В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» — плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» — как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом — с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европейских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе. Открытый урок и презентация по ОРКСЭ (светская этика) разработаны для учителей 4-х классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОРКСЭ (светская этика) »
Тема:Добро и зло.
Цель: на фоне постоянно присутствующего противоборства между добром и злом, помочь детям выбирать и аргументировать позицию защитников добра.
Задачи урока:
1.Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
2. Развитие способностей открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.
3. Воспитывать стремление к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование :компьютер, проектор, «Основы светской этики» 4-5 классы - учебное пособие Москва, Просвещение 2012, словарь С.И.Ожегова, Даля.
Ход урока
1. Мотивация учащихся, игра-тренинг
Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!
Сегодня у нас на уроке много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки!
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
-Послушайте внимательно стихотворение ( Юрий Шмидт "Добро и Зло")
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Добро и Зло – их некем заменить.
Ребята, а как бы вы озаглавили это стихотворение?(Добро и зло)
3.Сообщение темы урока, постановка проблемы
Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.
Добро и зло - важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение? (ответы детей)
4.Работа над новым материалом
1) Обсуждение проблемы, работа над понятием «добро»
Большинство живущих на земле людей не задается мыслью, что есть «добро».
Сегодня нам предстоит это узнать и ответить на следующие вопросы
- Что такое зло?
- Каких людей считают злыми?
- Что такое добро?
- Каких людей считают добрыми?
- Приведите примеры злых и добрых людей. (можно литературных героев).
В чем оно «добро»? Кому добро? От кого добро?
- Как бы вы смогли ответить на эти вопросы? (ответы детей)
В течении всего урока за правильные ответы я буду давать фигурки из бумаги(деревце, домик, цветок ,фигурки людей, солнышко и др.)
Добро-это всё хорошее, доброе, красивое. Например : солнце, улыбка, мама…(дети продолжают по цепочке)
2)Работа со словарём С.И. Ожегова
Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква Д - обозначала «добро». Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова, чтобы постигнуть значение слова «добро».
«Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
3) Вывод о понятии «добро» (ответы детей : сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)
4) Работа над понятием «зло»
- А что есть зло?(ответы детей)
Зло- это нечто противоположное добру, дурное, плохое, например: беда, зависть… (дети продолжают по цепочке)
5)Работа со словарём С.И. Ожегова
« Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
6) Вывод о понятии «зло» (ответы детей: сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)
5.Работа в группах. Практическая работа
Каждая группа готовит сообщение по памяткам:
1-ая группа.
-Для чего люди должны знать, что такое «добро» ?
-Что такое добро?
-Как должен совершать человек добрые поступки?
2-ая группа.
-Нужно ли знать человеку, что такое «зло»?
-Что такое зло?
-Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?
Выступление учащихся.
Физкультминутка.
7. Работа над пословицами.
1)С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они - великие помощницы
И в жизни - верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему - то научают
И от беды нас берегут.
- Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?
2)Игра «Составь пословицу»
(каждый учащийся на карточке стрелками соединяет начало пословицы с её концом)
Кто любит добрые дела, будешь и сам без беды.
Делай другим добро – тому и жизнь мила.
Доброе слово человеку, на добрые дела.
Жизнь дана а злое калечит.
Доброе слово лечит, что дождь в засуху
Добро помни, а пожнёшь.
Что посеешь, то и зло забывай.
3)Взаимопроверка , проверка по слайду
4)Беседа
- Какая пословица понравилась больше других?
- Как вы понимаете её смысл?
11. Итог
1)вопросы
- Какова была тема нашего урока?
– Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?
– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
12. Домашнее задание
1 задание:
1группа – сочинить сказку о добре и зле;
2группа – найти и подготовить пересказ 1 сказки о добре и зле;