В рамках концепции духовно-нравственного развития подрастающего поколения и особенности деятельности Детской школы искусств «Традиция» основным приоритетом деятельности отряда «Спектр» является внесение посильного вклада в физическое и нравственное оздоровление подростково-молодежной среды микрорайонов Новосиликатный и села Власиха.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, обилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Система дополнительного образования детей сегодня призвано усилить развитие личностных компетенций школьников.
Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих обучающихся, а формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, форм и технологий воспитания. Волонтёрское движение сегодня стало одной из таких форм работы, которая, к тому же, еще и является доступным, массовым способом профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе. Отсюда вытекает и актуальность разработки данной программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Кто если не я?" »
Вариант
План занятия: «Кто, если не я?»
Цель: расширение представлений о волонтерской деятельности как способе проявления активной гражданской позиции.
Задачи:
знакомство воспитанников с направлениями волонтерской деятельности;
мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке
Ход проведения:
1 этап – организационный (1-2 мин):
Разминочное упражнение "Я – какой?". Цель: установить контакт, снять эмоциональное напряжение у участников группы, настроить на продуктивную групповую деятельность.
По кругу участники называют свое имя и качество характера на первую букву имени (например, Иван – интеллектуальный). Начинающий называет свое имя-качество.
Затем проводится игра «Атомы»
Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего они должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять).
Дети в зале рассаживаются по группам
2 этап – введение в тему (10 минут):
Накануне детям было дано домашнее задание: определить понятия «волонтер» и «доброволец».
Разделить их на группы. Задание: объяснить понятия «волонтер» и «доброволец» через
1 группа – рисунок
2 группа – пантомиму
3 группа – написать девиз
Время подготовки – 5 минут. После чего каждая группа представляет свои результаты.
Педагог подводит предварительный итог выступлениям детей, предлагает порассуждать о том, сходные эти понятия или нет? Делает выводы.
Пед: правильно. Ведь каждый из нас может согласиться с тем, что наш мир огромен и неустойчив: ученые делают новые открытия, развиваются передовые технологии, но одно неизменно: человеческая доброта!Волонтер или доброволец – это человек, который готов пожертвовать свое личное время, силы на служение обществу или конкретному человеку. (Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтером называют общественного помощника, внештатного добровольного сотрудника, ассистента, лидера, посредника.)
3 этап – целеполагание (3-4 мин):
Задает вопросы типа «Ребята, как Вы думаете, почему мы с вами говорим об этом?», «почему сегодня модно говорить о волонтерстве?» и т.д.(видео ролик с Путиным)
Направления волонтерства можно представить видеороликом или слайдами и попросить детей прокомментировать и сделать выводы: какие направления волонтерской деятельности сегодня наиболее актуальны?
3 этап – закрепление знаний в деятельности (20 мин):
Предложить, к примеру, 3 вида упражнений на разные виды волонтерской деятельности:
Как подросткам использовать технологию «равный-равному»? Предложить игру "Спорные утверждения". Цель: игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику уточнить свои взгляды на проблему зависимости.
Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: "совершенно согласен", "согласен, но с оговорками", "не согласен совершенно", "не имею точного мнения".
Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорное утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по предложению ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение.
Примеры спорных утверждений:
Наркомания – это преступление.
Легкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания – это болезнь.
У молодых людей возникает множество проблем из-за наркотиков.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию».
Люди, употребляющие наркотики, часто не осознают, что зависят от них.
С наркотической зависимостью можно справиться без родителей.
Наркоманы часто умирают от СПИДа.
Попасть в зависимость от наркотиков можно только после многократного их употребления.
По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет.
Наркоман может умереть и от малой дозы наркотика.
Продажа наркотиков не преследуется законом.
Наркоманы – это нелюди.
Легкие наркотики можно разрешить.
Спортивное волонтерство – черлидинг. Показать несколько упражнений и исполнить композицию под музыку.
Упражнение «Сила слова». По теме занятия каждому необходимо написать на листе бумаги фразы, которые начинаются со слов: «Я должен…», «Я могу…» и «Я хочу…» на листах разного цвета, например, розовом, зеленом и голубом.
Розовые листы прикрепить под соответствующей фразой на первый лист ватмана, зеленые – на другой, голубые – на третий.
Сделать общие выводы.
4 этап – рефлексия (10 мин):
Методика «Синквейн». В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от воспитанника в кратких выражениях резюмировать материал занятия, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы.
На первой строчке записывается словосочетание – Я-волонтер (или Я-доброволец) по выбору ребенка.
На второй строчке надо написать 2 прилагательных «я – какой?», например ответственный, добрый, др.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия «я – что делаю?» (например, помогаю, уступаю, др.).
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из вышеприведенных слов.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
После чего педагог произносит фразу «Я-волонтер», а дети озвучивают только слово последней строки.
Педагог подводит итог, говорит фразы типа «вот видите, как оказывается за время занятия у вас в сознании интерпретировалось понятие «волонтер» с позиции личностного к нему отношения», а затем «если кому-то эта деятельность кажется интересной, приглашаю в свой ВЮСПО «Спектр» и дарит на память значки. Благодарят за работу друг друга аплодисментами.