Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода.
Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода.
Цель: сформировать знания об особенностях строения лишайников, об их многообразии и значении в природе и для человека.
Задачи урока:
- обучающие: изучить строение лишайника;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, воспитание интереса к познанию живой природы.
Планируемые результаты:
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать строение лишайников, как особых симбиотических организмов, особенности их питания и размножения, разнообразие, значение.
-личностные: формировать экологическую культуру школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
Давайте вспомним, с какими Царствами природы мы познакомились?
Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов?
Как называется симбиоз гриба и растения?
Каковы функции гиф гриба?
УУД: учащиеся самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Формулирование темы урока, постановка учебной цели
Сегодня мы с вами познакомимся со своеобразной группой живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Люди издревле использовали их для окрашивания тканей, в лекарственных целях и даже в пищу. Они долгое время были загадкой для исследователей. Их называли и мхами, и водорослями. Сущность этих организмов была раскрыта во второй половине ХХ века: эти организмы оказались симбиозом гриба и водоросли.
Что же это за организмы?
Учитель показывает фотографии лишайников. Посмотрите на слайд № 1-13
- Что необычного вы заметили?
- Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке?
УУД: учащиеся извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
3. Изучение нового материала
Учитель рассказывает о неприхотливости лишайников. Что они поселяются в самых бесплодных местах и способны жить в самых разных условиях, поселяясь на отвесных скалах, стенах, камнях и даже стеклах.(Слайд №14-15)
Чем лишайники отличаются от растений?
Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на этот вопрос?
УУД: учащиеся самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа)
- Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)
- Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)
Учитель делит класс на три группы (по рядам). Учитель поясняет задачу каждой группе
Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников.
Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют.
Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком.
Если задания понятны, можно приступать к работе.
УУД: учащиеся сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Обсуждение результатов экспериментов.
Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)
Первая группа рассказывает о том, что тело лишайника представлено слоевищем. Слоевище представляет собой множество переплетенных грибных нитей (гиф). Между нитями одиночно или группами расположены клетки зеленых водорослей, а у некоторых лишайников – клетки цианобактерий. (Учитель показывает слайд №16)
Питание лишайников происходит за счет деятельности обоих компонентов: гифы гриба поглощают из окружающей среды воду с растворенными в ней минеральными веществами, а водоросль, в которой есть хлорофилл, образует органические вещества в процессе фотосинтеза. (Слайд №17)
Вторая группа делает вывод о том, что в зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делятся на три типа – накипные, листоватые и кустистые. (Слайды № 18- 20)
Размножаются лишайники, подобно грибам, спорами или отделившимися кусочками слоевища.(Слайд №21)
Физминутка (Слайд №22)
Все грибы сели на поляне
Пошел дождик.
Выросли грибы.
Посмотрели, не идет ли грибник.
Увидели грибника, спрятались грибы.
Ушел грибник.
Снова выросли грибы.
Обрадовались, улыбнулись друг другу.
А мы с вами продолжаем работать.
Третья группа рассказывает о том, какую важную роль играют лишайники в природе и жизни человека. Что они одними из первых заселяют голые скалы и участвуют в разрушении горной породы. Отмирающие части лишайников обогащают почву и служат пищей ее обитателям. Это ценнейший, а зимой -единственный корм для северных оленей. Некоторые виды лишайников человек использует в пищу, в медицине, в парфюмерной промышленности и в качестве красителей. (Слайд №23-24)
УУД: составляют тезисы выступления, выступают перед аудиторией, доказывают свою точку зрения.
Сравнивают, обобщать факты и явления. Выявляют причины и следствия, преобразовывают информацию из одного вида в другой (составляют схему).
2) Назовите тип слоевища лишайников, которое имеет наиболее простое строение.
а) накипное (корковое)
б) листоватое
в) кустистое
3) Лишайники, как правило, не встречаются в крупных городах, так как они очень чувствительны к
а) загрязнению атмосферы
б) плодородию почвы
в) освещенности местности
г) влажности воздуха
4) Лишайники встречаются в:
а) Холодных областях Земли
б) Умеренных широтах
в) Горах
г) Все утверждения верны
5) Рост лишайников:
а) отсутствует
б) медленный
в) быстрый
6) Лишайники - это
а) паразиты
б) группа зеленых растений
в) симбионты
УУД: учащиеся структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний
Рефлексия. Закончите предложения:
Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)…
“Я думаю, что…” (Над чем вы задумались?)
Для меня этот учебный материал важен потому что…
УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомые. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, какие усилия прилагают лишайники, что бы выжить на планете, о том, что они бесценный дар природы.
Домашнее задание:
1.Задание для всех: прочесть §15, ответить на вопросы.
2. Задание на выбор: найти лишайники и сфотографировать их; составить буклет «Значение лишайников»
Выставление оценок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. »
Конспект урока биологии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
(проблемно-диалоговой технологии).
Ф.И.О. Хромова Наталья Александровна
Место работы: МО Красноармейский район, МБОУ СОШ № 55 ст. Старонижестеблиевская
Должность: учитель географии и биологии
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: §15 «Лишайники» (урок 2.9 в разделе «Многообразие живых организмов »)
Базовый учебник: «Биология» 5 класс. Авторы И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. Издательский центр «Вентана-Граф» 2014
Цель: сформировать знания об особенностях строения лишайников, об их многообразии и значении в природе и для человека.
Задачи урока:
- обучающие: изучить строение лишайника;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, воспитание интереса к познанию живой природы.
Планируемые результаты:
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать строение лишайников, как особых симбиотических организмов, особенности их питания и размножения, разнообразие, значение.
-личностные: формировать экологическую культуру школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
Давайте вспомним, с какими Царствами природы мы познакомились?
Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов?
Как называется симбиоз гриба и растения?
Каковы функции гиф гриба?
УУД: учащиеся самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Формулирование темы урока, постановка учебной цели
Сегодня мы с вами познакомимся со своеобразной группой живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Люди издревле использовали их для окрашивания тканей, в лекарственных целях и даже в пищу. Они долгое время были загадкой для исследователей. Их называли и мхами, и водорослями. Сущность этих организмов была раскрыта во второй половине ХХ века: эти организмы оказались симбиозом гриба и водоросли.
Что же это за организмы?
Учитель показывает фотографии лишайников. Посмотрите на слайд № 1-13
- Что необычного вы заметили?
- Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке?
УУД: учащиеся извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
3. Изучение нового материала
Учитель рассказывает о неприхотливости лишайников. Что они поселяются в самых бесплодных местах и способны жить в самых разных условиях, поселяясь на отвесных скалах, стенах, камнях и даже стеклах.(Слайд №14-15)
Чем лишайники отличаются от растений?
Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на этот вопрос?
УУД: учащиеся самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? (1группа)
- Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)
- Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)
Учитель делит класс на три группы (по рядам). Учитель поясняет задачу каждой группе
Первая группа будет исследовать строение, питание лишайников.
Вторая группа выяснит, как размножаются лишайники, какие формы лишайников существуют.
Третья группа будет искать информацию о значении лишайников в природе и применении человеком.
Если задания понятны, можно приступать к работе.
УУД: учащиеся сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Обсуждение результатов экспериментов.
Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)
Первая группа рассказывает о том, что тело лишайника представлено слоевищем. Слоевище представляет собой множество переплетенных грибных нитей (гиф). Между нитями одиночно или группами расположены клетки зеленых водорослей, а у некоторых лишайников – клетки цианобактерий. (Учитель показывает слайд №16)
Питание лишайников происходит за счет деятельности обоих компонентов: гифы гриба поглощают из окружающей среды воду с растворенными в ней минеральными веществами, а водоросль, в которой есть хлорофилл, образует органические вещества в процессе фотосинтеза. (Слайд №17)
Вторая группа делает вывод о том, что в зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делятся на три типа – накипные, листоватые и кустистые. (Слайды № 18- 20)
Размножаются лишайники, подобно грибам, спорами или отделившимися кусочками слоевища.(Слайд №21)
Физминутка (Слайд №22)
Все грибы сели на поляне
Пошел дождик.
Выросли грибы.
Посмотрели, не идет ли грибник.
Увидели грибника, спрятались грибы.
Ушел грибник.
Снова выросли грибы.
Обрадовались, улыбнулись друг другу.
А мы с вами продолжаем работать.
Третья группа рассказывает о том, какую важную роль играют лишайники в природе и жизни человека. Что они одними из первых заселяют голые скалы и участвуют в разрушении горной породы. Отмирающие части лишайников обогащают почву и служат пищей ее обитателям. Это ценнейший, а зимой -единственный корм для северных оленей. Некоторые виды лишайников человек использует в пищу, в медицине, в парфюмерной промышленности и в качестве красителей. (Слайд №23-24)
УУД: составляют тезисы выступления, выступают перед аудиторией, доказывают свою точку зрения.
Сравнивают, обобщать факты и явления. Выявляют причины и следствия, преобразовывают информацию из одного вида в другой (составляют схему).
2) Назовите тип слоевища лишайников, которое имеет наиболее простое строение.
а) накипное (корковое)
б) листоватое
в) кустистое
3) Лишайники, как правило, не встречаются в крупных городах, так как они очень чувствительны к
а) загрязнению атмосферы
б) плодородию почвы
в) освещенности местности
г) влажности воздуха
4) Лишайники встречаются в: а) Холодных областях Земли б) Умеренных широтах в) Горах г) Все утверждения верны
5) Рост лишайников:
а) отсутствует
б) медленный
в) быстрый
6) Лишайники - это
а) паразиты
б) группа зеленых растений
в) симбионты
УУД: учащиеся структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний
Рефлексия. Закончите предложения:
Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)…
“Я думаю, что…” (Над чем вы задумались?)
Для меня этот учебный материал важен потому что…
УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомые. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, какие усилия прилагают лишайники, что бы выжить на планете, о том, что они бесценный дар природы.
Домашнее задание:
1.Задание для всех: прочесть §15, ответить на вопросы.
2. Задание на выбор: найти лишайники и сфотографировать их; составить буклет «Значение лишайников»