Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.
Регулятивные УУД: (рефлексия своих чувств).
Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
16 минут
- Кто из людей чувствует пронзительнее, видит ярче, слышит точнее? (Позты, музыканты, ху-дожники). Давайте позовём их на помощь.
Прослушивание стихотворений о Родине в исполнении заранее подготовленных детей: Владимир Степанов «Что мы Родиной зовём?», Зинаида Александрова «Родина», Георгий Ла-донщиков «Родная земля». Что вы знаете о государстве, в котором живёте? (Ответы детей)
Да, Россия – наша Родина.
Иногда вместо слова Родина говорят слово Отчизна, Отечество. Как вы его понимае-
те? Можете объяснить? ( Страна отца, предков, исток рода).
Открываю доску с записью: «Отчизна – это край, где пленница душа» (Вольтер).
- Как вы это понимаете? У меня сразу появи -лось много вопросов. Как душа попала в плен? Душе там хорошо или плохо? Почему она не может оттуда вырваться? Душа – наша суть, на-ши чувства, переживания, эмоции. Здесь говорится именно о сильных и глубоких чувствах, которые человек питает к Родине, От-
чизне. Что же это за чувства?
Учитель:
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна славные люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
Дети исполняют песню «Моя Россия»
Г.Струве на слова Н.Соловьёвой.
-Ваша душа откликнулась? Что вы почувствова-ли? С чего начинается Родина? Вы теперь можете объяснить, что имел в виду Вольтер?
(Ответы детей). Вы правы, мы любим природу, своих родных, друзей, землю, на которой мы живём. И тут мы вплотную подошли к понятию «патриотизм».
Знакомство с новым понятием.
- Где мы можем посмотреть значение этого слова? (Обращаются к толковому словарю).
- Как вы думаете, в какое время патриотизм проявляется наиболее ярко? (В годы испытаний, в годы войны).
Прослушивание стихотворений
- Как лирические герои выражают свою любовь к Родине? В чём заключается их патриотизм?
(Они готовы защищать Родину ценой своей жизни)
Традиции и обычаи всех народов основаны на добре, чести, милосердии, справедливости.
-А что такое милосердие?
-А что такое справедливость?
-У каждого народа есть национальные и культурные традиции. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Морально-этические нормы – это и есть добро, честь, справедливость, милосердие. Соблюдая все эти морально-этические нормы, человек станет добрым, духовно чистым, светлым и радостным.
-В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. Мы разные. Но мы все вместе живём, вместе учимся, вместе работаем и вместе любим и гордимся нашей Родиной-Россией. (Слайд 23 : «Мы едины…»)
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций».
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Этап 3. Практикум
Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
5 минут
- Ребята, посмотрите на карту и найдите нашу страну.
- Каким цветом она обозначена?
- А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?
- Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.
-Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
-Россия – самая большая страна на свете.
-Границы России проходят и по суше, и по морю.
-Наша страна очень красива и богата.
-Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
(Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.)
Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
О каких символах России говорится в стихотворении?
(О флаге и гербе).
-Что такое герб? Где мы можем увидеть изображение гербов?
(Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.)
Слово «герб» в переводе означает «наследство».
Где можно увидеть государственный флаг России?
-К-Наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Слайд 16
-Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей.( армяне, турки, даргинцы, адйкейцы, узбеки, аварцы, и т.д.) Что общего у всех этих народов? В чем могут быть отличия?(традиции акие еще символы знаете? (гимн)
Традиции и обычаи всех народов основаны на добре, чести, милосердии, справедливости.
-А что такое милосердие?
-А что такое справедливость?
-У каждого народа есть национальные и культурные традиции. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Морально-этические нормы – это и есть добро, честь, справедливость, милосердие. Соблюдая все эти морально-этические нормы, человек станет добрым, духовно чистым, светлым и радостным.
-В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. Мы разные. Но мы все вместе живём, вместе учимся, вместе работаем и вместе любим и гордимся нашей Родиной-Россией. (Слайд 23 : «Мы едины…»)
Коммуникативные УУД: работа в малой группе.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции
Формируемые УУД
7 минут
Каждая группа выступает по вопросам со своей пословицей. Важно узнать мнение всех учащихся, а не только представителей групп.
На основании обсуждения делается вывод совместно с учителем о том, что в каждой пос-ловице присутствует чувство Родины, та нез-
римая, но крепкая связь, которая есть у каждо- го человека со своим Отечеством. Пословицы учат любить Родину и защищать её. У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.
Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон- одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно и величаво. Плавны изгибы его русла, спокойны плесы, похожие на большие озера. Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов , станиц, обширных заливных лугов.
Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди.
У этой большой земли яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег ее был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому. Она знала нашествие кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала Донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз полыхала Донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие наши предкиОбсуждение нижеприведенного высказывания по вопросам:
Кроме материальных ценностей, территории, знаний, старшие поколения передали нам богатые духовные традиции.
Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники
-Являются ли для нас традиции ценностью?
Изучение словосочетания «духовные ценности»
- что же означает термин «духовные»?
- Как вы понимаете слово «духовный»?
После короткого обсуждения, делаем вывод:
Духовный - внутренний, связанный с мыслями и чувствами человека.
Изучение понятия «духовный человек».
-Какие правила в отношениях между людьми мы связываем со словом «Духовный»?
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность
этапа
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам
Формируемые УУД
4 минуты
- Как называется край, в котором мы живём?
- Главный город края?
- Я хочу, чтобы ты любил наш Донской край, сохранил её красоту и богатство. Я надеюсь, что ты с гордостью будешь говорить о том месте, где живёшь.
М. Салтыков-Щедрин: «Люби, люби и люби своё Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и всё остальное без труда совершить».
- Как вы понимаете вторую часть этого высказывания?
- В чём заключался патриотизм писателя?
После экскурсии
Самостоятельная творческая работа учащихся.
- Семья, дом – частица Родины.
- Изменился ли за урок в вашем представлении образ Родины?
- Нарисуйте образ Родины.
(Создаём выставку рисунков)
7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
8. Закрепление основных понятий урока.
- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?
Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).
Домашнее задание
2 минуты
Продолжаем оформлять стенд «Мой край». К фотографиям, что вы принесли, сделайте подписи. В них выразите свои чувства к Родине.
Ростовская область занята двумя зонами растительности: зоной ковыльных степей и зоной полупустыни. Степями называются обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью, хорошо приспособившейся к условиям засушливого климата. Вот как описал их А. П. Чехов в повести "Степь": "Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется справа от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь, едешь и никак не разберешь, где она начинается и где она кончается".
Ковыльные степи в прошлом занимали на Дону большие пространства. В настоящее время они почти целиком распаханы.
В целинных степях Дона растет до 400 видов разнообразных трав и кустарников. В большом количестве в степях встречается разнотравье.
Птицы являются самой многочисленной как в видовом, так и в количественном отношении группой. Здесь встречаются редкие птицы: дрофа, малая крачка, малый баклан, розовый и кудрявый пеликаны, колпица, красавка, черноголовый хохотун, филин, фламинго и другие. На степных и водных пространствах было отмечено более 200 видов птиц, из них около 120 гнездится в этом районе. 63 вида наблюдается здесь во время кочевок и пролетов, 16 видов зимующих.
Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле которого - серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червленой (красной) крепостной стеной о трех башнях, из которых средняя - выше; в оконечности - золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс.
Столб сопровожден историческими донскими регалиями: справа - серебряным перначом поверх серебряных бобылева хвоста и насеки накрест; слева -серебряной булавой поверх таковых же насеки с орлом и бунчука накрест.
Щитодержатель - возникающий над щитом черный двуглавый орел с золотыми клювами и червлеными языками, имеющий на каждой из голов Российскую императорскую корону и увенчанный посередине большой Российской короной с лазоревыми лентами.
За щитом - четыре сложенных накрест Флага Ростовской области на золотых знаменных древках с копейными наконечниками, шнурами и кистями.
Знаменные древки перевиты лентой ордена Ленина.
-Флаг Ростовской области представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — синего, средней — жёлтого и нижней — алого цвета. Вертикально вдоль древка расположена белая полоса, составляющая 1/5 часть ширины флага.
Флаг Ростовской области был принят впервые атаманом Красновым в 1918 году. Цвета флага символизировали единство трёх народов (синий донских казаков, жёлтый — калмыков, красный — русских), живших на Дону. В 1996 году флаг был дополнен белой полосой — символом единства области с Российской Федерацией
Областной город Ростов-на-Дону,— крупнейший город на юге Российской Федерации; административный центр Ростовской области и Южного федерального округа. Город воинской славы. Основан Грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море, в 1092 километрах к югу от Москвы. Население — 1 109 835 чел. (2014), это десятый по численности населения город России. Занимает 1-е место среди городов Южного федерального округа (Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Сочи). Город является крупным административным, культурным, научно-образовательным, промышленным центром и важнейшим транспортным узлом Юга России. Неофициально Ростов нередко именуют «Воротами Кавказа» и «Южной столицей России», а также донская, комбайновая «столица», «Ростов-папа».
-У каждого города есть своя символика. К ним относятся: герб, флаг и гимн.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Зинаиды Горшковой.
Донские, сердцу милые просторы!
Любуюсь ими и душа поёт!
Земля родная так ласкает взоры,
Кто далеко, она к себе зовёт...
И казаков здесь песни льются:
"...Ты, Дон, ты-Родина моя!"
Всегда так хочется вернуться
В родные, милые края....
«Поколения наших предков создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: разработали месторождения нефти, газа различных руд, построили красивейшие города и поселки, сохранили для нас природу…»
(Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.)
Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
О каких символах России говорится в стихотворении?
(О флаге и гербе).
Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Чтение стихотворения:
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
-Так писал в своих стихах Иван Савич Никитин.
-Белый цвет-берёзка,
Синий-неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет(Флаг России)
-Флаг – триколор. Белый цвет – цвет мира, говорит о миролюбии нашей страны. Синий - символизирует веру, верность. Народ любит свою страну, верен ей. Красный цвет – цвет силы, крови пролитой за Родину.
(Слайд 11:флаг России)
У каждого народа есть национальные и культурные традиции. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Морально-этические нормы – это и есть добро, честь, справедливость, милосердие. Соблюдая все эти морально-этические нормы, человек станет добрым, духовно чистым, светлым и радостным.
-В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. Мы разные. Но мы все вместе живём, вместе учимся, вместе работаем и вместе любим и гордимся нашей Родиной-Россией. (Слайд 23 : «Мы едины…»)
(Слайд 24: «Живут в России разные…»)
Больше всего на свете я люблю родную землю с ее полями, лесами, реками, люблю мудрый, добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе язык. В.А.Закруткин.