План – конспект открытого урока по математике в 8 классе на тему: "Четырехугольники"
Галеева Аниса Хайбрахмановна, учитель математики
Обобщающий урок по теме: "Четырехугольники"
Цели:
Обучающие:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся;
- Закрепление основных понятий базового и развивающего уровня;
- Контроль и оценка знаний учащихся по разделу «Четырёхугольники»;
Развивающие:
- Развитие мыслительной деятельности при практической работе;
- Развитие творческих способностей, логического мышления учащихся;
- Переносить знания в новую ситуацию;
Воспитательные:
- Воспитание товарищеской солидарности и стремления взаимовыручке;
- Формирование активности, инициативности, сообразительности, наблюдательности;
- Воспитание сознательной дисциплины.
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения темы «Ромб. Квадрат. Решение задач».
Технология: ИКТ, личностно – ориентированная, игровая технология.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся
Вид урока: урок – игра ( путешествие в страну четырехугольников), занятие
ориентированное.на действие на основе дидактических задач
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, применяется уровневая
дифференциация, коллективная; устная, письменная.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайды, в т.ч. с изображением озера, тигра, дремучего леса - персонажей сказки,
дидактический материал: для каждого ученика папка, содержащая разработанное МДО (методико-дидактическое обеспечение)
План урока:
Оргмомент. Сообщение темы и постановка целей урока. Эпиграф.
Актуализация знаний учащихся.
Усвоение новых знаний.
Проверка понимания изученного материала.
Закрепление.
Домашнее задание.
Ход урока:
Слайд 1.
1. ОМ. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Впереди нас ждет интересное путешествие в страну четырехугольников.
Слайд 2.
Пусть сегодня эпиграфом нашего урока послужат слова Томаса Эдисона «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда».
Изучив тему четырёхугольники, мы постараемся применить ваши знания в различных ситуациях и попробуем оценить происходящее в конце урока. Итак, удачи вам и вперёд!
Слайд 3.
1.Станция «Дидактическая задача»
Урок начинается с постановки дидактической задачи практического характера (Лист Д1). Через близкую к реальной жизни постановку задания достигается двойная цель. Во-первых, учащиеся видят, с какими требованиями они могут столкнуться в реальной дальнейшей жизни, и, во-вторых, возникает адекватная ситуация запроса необходимых в обучении знаний и умений.
Учитель: Внимание! Мы сейчас находимся на станции «Дидактическая задача».
Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём» Все согласились.
Вопросы:
- Кто стал королём?
- Кто был основным соперником?
- Кто первым вышел из соревнования?
На этот вопрос мы ответим, если хорошо знаем свойства и признаки четырехугольников.
К этому вопросу мы вернемся позднее. А сейчас…отправляемся.
Чтобы решить проблему, возникает информационный дефицит. Поэтому
нам необходимо повторить некоторые свойства и признаки четырехугольников. Нужную информацию вы получите на следующей станции.
Слайд 4.
2. Станция «Информационная»
Учащиеся с помощью имеющихся знаний и умений могут решить данную задачу, но прежде повторяют предложенную им информацию и направляют ее для решения ранее возникшей проблемы.
Параллелограмм
Прямоугольник
Ромб
Квадрат
1. Противолежащие стороны параллельны и равны
2. Все стороны равны
3. Противолежащие углы равны
4. Все углы прямые
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам
6. Диагонали равны
7. Диагонали взаимно перпендикулярны
Постройте фигуру (для каждого варианта свой чертеж)
Слайд5.
А теперь мы можем решить проблему, поставленную в начале урока.
Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём» Все согласились. Кто же станет королем? На этот вопрос мы ответим, если хорошо знаем свойства и признаки четырехугольников.
Слайд 6.
Рано утром отправились все четырехугольники в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалось озеро, которое сказало: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам»
Часть четырёхугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. (Переплыли параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат)
Слайд7.
На пути им встретился говорящий тигр, который сказал, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны.
Несколько путешественников осталось перед тигром, остальные продолжили путь. Тигр спокойно их пропустил. ( прошли прямоугольник и квадрат)
Слайд8.
Дошли до дремучего леса, где была узкая тропинка. Лес сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом.
По тропинке через лес прошёл только один четырёхугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём. (Квадрат)
Вопросы:
- Кто стал королём?
- Кто был основным соперником?
- Кто первым вышел из соревнования?
Конечно же квадрат!
Молодцы ребята!
Едим дальше.
Устали? Тогда дружно встали! Снять перенапряжение поможет нам …
3. Станция « Веселая Физкультминутка»
1.) Если верно – то хлопаем, если неверно – не хлопаем
- у четырехугольника 5 вершин.
- диагонали прямоугольника равны
- стороны ромба равны
- углы квадрата острые
- Диагонали ромба перпендикулярны
- диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам?
- Найти сумму длин всех сторон - значит вычислить периметр?
- квадрат является ромбом?
- диагонали ромба равны?
Слайд8.
5.Станция «Вычислительная»
Задача. Найдите периметр прямоугольника АВСД, если биссектриса угла А делит сторону ВС на отрезки 16 и 12.
Выполните решение задач, применяя полученные знания. (по вариантам)
- Найдите неизвестные величины:
1 вариант
1.
2.
3.
По горизонтали:
1.Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны. (14 букв)
2. Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны. (8 букв)
3. Параллелограмм, у которого все углы прямые. (13 букв)
4. Точка пересечения сторон четырехугольника. (7 букв)
2 вариант
1.
2.
3.
По вертикали:
5. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырёхугольника. (9 букв)
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (7 букв)
7. Параллелограмм, у которого все стороны равны. (4 буквы)
8. Отрезок, соединяющий соседние вершины четырёхугольника.(7 букв)
4.Дополнительные задания « От простого к сложному»
1. Угол ромба равен 36°. Найдите углы, которые образует его сторона с диагоналями.
2.Угол между диагоналями прямоугольника равен 80°. Найдите углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.
3.В ромбе АВСD биссектриса угла ВАС пересекает сторону ВС и диагональ ВD соответственно в точках М и N. Найдите угол АNВ, если угол АМС равен 120°.
4.Через точку пересечения диагоналей квадрата проведены две взаимно перпендикулярные прямые. Докажите, что точки пересечения этих прямых со сторонами квадрата являются вершинами еще одного квадрата.
Решение задач самостоятельной работы
1. В ромбе диагонали являются биссектрисами его углов, то есть
:2 = 36°:2 = 18°. В ромбе диагонали взаимно перпендикулярны, треугольник АОВ- прямоугольный,
= 90° - 18° = 72°.
Ответ:
2. Диагонали прямоугольника равны и точкой пересечения делятся пополам, значит ВО = BD/2 = AC/2 = AO и АОВ-
равнобедренный, тогда.
В прямоугольнике все углы прямые, тогда
.
Ответ: 500, 400.
1. В ромбе противолежащие углы равны и диагонали являются
Биссектрисами его углов, то есть = Так как АМ – биссектриса, а то В тогда В ромбе диагонали взаимно перпендикулярны, АОВ – Прямоугольный, В ABN тогда.
Ответ:.
5.Станция «Конечная»
*Подведение итогов урока.
Учитель: Какие темы мы повторили на уроке? Что нового узнали?
По результатам урока самые активные ученики поощряются отметками. Подводятся итоги урока.
*Домашнее задание.
Повторить п. 39–46, подготовиться к контрольной работе
Спасибо за урок!