Организационная часть | Добрый день, дорогие друзья! 2017 год был назван годом Экологии. Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных. | Введение в новую тему |
Актуализация опорных знаний | Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли? (Ответы детей) Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе. Основные экологические проблемы города Каменск-Шахтинский: 1. Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ стационарными объектами промышленных и коммунальных предприятий, а также автотранспортом. 2. Загрязнение водных объектов и нерациональное использование водных ресурсов вследствие эксплуатации предприятиями ветхих очистных сооружений. 3. Несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления. Ребята, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом. Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую игру, которая и покажет нам, насколько хорошо вы знакомы с природой. | Беседа о проблемах экологии в нашем городе Сообщение темы занятия |
Основная часть | «Загадки леса» 1 ученик: Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет, Всяк поклон кладет. (Земляника) 2 ученик: В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Комочек, а живой. (Ежик) 3 ученик: Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. (Береза) 4 ученик: Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) 5 ученик: На поляне, возле елок, Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. (Муравейник) 6 ученик: С ветки на ветку Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету Он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка) 7 ученик: Два братца В воду глядятся, Век не сойдутся. (Река и берега) 8 ученик: Днем слепа, ночью зряча, Мышей ловит, а не кот. (Сова) 9 ученик: Мать, отца не знаю, Но часто называю. Детей знать не буду – Чужим сбуду! (Кукушка) 10 ученик: Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила. А о чем она грустит Никому не говорит. (Ива) 11 ученик: Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото) 12 ученик: Что же это за девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (елка) 13 ученик: Только-только народился Сразу в шапку превратился (гриб) 14 ученик: Что за дерево стоит Ветра нет, а вся дрожит? (осина) 15 ученик: Весною зеленела Летом загорала Осенью надела Красивые кораллы (рябина) «Пернатые друзья» -Все группы животных интересны, но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Очень удивительны перелеты птиц, совершаемые два раза в году. -А каких птиц по месту жительства знаете вы ребята? -Какие птицы бывают? (перелетные и оседлые) -Кто такие оседлые, а кто перелетные вы ребята знаете? (перелетные - улетают, оседлые - зимуют) -А почему птицы улетают? (Зимой птицам холодно, но особенно они страдают от голода, нет корма, все насекомые попрятались) -А как мы можем помочь птицам? (Необходимо делать скворечники, птичьи домики, кормушки) -А теперь давайте отгадаем загадки и имитируем эту птичку. Днем спит, ночью летает И прохожих пугает (сова) *** Далеко мой стук Слышится вокруг Червячкам я враг, А деревьям друг (дятел) *** Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет Крошки собирает (воробей) *** Проживает в странах жарких А в нежарких в зоопарках И спесив он и хвастлив Потому, что хвост красив. Им любуется он сам И показывает нам (павлин) *** Прячьтесь куры в небе ясно Темной тенью кружит (ястреб) *** Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистей и нежней Кто же это? (соловей) *** По лужку он важно бродит Из воды сухим выходит Носит красные ботинки Дарит мягкие перинки (гусь) *** Наша бодрая подружка Дает нам перьев на подушку Дает яичек для блинов Куличей и пирогов. (курица)
«Зеленая аптека» В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства, но в этой аптеке все без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зеленой аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей. -А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы ребят) «Жалоба» Много правил есть в природе, Знать их надо наизусть. А теперь настало время В книгу жалоб заглянуть. -Я предлагаю вам взять по одному письму. В этих письмах написаны жалобы животных, надо определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит. 1.«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или пнут ногой. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.» (Жаба) – Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут. (Лягушка) – Каждая из них за один день уничтожает большое количество гнуса, слизней, комариных личинок, среди которых есть и личинки малярийных комаров. 2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.» (Летучая мышь) 3. «Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня, или уважать нужно?» (Совы) 4. «В жизни природы мы играем большую роль. Мы разрыхляем почву, разносим семена и плоды растений, истребляем множество насекомых. Близкое сожительство с нами полезно деревьям. Мы устраиваем подземные и наземные галереи, открывая доступ к корням дерева. Поэтому дерево растет быстрее, чем соседние с ним деревья. Вот такие мы полезные. Но люди не всегда хорошо к нам относятся. Бывает так, что наши домики (муравейники) разоряют и нам приходиться строить дом заново или искать другой приют.» (Муравьи) 5. «Самые верные спутники человека – птицы. Все насекомоядные птицы поедают в 5-10 раз больше вредных насекомых, чем полезных. Пара больших птиц за период выращивания птенцов истребляет больше 2 тыс. насекомых. В большинстве случаев мы находим в соседстве с человеком обилие кормов и безопасность. Но так бывает не всегда. Нередко люди уничтожают нас, птиц, разоряют гнезда, разбивают яйца.» (Синички) 6. «Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы.» (Береза) | Загадки на тему живой и неживой природы Дети загадывают загадки Беседа о птицах Загадки о птицах Беседа на тему лекарственные растения «Книга жалоб Природы» Дети читают письма-жалобы животных |