Конспект урока на тему "Биотические связи в природе"
Конспект урока на тему "Биотические связи в природе"
Цель урока: изучить типы взаимодействия организмов в экосистемах.
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся знания о:
составных компонентах биологического сообщества как единой биологической системе;
видах взаимодействий между организмами, показать зависимость одних видов от других.
Развивающие:
· создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;
развивать речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности;
продолжить развивать такие умения как анализ, синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей;
продолжать, через разрешение ситуационных задач, создавать условия для развития логического мышления;
Воспитывающие: создать условия для:
· конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
· повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);
нравственного воспитания учащихся, формированию чувства толерантности как основы доброжелательных отношений внутри классного коллектива.
Технология: проблемно-диалогическая
Методы урока: словесный, проблемно-поисковый, наглядно-графический, эвристическая беседа.
Приветствие. Класс (15 человек) разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами», каждая группа выбирает координатора, который руководит работой и оценивает включенность в работу каждого члена группы.
Целеполагание
Добрый день, мы продолжаем изучение раздела биологии "Основы экологии". Но урок я хочу начать со слайда, на котором изображены искусственные и естественные объекты
(1 слайд – изображение кровеносной системы, системы координат, речной системы, системы вентиляции здания и т.д.)
Вопрос. Какое понятие объединяет эти объекты?
СИСТЕМА
А что такое система?
Какие два ведущих понятия отражают сущность системы?
Сумма компонентов и взаимосвязь. (2 слайд)
А как связаны понятия ЭКОЛОГИЯ и СИСТЕМА?
Экология изучает взаимосвязи организмов друг с другом и условиями окружающей среды.
Действительно, ни один вид живых организмов не может существовать изолированно без других организмов. И поэтому сообщество живых организмов образуют биологическую систему
И, следовательно, что будет являться предметом изучения на нашем уроке?
Взаимосвязи живых организмов. (3 слайд)
И тема нашего урока "Биотические связи в природе", а также мы начнем знакомство с основными законами экологии, сформулированными Барри Коммонером (американским биологом) в 1974 году в беллетристической форме:
«Все связано со всем»
«Все надо куда-то девать»
«За все надо платить»
«Природа знает лучше»
И в свете нашей темы я хочу загадать вам загадку Ч. Дарвина: «Благополучие королевского английского флота зависит от старых дев». Сможете отгадать?
Ответ (желательно рисовать в виде цепочки на доске):
Кто такая старая дева? Одинокая женщина, всю свою нерастраченную нежность и заботу обратившая на существо – кошку. Чем больше старых дев, тем больше кошек. Кошки ловят мышей, – значит, чем больше кошек, тем меньше мышей. Мыши не только воруют у нас зерно и делают дырочки в сыре, они еще любят полакомиться медом. Пчелиный мед им недоступен, а вот шмелиный – в самый раз, потому что шмелихи делают свои норки, в которых хранят запасы меда и выращивают потомство, в земле. Мыши разоряют гнезда, чтобы полакомиться медом, уцелевшие от набегов личинки все равно погибают от голода. И шмелиное племя сокращается!
Больше старых дев – больше кошек. Больше кошек – меньше мышей. Меньше мышей – больше шмелей. Шмели – практически единственные опылители клевера. Так что - больше шмелей – больше клевера. А кто же пасется в клеверных лугах Соединенного королевства, как ни овцы (кандидаты в бифштексы). А без сочных бифштексов, разумеется, зачахнет флот ее величества, королевы английской.
С каким из законов природы согласуется эта загадка? Все связано со всем!
Изучение нового материала
Давайте это с вами продемонстрируем на конкретных примерах: у вас на столах карточки с изображением природных объектов. Покажите взаимосвязь организмов.
Учащиеся устанавливают связи между организмами, представленными на карточках, составляя цепи питания (используя магнитную доску)
Давайте сравним эти цепи питания:
1. Пижма – тля – златоглазка – скворец
2. Осока – жук листоед – лягушка – аист
3. Навоз – муха – паук – зарянка
Какая из этих цепей отличается от двух других?Цепь разложения - начинается с мертвого органического вещества.
Что общего в оставшихся цепях питания? (цепи начинаются с растительного организма - цепи выедания). Почему на первом месте растения? (производители органического вещества - продуценты) Потребители - консументы. Разрушители - редуценты (слайд 4).
В природе из пищевых цепей слагаются сложные пищевые сети; и чем больше видовое разнообразие и сложнее сеть, тем устойчивее экосистема. Объясните почему? (слайд 5)
Большинство связей организмов в природе трофические, но есть и другие:
Отношения между организмами принято обозначать с помощью математических знаков
«-» (минус) означает неблагоприятное влияние, т.е. вид испытывает угнетение или вред.
«+» - благоприятное влияние, т.е. вид извлекает пользу.
«0» (ноль)- отношения безразличны, т.е. влияние отсутствует.
Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.
Групповая работа с карточками: учащимся предлагается разделить предложенные организмы по двум группам, в зависимости от типов взаимоотношений и устно объяснить свой выбор.
1 группа: хищники – паразиты
2 группа: симбионты – конкуренты
3 группа: симбионты – комменсалы (слайды 6-11)
Но иногда отношения так запутаны и неоднозначны, что сразу и не разберешься.
Давайте рассмотрим ситуацию в Панаме (слайд 12)
В Панаме живут птицы оропендолы, в гнезда которых воловьи птицы подбрасывают яйца. Птенцы оропендолов часто страдают от оводов, личинки которых их крайне истощают и даже способны вызвать гибель. Птенцы воловьей птицы вылупляются раньше птенцов хозяина. Они покрыты густым пухом, очень подвижны и к моменту вылупления птенцов оропендолы способны хватать любые движущиеся предметы, в том числе взрослых оводов, могут склевывать личинок с кожи других птенцов.
Классифицируйте взаимоотношения этих трех видов: оводов, оропендол и воловьих птиц.
Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными
А для чего нам необходимо знать и оценивать взаимоотношения между организмами?
Важнейшее свойство системы - это ее целостность. Давайте рассмотрим, наверное, самые известные исторические примеры, когда были нарушены экосистемы (Приложение 1) (слайды 13-16)
Коллективная работа в группах, анализ ситуации, выводы.
Подведение итогов
Учащиеся в группах анализируют текстовую информацию о ситуациях в Австралии, Китае, России; отвечают на вопросы; приходят к выводу о том, что человек должен очень внимательно и скрупулезно просчитывать вероятные последствия изъятия из экологической системы живых организмов или привнесении в нее новых. Так как система это целостность, нарушив которую, мы рискуем ее потерять.
Связи в экосистемах очень разнообразны и зачастую – удивительны (слайд 17). Все многообразие связей ученые-экологи делят на 4 основные группы:
трофические (пищевые) «трофус» – питание
топические – территория обитания (сожительство, симбиоз, нахлебничество)
форические – распространение спор, семян и т.д. живыми организмами
фабрические – использование неживых остатков живых организмов в качестве строительного материала
Рефлексия
- Что нового вы узнали? Что подтверждает тема нашего занятия? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности? (биологический метод борьбы, продуманное вмешательство в природу).
Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь на наш эпиграф урока, объясните его вновь, как вы понимаете «Все связано со всем».
Каждая группа дома подберет примеры, которые иллюстрируют оставшиеся три закона:
«Все надо куда-то девать»
«За все надо платить»
«Природа знает лучше»
Приложение 1
Россия.
Россия издавна славилась собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы. Они живут крупными скоплениями и эффективно очищают воду. Каждый моллюск пропускает через себя более 50 л. воды в сутки. Весной самка выбрасывает в воду до
3,5 млн крохотных личинок. Личинки прикрепляются к жабрам мальков лососевых – семги, форели, хариуса, которые появляются из икринок в то же время. Чистота воды имеет особое значение для развития лососей, в мутных реках икра погибает. Около месяца личинки жемчужницы паразитирую на жабрах рыб, затем освобождаются, падают на дно и начинают вести самостоятельный образ жизни. Сейчас жемчужницы в реках практически исчезли.
Укажите причину этого явления?
Нет лососей – нет жемчужниц.
Но почему стрелка на слайде двойная, что дают моллюски рыбам?
Чистую воду, без которой икра не вызревает.
Австралия.
Кроме эндемичной флоры и фауны Австралия знаменита еще и тем, что уже целых 150 лет борется с огромной численностью кроликов на континенте.
В период завоевания Австралии Европейцы завезли кроликов на континент – и выпустили на волю несколько особей.
Кролики, за короткое время, расплодились настолько сильно, что их общее количество превосходит количество людей в Китае!
Они очень быстро выедают травянистую растительность, обгрызают ветки деревьев, конкурируют с местными грызунами и сумчатыми. Они, буквально, опустошают местную флору и фауну.
Австралийцы боролись и борются с кроликами всеми возможными способами.
Объясните, почему Австралию постигло это несчастье? Кролики не имели естественных врагов.
Предложите возможные способы борьбы с этими монстрами, которые буквально съедали материк.
Химикаты,
ограды,
интродукция из Европы хищников (горностай, лиса, ласка, хорек), но те предпочли более медлительных местных животных – кролики слишком быстры
заражение вирусом миксоматозом
экономические – штраф за ввоз и содержание даже обычного домашнего кролика достигает 30 тыс. австралийских долларов
Китай
В1958 году в Китае развернулась масштабная кампания по борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Замысел был в уничтожении «Четырех вредителей» - крыс, комаров, мух, воробьев. Кампания против воробьев приняла наиболее массовый характер. Пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зерна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток.
Как известно, воробей не может пробыть в воздухе больше определенного промежутка времени, примерно 15-ти минут. Все жители – дети, горожане, крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать тряпками, стоя на крышах домов – чтобы напугать воробьев и не дать им укрытия. Утомленные птицы падали на землю замертво. По неполной статистике, в Китае было истреблено 1,96 млрд. воробьев.
Но на следующий год в стране наступил голод, от которого погибло предположительно 30 миллионов человек. Воробьев пришлось импортировать из Монголии, России, Канады.
Объясните последствия этой войны.
Воробьи регулировали численность гусениц и саранчи, которыми выкармливали свое потомство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Биотические связи в природе" »
Название работы: Биотические связи в природе
Автор: Сущенкова Ирина Александровна, учитель биологии МБОУ СОШ № 1
ст. Ольгинской
Место выполнения работы: ст. Ольгинская, Аксайский район, Ростовская область
Класс - 9
Цель урока: изучить типы взаимодействия организмов в экосистемах.
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся знания о:
составных компонентах биологического сообщества как единой биологической системе;
видах взаимодействий между организмами, показать зависимость одних видов от других.
Развивающие:
создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;
развивать речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности;
продолжить развивать такие умения как анализ, синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей;
продолжать, через разрешение ситуационных задач, создавать условия для развития логического мышления;
Воспитывающие: создать условия для:
конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);
нравственного воспитания учащихся, формированию чувства толерантности как основы доброжелательных отношений внутри классного коллектива.
Технология: проблемно-диалогическая
Методы урока: словесный, проблемно-поисковый, наглядно-графический, эвристическая беседа.
Приветствие. Класс (15 человек) разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами», каждая группа выбирает координатора, который руководит работой и оценивает включенность в работу каждого члена группы.
Целеполагание
Добрый день, мы продолжаем изучение раздела биологии "Основы экологии". Но урок я хочу начать со слайда, на котором изображены искусственные и естественные объекты
(1 слайд – изображение кровеносной системы, системы координат, речной системы, системы вентиляции здания и т.д.)
Вопрос. Какое понятие объединяет эти объекты?
СИСТЕМА
А что такое система?
Какие два ведущих понятия отражают сущность системы?
Сумма компонентов и взаимосвязь. (2 слайд)
А как связаны понятия ЭКОЛОГИЯ и СИСТЕМА?
Экология изучает взаимосвязи организмов друг с другом и условиями окружающей среды.
Действительно, ни один вид живых организмов не может существовать изолированно без других организмов. И поэтому сообщество живых организмов образуют биологическую систему
И, следовательно, что будет являться предметом изучения на нашем уроке?
Взаимосвязи живых организмов. (3 слайд)
И тема нашего урока "Биотические связи в природе", а также мы начнем знакомство с основными законами экологии, сформулированными Барри Коммонером (американским биологом) в 1974 году в беллетристической форме:
«Все связано со всем»
«Все надо куда-то девать»
«За все надо платить»
«Природа знает лучше»
И в свете нашей темы я хочу загадать вам загадку Ч. Дарвина: «Благополучие королевского английского флота зависит от старых дев». Сможете отгадать?
Ответ (желательно рисовать в виде цепочки на доске):
Кто такая старая дева? Одинокая женщина, всю свою нерастраченную нежность и заботу обратившая на существо – кошку. Чем больше старых дев, тем больше кошек. Кошки ловят мышей, – значит, чем больше кошек, тем меньше мышей. Мыши не только воруют у нас зерно и делают дырочки в сыре, они еще любят полакомиться медом. Пчелиный мед им недоступен, а вот шмелиный – в самый раз, потому что шмелихи делают свои норки, в которых хранят запасы меда и выращивают потомство, в земле. Мыши разоряют гнезда, чтобы полакомиться медом, уцелевшие от набегов личинки все равно погибают от голода. И шмелиное племя сокращается!
Больше старых дев – больше кошек. Больше кошек – меньше мышей. Меньше мышей – больше шмелей. Шмели – практически единственные опылители клевера. Так что - больше шмелей – больше клевера. А кто же пасется в клеверных лугах Соединенного королевства, как ни овцы (кандидаты в бифштексы). А без сочных бифштексов, разумеется, зачахнет флот ее величества, королевы английской.
С каким из законов природы согласуется эта загадка? Все связано со всем!
Изучение нового материала
Давайте это с вами продемонстрируем на конкретных примерах: у вас на столах карточки с изображением природных объектов. Покажите взаимосвязь организмов.
Учащиеся устанавливают связи между организмами, представленными на карточках, составляя цепи питания (используя магнитную доску)
Давайте сравним эти цепи питания:
Пижма – тля – златоглазка – скворец
Осока – жук листоед – лягушка – аист
Навоз – муха – паук – зарянка
Какая из этих цепей отличается от двух других?Цепь разложения - начинается с мертвого органического вещества.
Что общего в оставшихся цепях питания? (цепи начинаются с растительного организма - цепи выедания). Почему на первом месте растения? (производители органического вещества - продуценты) Потребители - консументы. Разрушители - редуценты (слайд 4).
В природе из пищевых цепей слагаются сложные пищевые сети; и чем больше видовое разнообразие и сложнее сеть, тем устойчивее экосистема. Объясните почему? (слайд 5)
Большинство связей организмов в природе трофические, но есть и другие:
Отношения между организмами принято обозначать с помощью математических знаков
«-» (минус) означает неблагоприятное влияние, т.е. вид испытывает угнетение или вред.
«+» - благоприятное влияние, т.е. вид извлекает пользу.
«0» (ноль)- отношения безразличны, т.е. влияние отсутствует.
Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.
Групповая работа с карточками:учащимся предлагается разделить предложенные организмы по двум группам, в зависимости от типов взаимоотношений и устно объяснить свой выбор.
1 группа: хищники – паразиты
2 группа: симбионты – конкуренты
3 группа: симбионты – комменсалы (слайды 6-11)
Но иногда отношения так запутаны и неоднозначны, что сразу и не разберешься.
Давайте рассмотрим ситуацию в Панаме (слайд 12)
В Панаме живут птицы оропендолы, в гнезда которых воловьи птицы подбрасывают яйца. Птенцы оропендолов часто страдают от оводов, личинки которых их крайне истощают и даже способны вызвать гибель. Птенцы воловьей птицы вылупляются раньше птенцов хозяина. Они покрыты густым пухом, очень подвижны и к моменту вылупления птенцов оропендолы способны хватать любые движущиеся предметы, в том числе взрослых оводов, могут склевывать личинок с кожи других птенцов.
Классифицируйте взаимоотношения этих трех видов: оводов, оропендол и воловьих птиц.
Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными
А для чего нам необходимо знать и оценивать взаимоотношения между организмами?
Важнейшее свойство системы - это ее целостность. Давайте рассмотрим, наверное, самые известные исторические примеры, когда были нарушены экосистемы (Приложение 1) (слайды 13-16)
Коллективная работа в группах, анализ ситуации, выводы.
Подведение итогов
Учащиеся в группах анализируют текстовую информацию о ситуациях в Австралии, Китае, России; отвечают на вопросы; приходят к выводу о том, что человек должен очень внимательно и скрупулезно просчитывать вероятные последствия изъятия из экологической системы живых организмов или привнесении в нее новых. Так как система это целостность, нарушив которую, мы рискуем ее потерять.
Связи в экосистемах очень разнообразны и зачастую – удивительны (слайд 17). Все многообразие связей ученые-экологи делят на 4 основные группы:
трофические (пищевые) «трофус» – питание
топические – территория обитания (сожительство, симбиоз, нахлебничество)
форические – распространение спор, семян и т.д. живыми организмами
фабрические – использование неживых остатков живых организмов в качестве строительного материала
Рефлексия
- Что нового вы узнали? Что подтверждает тема нашего занятия? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности? (биологический метод борьбы, продуманное вмешательство в природу).
Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь на наш эпиграф урока, объясните его вновь, как вы понимаете «Все связано со всем».
Каждая группа дома подберет примеры, которые иллюстрируют оставшиеся три закона:
«Все надо куда-то девать»
«За все надо платить»
«Природа знает лучше»
Приложение 1
Россия.
Россия издавна славилась собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы. Они живут крупными скоплениями и эффективно очищают воду. Каждый моллюск пропускает через себя более 50 л. воды в сутки. Весной самка выбрасывает в воду до
3,5 млн крохотных личинок. Личинки прикрепляются к жабрам мальков лососевых – семги, форели, хариуса, которые появляются из икринок в то же время. Чистота воды имеет особое значение для развития лососей, в мутных реках икра погибает. Около месяца личинки жемчужницы паразитирую на жабрах рыб, затем освобождаются, падают на дно и начинают вести самостоятельный образ жизни. Сейчас жемчужницы в реках практически исчезли.
Укажите причину этого явления?
Нет лососей – нет жемчужниц.
Но почему стрелка на слайде двойная, что дают моллюски рыбам?
Чистую воду, без которой икра не вызревает.
Австралия.
Кроме эндемичной флоры и фауны Австралия знаменита еще и тем, что уже целых 150 лет борется с огромной численностью кроликов на континенте.
В период завоевания Австралии Европейцы завезли кроликов на континент – и выпустили на волю несколько особей.
Кролики, за короткое время, расплодились настолько сильно, что их общее количество превосходит количество людей в Китае!
Они очень быстро выедают травянистую растительность, обгрызают ветки деревьев, конкурируют с местными грызунами и сумчатыми. Они, буквально, опустошают местную флору и фауну.
Австралийцы боролись и борются с кроликами всеми возможными способами.
Объясните, почему Австралию постигло это несчастье? Кролики не имели естественных врагов.
Предложите возможные способы борьбы с этими монстрами, которые буквально съедали материк.
Химикаты,
ограды,
интродукция из Европы хищников (горностай, лиса, ласка, хорек), но те предпочли более медлительных местных животных – кролики слишком быстры
заражение вирусом миксоматозом
экономические – штраф за ввоз и содержание даже обычного домашнего кролика достигает 30 тыс. австралийских долларов
Китай
В1958 году в Китае развернулась масштабная кампания по борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Замысел был в уничтожении «Четырех вредителей» - крыс, комаров, мух, воробьев. Кампания против воробьев приняла наиболее массовый характер. Пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зерна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток.
Как известно, воробей не может пробыть в воздухе больше определенного промежутка времени, примерно 15-ти минут. Все жители – дети, горожане, крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать тряпками, стоя на крышах домов – чтобы напугать воробьев и не дать им укрытия. Утомленные птицы падали на землю замертво. По неполной статистике, в Китае было истреблено 1,96 млрд. воробьев.
Но на следующий год в стране наступил голод, от которого погибло предположительно 30 миллионов человек. Воробьев пришлось импортировать из Монголии, России, Канады.
Объясните последствия этой войны.
Воробьи регулировали численность гусениц и саранчи, которыми выкармливали свое потомство.