kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект экологического занятия на тему «Общий дом, в котором мы живём»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель экологического воспитания в объединении «Мастерская талантов»: формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект экологического занятия на тему «Общий дом, в котором мы живём»»

Конспект экологического занятия на тему

«Общий дом, в котором мы живём»


Введение



«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира.

Так пусть перед ним откроется чудесный мир

в живых красках, ярких и трепетных звуках»

В.А.Сухомлинский

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой.

Одна из важнейших задач образования сегодня – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры.

Основная цель экологического воспитания в объединении «Мастерская талантов»: формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе.

Задачи:

  • углубить и расширить экологические знания;

  • приобрести опыт творческой деятельности, проектирования и повышения экологической безопасности окружающей среды;

  • выработать чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды, экологическое разнообразие и экобезопасность;

  • накопить опыт для формирования здорового образа жизни;

  • научиться участвовать в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам;

  • сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.


  1. Пояснительная записка

Экологическое занятие на тему «Общий дом, в котором мы живём» проводится в начале либо в конце учебного года на начальном этапе обучения в объединении «Мастерская талантов». Оно позволяет педагогу создать условия для формирования у обучающихся основ экологической культуры, бережного отношения к природе. В доступной для детей форме вводятся понятия экология, промышленные и бытовые отходы, природные ресурсы. Дается представление о проблемах загрязнения окружающей среды, о способах их решения, о правилах поведения в природе и дома.

Цель: формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе.

Задачи:

привлечение внимания учащихся к существующим экологическим проблемам;

формирование мнения у детей в защиту окружающей среды;

выработка активной жизненной позиции за «Общий дом, в котором мы живём»;

воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Прогнозируемый результат: повышение уровня экологической культуры обучающихся в объединении «Мастерская талантов».

Форма организации занятия: развлекательно-познавательное мероприятие.

Дидактические методы: беседа, рассказ, загадки, задания на логическое мышление и смекалку.

Возраст: 7-8 лет

Количество детей: 15

Термины: экология, промышленные и бытовые отходы, природные ресурсы.

Структура занятия:

  1. Организационная часть (5 мин).

  2. Актуализация опорных знаний (5 мин).

  3. Основная часть (20 мин).

  4. Заключительная часть (5 мин).

  5. Подведения итогов занятия (5 мин).


Методические рекомендации

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематика.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т.д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного образования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.


Основные требования к современному занятию.

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

  • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

  • Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

  • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Основные принципы обучения

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования детей и взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);

  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

  • сознательности и активности;

  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

  • заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

  • обеспечение отбираемой информации.



Ход занятия

Этапы занятия

Содержание деятельности

Методические рекомендации

Организационная часть


Добрый день, дорогие друзья!

2017 год был назван годом Экологии.

Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.

Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.


Введение в новую тему

Актуализация опорных знаний

Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли? (Ответы детей)

Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.

Основные экологические проблемы города Каменск-Шахтинский:

1. Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ стационарными объектами промышленных и коммунальных предприятий, а также автотранспортом.

2. Загрязнение водных объектов и нерациональное использование водных ресурсов вследствие эксплуатации предприятиями ветхих очистных сооружений.

3. Несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления.

Ребята, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом. Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую игру, которая и покажет нам, насколько хорошо вы знакомы с природой.


Беседа о проблемах экологии в нашем городе

















Сообщение темы занятия






Основная часть

«Загадки леса»

1 ученик:

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон кладет. (Земляника)

2 ученик:

В густом лесу под елкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Комочек, а живой. (Ежик)

3 ученик:

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (Береза)

4 ученик:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

5 ученик:

На поляне, возле елок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. (Муравейник)

6 ученик:

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету

Он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка)

7 ученик:

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся. (Река и берега)

8 ученик:

Днем слепа, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот. (Сова)

9 ученик:

Мать, отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду –

Чужим сбуду! (Кукушка)

10 ученик:

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит

Никому не говорит. (Ива)

11 ученик:

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

12 ученик:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (елка)

13 ученик:

Только-только народился

Сразу в шапку превратился (гриб)

14 ученик:

Что за дерево стоит

Ветра нет, а вся дрожит? (осина)

15 ученик:

Весною зеленела

Летом загорала

Осенью надела

Красивые кораллы (рябина)


«Пернатые друзья»

-Все группы животных интересны, но чаще всего интерес у любителей природы вызывает жизнь и повадки птиц. Очень удивительны перелеты птиц, совершаемые два раза в году.

-А каких птиц по месту жительства знаете вы ребята?

-Какие птицы бывают? (перелетные и оседлые)

-Кто такие оседлые, а кто перелетные вы ребята знаете? (перелетные - улетают, оседлые - зимуют)

-А почему птицы улетают? (Зимой птицам холодно, но особенно они страдают от голода, нет корма, все насекомые попрятались)

-А как мы можем помочь птицам? (Необходимо делать скворечники, птичьи домики, кормушки)

-А теперь давайте отгадаем загадки и имитируем эту птичку.

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает (сова)

***

Далеко мой стук

Слышится вокруг

Червячкам я враг,

А деревьям друг (дятел)

***

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает (воробей)

***

Проживает в странах жарких

А в нежарких в зоопарках

И спесив он и хвастлив

Потому, что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам (павлин)

***

Прячьтесь куры в небе ясно

Темной тенью кружит (ястреб)

***

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистей и нежней

Кто же это? (соловей)

***

По лужку он важно бродит

Из воды сухим выходит

Носит красные ботинки

Дарит мягкие перинки (гусь)

***

Наша бодрая подружка

Дает нам перьев на подушку

Дает яичек для блинов

Куличей и пирогов. (курица)



«Зеленая аптека»

В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства, но в этой аптеке все без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зеленой аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей.

-А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы ребят)


«Жалоба»

Много правил есть в природе,

Знать их надо наизусть.

А теперь настало время

В книгу жалоб заглянуть.

-Я предлагаю вам взять по одному письму. В этих письмах написаны жалобы животных, надо определить, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

1.«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или пнут ногой. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.» (Жаба) – Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут. (Лягушка) – Каждая из них за один день уничтожает большое количество гнуса, слизней, комариных личинок, среди которых есть и личинки малярийных комаров.

2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.» (Летучая мышь)

3. «Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня, или уважать нужно?» (Совы)

4. «В жизни природы мы играем большую роль. Мы разрыхляем почву, разносим семена и плоды растений, истребляем множество насекомых. Близкое сожительство с нами полезно деревьям. Мы устраиваем подземные и наземные галереи, открывая доступ к корням дерева. Поэтому дерево растет быстрее, чем соседние с ним деревья. Вот такие мы полезные. Но люди не всегда хорошо к нам относятся. Бывает так, что наши домики (муравейники) разоряют и нам приходиться строить дом заново или искать другой приют.» (Муравьи)

5. «Самые верные спутники человека – птицы. Все насекомоядные птицы поедают в 5-10 раз больше вредных насекомых, чем полезных. Пара больших птиц за период выращивания птенцов истребляет больше 2 тыс. насекомых. В большинстве случаев мы находим в соседстве с человеком обилие кормов и безопасность. Но так бывает не всегда. Нередко люди уничтожают нас, птиц, разоряют гнезда, разбивают яйца.» (Синички)

6. «Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы.» (Береза)


Загадки на тему живой и неживой природы

Дети загадывают загадки















































































Беседа о птицах



















Загадки о птицах












































Беседа на тему лекарственные растения









«Книга жалоб Природы»





Дети читают письма-жалобы животных









Заключительная часть

Правила:

  • Не повреждайте кору деревьев. Они перестают расти и долго мучительно умирают.

  • Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть цветы радуют наш глаз, омолаживают душу тем, кто придёт в лес на них посмотреть.

  • В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

  • Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.

  • Не разводите костёр в лесу. Кострища – это раны в напочвенном покрове леса.


Вместе с детьми формулируем правила поведения в природе

Подведение итогов занятия

  • Ребята, сегодня мы поговорили об экологических проблемах в нашем городе.

  • Вы выполнили все задания и отгадали все загадки.

  • Мы сформулировали правила поведения в лесу и на природе, которые вы теперь обязательно будете соблюдать.

  • Я предлагаю и в будущем обсуждать вопросы и проблемы на тему «Общий дом, в котором мы живём».


Оценка работы детей на занятии, обсуждения тем для дальнейшего обучения




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект экологического занятия на тему «Общий дом, в котором мы живём»

Автор: Кабаргина Анна Алексеевна

Дата: 18.09.2018

Номер свидетельства: 478111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект открытого занятия по направлению «Зеленая тропинка» на тему: «Значение воды в жизни живых организмов. Охрана воды от загрязнений»."
    ["seo_title"] => string(153) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-po-napravlieniiu-zielienaia-tropinka-na-tiemu-znachieniie-vody-v-zhizni-zhivykh-orghanizmov-okhrana-vody-ot-zaghriaznienii"
    ["file_id"] => string(6) "275091"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452515376"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "конспект и презентация к уроку по теме "Наша маленькая планета Земля. Человек и экосистема." "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-nasha-malien-kaia-planieta-ziemlia-chieloviek-i-ekosistiema"
    ["file_id"] => string(6) "116430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412481263"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока по теме: Клетка" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klietka"
    ["file_id"] => string(6) "166989"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423033712"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-biologhii-lishainiki-sostavliennyi-po-printsipu-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "200575"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428857547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства