kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Биотические связи в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить типы взаимодействия организмов в экосистемах.

Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся знания о:

  • составных компонентах биологического сообщества как единой биологической системе;
  • видах взаимодействий между организмами, показать зависимость одних видов от других.

Развивающие: 

·         создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;

  • развивать   речь   учащихся   через организацию  работы в группах и представлении результатов своей деятельности;
  • продолжить развивать такие умения как анализ, синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей;
  • продолжать, через разрешение ситуационных задач,  создавать условия для  развития логического мышления;

Воспитывающие: создать  условия  для: 

·         конструктивного взаимодействия  со сверстниками и учителями;

·         повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);

  • нравственного воспитания  учащихся, формированию чувства толерантности как основы доброжелательных отношений внутри классного коллектива.

Технология: проблемно-диалогическая

Методы урока: словесный, проблемно-поисковый, наглядно-графический, эвристическая беседа.

Межпредметные связи: биология, социология, психология

Внутрипредметные связи: типы взаимодействий видов, трофические цепи как условие устойчивости экосистем

План-конспект  урока

Организационный этап.

Приветствие. Класс (15 человек) разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами», каждая группа выбирает координатора, который руководит работой и оценивает  включенность в работу каждого члена группы.

Целеполагание

Добрый день, мы продолжаем изучение раздела биологии "Основы экологии". Но урок я хочу начать со слайда, на котором изображены искусственные и естественные объекты

 (1 слайд – изображение кровеносной системы, системы координат, речной системы, системы вентиляции здания и т.д.)

Вопрос. Какое понятие объединяет эти объекты?

СИСТЕМА

А что такое система?

Какие два  ведущих понятия отражают сущность системы?

Сумма компонентов и взаимосвязь. (2 слайд)

А как связаны понятия ЭКОЛОГИЯ и СИСТЕМА?

Экология изучает взаимосвязи организмов друг с другом и условиями окружающей среды.

Действительно, ни один вид живых организмов не может существовать изолированно без других организмов. И поэтому сообщество живых организмов образуют биологическую систему

И, следовательно, что будет являться предметом изучения на нашем уроке?

Взаимосвязи живых организмов. (3 слайд)

И тема нашего урока "Биотические связи в природе", а также мы начнем знакомство с основными законами экологии, сформулированными Барри Коммонером (американским биологом) в 1974 году в беллетристической форме:

 «Все связано со всем»

«Все надо куда-то девать»

«За все надо платить»

«Природа знает лучше»

И в свете нашей темы я хочу загадать вам загадку Ч. Дарвина: «Благополучие королевского английского флота зависит от старых дев». Сможете отгадать?

Ответ (желательно рисовать в виде цепочки на доске):

Кто такая старая дева? Одинокая женщина, всю свою нерастраченную нежность и заботу обратившая на существо – кошку. Чем больше старых дев, тем больше кошек. Кошки ловят мышей, – значит, чем больше кошек, тем меньше мышей. Мыши не только воруют у нас зерно и делают дырочки в сыре, они еще любят полакомиться медом. Пчелиный мед им недоступен, а вот шмелиный – в самый раз, потому что шмелихи делают свои норки, в которых хранят запасы меда и выращивают потомство, в земле. Мыши разоряют гнезда, чтобы полакомиться медом, уцелевшие от набегов личинки все равно погибают от голода. И шмелиное племя сокращается!

Больше старых дев – больше кошек. Больше кошек – меньше мышей. Меньше мышей – больше шмелей. Шмели – практически единственные опылители клевера. Так что - больше шмелей – больше клевера. А кто же пасется в клеверных лугах Соединенного королевства, как ни овцы (кандидаты в бифштексы). А без сочных бифштексов, разумеется, зачахнет флот ее величества, королевы английской. 

С каким из законов природы согласуется эта загадка? Все связано со всем!

Изучение нового материала

Давайте это с вами продемонстрируем на конкретных примерах: у вас на столах карточки с изображением природных объектов. Покажите взаимосвязь организмов.

Учащиеся устанавливают  связи между организмами, представленными на карточках, составляя  цепи питания (используя магнитную доску)

Давайте сравним эти цепи питания:

1.      Пижма – тля – златоглазка – скворец

2.      Осока – жук листоед – лягушка – аист

3.      Навоз – муха – паук – зарянка

Какая из этих цепей отличается от двух других? Цепь разложения - начинается с мертвого органического вещества.

Что общего в оставшихся  цепях питания? (цепи начинаются с растительного организма - цепи выедания). Почему на первом месте растения? (производители органического вещества - продуценты) Потребители - консументы. Разрушители - редуценты  (слайд 4).

В природе из пищевых цепей слагаются сложные пищевые сети; и чем больше видовое разнообразие и сложнее сеть, тем устойчивее экосистема. Объясните почему? (слайд 5)

Большинство связей организмов в природе трофические, но есть и другие:

Отношения между организмами принято обозначать с помощью математических знаков

«-» (минус) означает неблагоприятное влияние, т.е. вид испытывает угнетение или вред.

«+» - благоприятное влияние, т.е. вид извлекает пользу.

«0» (ноль)- отношения безразличны, т.е. влияние отсутствует.

Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.

Групповая работа с карточками: учащимся предлагается разделить предложенные организмы по двум группам, в зависимости от  типов взаимоотношений и устно объяснить свой выбор.

1 группа: хищники – паразиты

2 группа: симбионты – конкуренты

3 группа: симбионты – комменсалы (слайды 6-11)

Но иногда отношения так запутаны и неоднозначны, что сразу и не разберешься.

Давайте рассмотрим ситуацию в Панаме (слайд 12)

В Панаме живут птицы оропендолы, в гнезда которых воловьи птицы подбрасывают яйца. Птенцы оропендолов часто страдают от оводов, личинки которых их крайне истощают и даже способны вызвать гибель. Птенцы воловьей птицы  вылупляются раньше птенцов хозяина. Они покрыты густым пухом, очень подвижны и к моменту вылупления птенцов  оропендолы способны хватать любые движущиеся предметы, в том числе взрослых оводов, могут склевывать личинок с кожи других птенцов.

Классифицируйте взаимоотношения этих трех видов: оводов, оропендол  и воловьих птиц.

Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными

А для чего нам необходимо знать и оценивать взаимоотношения между организмами?

Важнейшее свойство системы - это ее целостность. Давайте рассмотрим, наверное, самые известные исторические примеры,   когда были нарушены экосистемы  (Приложение 1) (слайды 13-16)

Коллективная работа в группах, анализ ситуации, выводы.

Подведение итогов

Учащиеся в группах анализируют текстовую информацию о ситуациях  в Австралии,  Китае, России; отвечают на вопросы; приходят к выводу о том, что человек должен очень внимательно и скрупулезно просчитывать вероятные последствия изъятия из экологической системы живых организмов или привнесении в нее новых. Так как система это целостность, нарушив которую, мы рискуем ее потерять.

Связи в экосистемах очень разнообразны и зачастую – удивительны (слайд 17). Все многообразие связей ученые-экологи делят на 4 основные группы:

  • трофические (пищевые) «трофус» – питание
  • топические – территория обитания (сожительство, симбиоз, нахлебничество)
  • форические – распространение спор, семян и т.д. живыми организмами
  • фабрические – использование неживых остатков живых организмов в качестве строительного материала

Рефлексия

- Что нового вы узнали? Что подтверждает тема нашего занятия? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности? (биологический метод борьбы, продуманное вмешательство в природу).

Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь на наш эпиграф урока, объясните его вновь, как вы понимаете «Все связано со всем».

Каждая группа дома подберет  примеры, которые иллюстрируют оставшиеся три закона:

«Все надо куда-то девать»

«За все надо платить»

«Природа знает лучше»

Приложение 1

Россия.

Россия издавна славилась собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы. Они живут крупными скоплениями и эффективно очищают воду. Каждый моллюск пропускает через себя более 50 л. воды в сутки. Весной самка выбрасывает в воду до

3,5 млн крохотных личинок. Личинки прикрепляются к жабрам мальков лососевых – семги, форели, хариуса, которые появляются из икринок в то же время. Чистота воды имеет особое значение для развития лососей, в мутных реках икра погибает. Около месяца личинки жемчужницы паразитирую на жабрах рыб, затем освобождаются, падают на дно и начинают вести самостоятельный образ жизни. Сейчас жемчужницы в реках практически исчезли.

Укажите причину этого явления?

Нет лососей – нет жемчужниц.

Но почему стрелка на слайде двойная, что дают моллюски рыбам?

Чистую воду, без которой икра не вызревает.

Австралия.

Кроме эндемичной флоры и фауны  Австралия знаменита еще и тем, что уже целых 150 лет борется с огромной численностью кроликов на континенте.

В период завоевания Австралии Европейцы завезли кроликов на континент – и выпустили на волю несколько  особей.

Кролики, за короткое время,  расплодились настолько сильно, что их общее количество превосходит количество людей в Китае!

Они  очень быстро выедают травянистую растительность, обгрызают ветки деревьев, конкурируют с местными грызунами и сумчатыми. Они, буквально, опустошают местную флору и фауну.

Австралийцы боролись и борются с кроликами всеми возможными способами.

Объясните, почему Австралию постигло это несчастье? Кролики не имели естественных врагов.

Предложите возможные способы борьбы с этими монстрами, которые буквально съедали материк.

  • Химикаты,
  • ограды,
  • интродукция из Европы хищников  (горностай, лиса, ласка, хорек), но те предпочли более медлительных местных животных – кролики слишком быстры
  • заражение вирусом миксоматозом
  • экономические – штраф за ввоз и содержание даже обычного домашнего кролика достигает 30 тыс. австралийских долларов

Китай

            В1958 году  в Китае развернулась масштабная кампания по борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Замысел был в уничтожении «Четырех вредителей» - крыс, комаров, мух, воробьев. Кампания против воробьев приняла наиболее массовый характер. Пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зерна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток.

            Как известно, воробей не может пробыть в воздухе больше определенного промежутка времени, примерно 15-ти минут. Все жители – дети, горожане, крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать тряпками, стоя на крышах домов – чтобы напугать воробьев и не дать им укрытия. Утомленные птицы падали на землю замертво.  По неполной статистике, в Китае было истреблено 1,96 млрд. воробьев.

            Но на следующий год в стране наступил голод, от которого погибло предположительно 30 миллионов человек. Воробьев пришлось импортировать из Монголии, России, Канады.

            Объясните последствия этой войны.

Воробьи регулировали численность гусениц и саранчи, которыми выкармливали свое потомство.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Биотические связи в природе" »

Название работы: Биотические связи в природе

Автор: Сущенкова Ирина Александровна, учитель биологии МБОУ СОШ № 1

ст. Ольгинской

Место выполнения работы: ст. Ольгинская, Аксайский район, Ростовская область

Класс - 9


Цель урока: изучить типы взаимодействия организмов в экосистемах.


Задачи:

Обучающие: сформировать у учащихся знания о:

  • составных компонентах биологического сообщества как единой биологической системе;

  • видах взаимодействий между организмами, показать зависимость одних видов от других.


Развивающие: 

  • создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;

  • развивать речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности;

  • продолжить развивать такие умения как анализ, синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей;

  • продолжать, через разрешение ситуационных задач, создавать условия для развития логического мышления;


Воспитывающие: создать условия для:

  • конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

  • повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);

  • нравственного воспитания учащихся, формированию чувства толерантности как основы доброжелательных отношений внутри классного коллектива.


Технология: проблемно-диалогическая


Методы урока: словесный, проблемно-поисковый, наглядно-графический, эвристическая беседа.

Межпредметные связи: биология, социология, психология

Внутрипредметные связи: типы взаимодействий видов, трофические цепи как условие устойчивости экосистем









План-конспект урока

Организационный этап.

Приветствие. Класс (15 человек) разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами», каждая группа выбирает координатора, который руководит работой и оценивает включенность в работу каждого члена группы.


Целеполагание

Добрый день, мы продолжаем изучение раздела биологии "Основы экологии". Но урок я хочу начать со слайда, на котором изображены искусственные и естественные объекты

(1 слайд – изображение кровеносной системы, системы координат, речной системы, системы вентиляции здания и т.д.)

Вопрос. Какое понятие объединяет эти объекты?

СИСТЕМА

А что такое система?

Какие два ведущих понятия отражают сущность системы?

Сумма компонентов и взаимосвязь. (2 слайд)

А как связаны понятия ЭКОЛОГИЯ и СИСТЕМА?

Экология изучает взаимосвязи организмов друг с другом и условиями окружающей среды.

Действительно, ни один вид живых организмов не может существовать изолированно без других организмов. И поэтому сообщество живых организмов образуют биологическую систему

И, следовательно, что будет являться предметом изучения на нашем уроке?

Взаимосвязи живых организмов. (3 слайд)


И тема нашего урока "Биотические связи в природе", а также мы начнем знакомство с основными законами экологии, сформулированными Барри Коммонером (американским биологом) в 1974 году в беллетристической форме:

«Все связано со всем»

«Все надо куда-то девать»

«За все надо платить»

«Природа знает лучше»


И в свете нашей темы я хочу загадать вам загадку Ч. Дарвина: «Благополучие королевского английского флота зависит от старых дев». Сможете отгадать?

Ответ (желательно рисовать в виде цепочки на доске):


Кто такая старая дева? Одинокая женщина, всю свою нерастраченную нежность и заботу обратившая на существо – кошку. Чем больше старых дев, тем больше кошек. Кошки ловят мышей, – значит, чем больше кошек, тем меньше мышей. Мыши не только воруют у нас зерно и делают дырочки в сыре, они еще любят полакомиться медом. Пчелиный мед им недоступен, а вот шмелиный – в самый раз, потому что шмелихи делают свои норки, в которых хранят запасы меда и выращивают потомство, в земле. Мыши разоряют гнезда, чтобы полакомиться медом, уцелевшие от набегов личинки все равно погибают от голода. И шмелиное племя сокращается!

Больше старых дев – больше кошек. Больше кошек – меньше мышей. Меньше мышей – больше шмелей. Шмели – практически единственные опылители клевера. Так что - больше шмелей – больше клевера. А кто же пасется в клеверных лугах Соединенного королевства, как ни овцы (кандидаты в бифштексы). А без сочных бифштексов, разумеется, зачахнет флот ее величества, королевы английской. 


С каким из законов природы согласуется эта загадка? Все связано со всем!


Изучение нового материала

Давайте это с вами продемонстрируем на конкретных примерах: у вас на столах карточки с изображением природных объектов. Покажите взаимосвязь организмов.

Учащиеся устанавливают связи между организмами, представленными на карточках, составляя цепи питания (используя магнитную доску)

Давайте сравним эти цепи питания:

  1. Пижма – тля – златоглазка – скворец

  2. Осока – жук листоед – лягушка – аист

  3. Навоз – муха – паук – зарянка


Какая из этих цепей отличается от двух других? Цепь разложения - начинается с мертвого органического вещества.

Что общего в оставшихся цепях питания? (цепи начинаются с растительного организма - цепи выедания). Почему на первом месте растения? (производители органического вещества - продуценты) Потребители - консументы. Разрушители - редуценты (слайд 4).


В природе из пищевых цепей слагаются сложные пищевые сети; и чем больше видовое разнообразие и сложнее сеть, тем устойчивее экосистема. Объясните почему? (слайд 5)


Большинство связей организмов в природе трофические, но есть и другие:

Отношения между организмами принято обозначать с помощью математических знаков

«-» (минус) означает неблагоприятное влияние, т.е. вид испытывает угнетение или вред.

«+» - благоприятное влияние, т.е. вид извлекает пользу.

«0» (ноль)- отношения безразличны, т.е. влияние отсутствует.

Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.


Групповая работа с карточками: учащимся предлагается разделить предложенные организмы по двум группам, в зависимости от типов взаимоотношений и устно объяснить свой выбор.

1 группа: хищники – паразиты

2 группа: симбионты – конкуренты

3 группа: симбионты – комменсалы (слайды 6-11)


Но иногда отношения так запутаны и неоднозначны, что сразу и не разберешься.

Давайте рассмотрим ситуацию в Панаме (слайд 12)


В Панаме живут птицы оропендолы, в гнезда которых воловьи птицы подбрасывают яйца. Птенцы оропендолов часто страдают от оводов, личинки которых их крайне истощают и даже способны вызвать гибель. Птенцы воловьей птицы вылупляются раньше птенцов хозяина. Они покрыты густым пухом, очень подвижны и к моменту вылупления птенцов оропендолы способны хватать любые движущиеся предметы, в том числе взрослых оводов, могут склевывать личинок с кожи других птенцов.


Классифицируйте взаимоотношения этих трех видов: оводов, оропендол и воловьих птиц.




Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными


А для чего нам необходимо знать и оценивать взаимоотношения между организмами?

Важнейшее свойство системы - это ее целостность. Давайте рассмотрим, наверное, самые известные исторические примеры, когда были нарушены экосистемы (Приложение 1) (слайды 13-16)

Коллективная работа в группах, анализ ситуации, выводы.


Подведение итогов

Учащиеся в группах анализируют текстовую информацию о ситуациях в Австралии, Китае, России; отвечают на вопросы; приходят к выводу о том, что человек должен очень внимательно и скрупулезно просчитывать вероятные последствия изъятия из экологической системы живых организмов или привнесении в нее новых. Так как система это целостность, нарушив которую, мы рискуем ее потерять.


Связи в экосистемах очень разнообразны и зачастую – удивительны (слайд 17). Все многообразие связей ученые-экологи делят на 4 основные группы:

  • трофические (пищевые) «трофус» – питание

  • топические – территория обитания (сожительство, симбиоз, нахлебничество)

  • форические – распространение спор, семян и т.д. живыми организмами

  • фабрические – использование неживых остатков живых организмов в качестве строительного материала

Рефлексия

- Что нового вы узнали? Что подтверждает тема нашего занятия? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности? (биологический метод борьбы, продуманное вмешательство в природу).

Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь на наш эпиграф урока, объясните его вновь, как вы понимаете «Все связано со всем».


Каждая группа дома подберет примеры, которые иллюстрируют оставшиеся три закона:

«Все надо куда-то девать»

«За все надо платить»

«Природа знает лучше»














Приложение 1


Россия.

Россия издавна славилась собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы. Они живут крупными скоплениями и эффективно очищают воду. Каждый моллюск пропускает через себя более 50 л. воды в сутки. Весной самка выбрасывает в воду до

3,5 млн крохотных личинок. Личинки прикрепляются к жабрам мальков лососевых – семги, форели, хариуса, которые появляются из икринок в то же время. Чистота воды имеет особое значение для развития лососей, в мутных реках икра погибает. Около месяца личинки жемчужницы паразитирую на жабрах рыб, затем освобождаются, падают на дно и начинают вести самостоятельный образ жизни. Сейчас жемчужницы в реках практически исчезли.


Укажите причину этого явления?

Нет лососей – нет жемчужниц.

Но почему стрелка на слайде двойная, что дают моллюски рыбам?

Чистую воду, без которой икра не вызревает.


Австралия.

Кроме эндемичной флоры и фауны Австралия знаменита еще и тем, что уже целых 150 лет борется с огромной численностью кроликов на континенте.

В период завоевания Австралии Европейцы завезли кроликов на континент – и выпустили на волю несколько особей.

Кролики, за короткое время, расплодились настолько сильно, что их общее количество превосходит количество людей в Китае!

Они очень быстро выедают травянистую растительность, обгрызают ветки деревьев, конкурируют с местными грызунами и сумчатыми. Они, буквально, опустошают местную флору и фауну.

Австралийцы боролись и борются с кроликами всеми возможными способами.

Объясните, почему Австралию постигло это несчастье? Кролики не имели естественных врагов.

Предложите возможные способы борьбы с этими монстрами, которые буквально съедали материк.

  • Химикаты,

  • ограды,

  • интродукция из Европы хищников (горностай, лиса, ласка, хорек), но те предпочли более медлительных местных животных – кролики слишком быстры

  • заражение вирусом миксоматозом

  • экономические – штраф за ввоз и содержание даже обычного домашнего кролика достигает 30 тыс. австралийских долларов


Китай

В1958 году в Китае развернулась масштабная кампания по борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Замысел был в уничтожении «Четырех вредителей» - крыс, комаров, мух, воробьев. Кампания против воробьев приняла наиболее массовый характер. Пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зерна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток.

Как известно, воробей не может пробыть в воздухе больше определенного промежутка времени, примерно 15-ти минут. Все жители – дети, горожане, крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать тряпками, стоя на крышах домов – чтобы напугать воробьев и не дать им укрытия. Утомленные птицы падали на землю замертво. По неполной статистике, в Китае было истреблено 1,96 млрд. воробьев.

Но на следующий год в стране наступил голод, от которого погибло предположительно 30 миллионов человек. Воробьев пришлось импортировать из Монголии, России, Канады.

Объясните последствия этой войны.

Воробьи регулировали численность гусениц и саранчи, которыми выкармливали свое потомство.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Биотические связи в природе"

Автор: Сущенкова Ирина Александровна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186666

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства