kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Клетка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Подготовительная часть.

 

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью преподавателя и студентов, которая в свою очередь зависит от подготовки их к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых преподавателей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.

В подготовке преподавателя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении преподавателем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и объяснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других коллег, в анализе личного опыта в предшествовавшие периоды, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании.

Выбор темы данного урока не случайно обоснован ее важностью. Данная тема лежит в основе изучения раздела «Клетка» по дисциплине «Биология».

Студентам, как специалистам очень важно знать эту тему, поскольку, любой процесс связан с живым на Земле, а клетка является основой всего живого.

Проанализировав результаты предыдущих уроков принимается решение о целесообразности организации работы по информационно-развивающим методам обучения.

    Лекция требует от преподавателя владения ораторским искусством, строгой логичности и ясности суждений. Именно эти особенности лекционного метода обеспечивают активность слушателей, поддерживают интерес к содержанию, вызывают эмоциональную ответную реакцию, способствуют формированию убеждений.

Прежде всего, преподавателю следует четко сформировать цели занятия, какой наглядный материал использовать на каждом этапе урока, продумать методы проведения урока, примерно распределить временные рамки.

В соответствии с выбранными методами был сделан план урока (см.пр.1). Подобран материал и видеоматериал, составлена презентация для показания на экране мультимедийного проектора.

Хотя применение мультимедийной технологии и требует от преподавателя дополнительных затрат времени (для разработки слайдов, нахождения нужных изображений) все равно оно позволяет доходчиво объяснить материал без использования учебных пособий, плакатов, стендов и без применения доски во время урока.

     Мультимедийные технологии позволяют наполнить содержание урока современными научными концепциями и гипотезами, с формированием у студентов современной системы знаний, вырабатываются механизмы мышления, стимулирующие интеллектуальное развитие, творческое мышление.

 

2.Методика проведения урока.

 

Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности  отмеченных выше правил. Тем не менее, отмечу, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности студентов.

 

Основной и ведущей формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно – урочной системы обучения которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы.

      По своей сущности и назначению урок представляет собой ограниченную во времени организованную систему обучения воспитательного коллективно индивидуального взаимодействия преподавателя и студентов, в результате которого происходит усвоение студентов знаний, умений и навыков, развитие их способностей.

      Наиболее распространенным типом занятия, как говорилось ранее, является комбинированный урок. Урок передачи – усвоения знаний акцентирует внимание на структурных элементах обучения, связанных с сообщением информации, демонстраций новых явлений, с первоначальным постижением их смысла

      В данном случае на комбинированном уроке используется лекция в качестве метода. Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает  новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрировано, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи наследственной информации. Дидактическими целями лекций являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мирровозрения, развитие познавательных и профессиональных интересов. Преподаватель увлекает студентов, активно  воздействуют на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету,  стремление постоянно пополнять знания.

Использование мультимедийной технологии в учебном процессе способствует: повышению интереса студентов к изучаемому предмету, позволяет увеличить объем изучаемого материала, за счет смены слайдов увеличить число демонстраций, наглядности на уроке, экономит время на написание опорного конспекта на доске, а использование эффектов анимации, превращает подачу скучного материала, в увлекательное слайд шоу. Все перечисленное способствует лучшему восприятию и запоминанию учебной информации, положительному эмоциональному настрою при изучении дисциплины.

Структура урока - это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах

Структура урока зависит от поставленных целей, содержания  изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития студентов, места урока в учебном процессе.

 

 

 

 

  1. Организационный момент.

 

До начала урока на доске записывается тема урока, устанавливается и подключается мультимедийная установка.  На столах раскладывается раздаточный материал (учебники, фломастеры, линейки и т.д.).

Урок начинается с организационного момента, что включает:

  1. взаимное приветствие;
  2. проверку отсутствующих на уроке студентов;
  3. готовность студентов, и определяются трудности, которые возникли при выполнении домашнего задания. Происходит беседа преподавателя со студентами.

Беседа – это диалогическая форма изложения. Она предполагает у студентов определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине.

  Педагогическая функция беседы в том, и состоит, чтобы использовать знания и личный опыт студентов в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечение их в активный мыслительный поиск, в разрешение противоречий, в самостоятельное формирование выводов и обобщений.

                      

2.2. Актуализация опорных знаний.

 

Тестирование позволяет более оперативно получить результаты проверки, по сравнению с обычной контрольной работой, более эффективное использование учебного времени, полный обхват всей группы обучаемых, что способствует более высокой накопляемости оценок.

Проверка тестовых заданий производится преподавателем в свободное время по ключу и результаты проверки сообщаются на следующем занятии.

Проводится фронтальный опрос (приложение2) в течение восьми – десяти минут и фиксируется участие студентов на листе «Подведение итогов» (см. приложение 16). Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению особенно близких отношений между преподавателем и группой, совместной дружбой работы студентов, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов.

Вместе с тем она не может быть универсальной, т.к. недостаточно учитывается уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого студента.

Поэтому фронтальная работа на уроке сочетается с индивидуальной. Поэтому до опроса 8 студентам раздаются индивидуальные карточки, и отсаживаются на отдельный ряд (см. приложение 3).

Для полного охвата студентов после фронтального опроса и индивидуальных карточек проводится графологический опрос.

Каждому студенту раздаются по три листа.

На 1 листе карточки-тесты. В карточках тестах по 9 вопросов с тремя вариантами ответов. Напротив каждого ответа стоят цифры (см. приложение 4).

Поэтому выбрав правильный ответ и цифру, она заносится в таблицу (см. приложение 5) и т.д.

Когда таблица будет заполнена, на 3 листе (см. приложение 6) расставлены точки с цифрами, поэтому по таблице цифры соединяются последовательно. Это задание рассчитано на 5 вариантов, поэтому каждый вариант соединив точки получит свою букву:

1В – букву Ж

2В – букву И

3В – букву З

4В – букву Н

5В – букву Ь

(см. приложение 7)

Опрашиваются по 1 представителю каждого варианта и участие каждого, отвечающего заносится на лист «Подведение итогов» (см. приложение 16).

 

 

2.3. Изложение нового материала.

 

Перед тем как перейти к содержанию новой темы, оглашается число, тема, план урока с использованием мультимедийного проектора (см.пр.3). Качественное своеобразие уроков определяется их целями и мотивацией. (см. пр 17)

Цель: В ходе урока мы должны выяснить структуру и особенности жизнедеятельности клетки, сформировать знания об основных положениях клеточной теории, а также рассмотреть общие черты химического состава клетки и какие неорганические вещества составляют ее.

Мотивация: Это тема, очень актуальна на сегодняшний день, поэтому что у всего, что вас окружает основной единицей строения является клетка. Кроме того, на следующих курсах вы будете изучать такой предмет, как основы агрономии, где необходимо будет различать культуры по строению, а основой строения – является клетка.

Также будем изучать предмет: «Экологические основы природопользования» где будете рассматривать животный и растительный мир, а основой этих миров опять же является «клетка».

 

   

 Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. При оглашении мотивации у студентов сформировано положительное отношение к учению, потребность в получение знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения.

Для активного вовлечения студентов в изучение нового материала преподаватель прокручивает видеоролик и слайды.

Они позволяют закрепить интерес к учебной теме, иллюстрировать объяснение учебного материала, обобщать и систематизировать учебный материал. С помощью видеоролика можно рассказать об изучаемом объекте или явлении. Кадры видеоролика располагаются в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала. Для обеспечения поэтапного усвоения нового материала по видеоролику целесообразно до просмотра сформировать вопросы, на которые необходимо ответить после его завершения (см.пр.4).

Видеоролик используют на занятиях для стимулирования, активации познавательной и речевой деятельности, изложения новой учебной информации или ее объяснения, обобщения и систематизации знаний и умений.

Использование мультимедийной технологии на уроках обеспечивает возможность:

- дать студентам более полную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

- повысить роль наглядности на уроках;

- удовлетворить запросы, желания и интересы студентов;

- освободить преподавателя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

- организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

 

  1. Закрепление материала.

 

Завершение изучения новой темы требует закрепления знаний, отработки в специальных упражнениях умений и навыков. Усвоение знаний акцентирует внимание на структурных элементах обучения, связанных с сообщением информации. Закрепления знаний на лекциях используется попутно, по ходу изложения основного материала, в форме контрольных вопросов.

 Подведение итогов урока не производится, учитывая, что это лекция. Необходимо поблагодарить студентов за работу и выдать домашнее задание.

2.6. Подведение итогов урока.

В конце урока преподаватель напоминает главные опорные точки изложенного нового материала, а такие методы проверки знаний учебной деятельности.

Учитываются вся учебная деятельность студентов. Выставляются итоговые оценки.

Рефлексия в конце урока связано с самооценками и суждениями студентов о работе, своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого студента мнение об уроке ( сдаются смайлики с различными улыбками) (см приложение 18)

2.5. Домашнее задание.

Дома студентам было предложено составить опорный конспект следующего урока по теме «Деление клетки». Студенты обучены выполнению такого рода заданию в начале изучения предмета.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Клетка" »

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брюховецкий аграрный колледж»












Методическая разработка

проведения открытого урока


по дисциплине «Биология»

на тему: «Клеточная теория организмов. Химический

состав клетки»








Автор:

преподаватель агробиологических

дисциплин, высшая категория

Рогачева Мария Федоровна







Брюховецкая 2014г





Аннотация

Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки, направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач прочно занял свое место в российских учебных заведениях. Урок - основная форма обучения в традиционной технологии. Урок представляет собой сложный психолого-педагогический проект имеющий свою технологию - по масштабу и характеру применения общепедагогическую, а для данных условий локально-модельную.

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

  1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

  2. проверка домашнего задания;

  3. проверка знаний и умений по пройденному материалу;

  4. изложение нового материала;

  5. первичное закрепление изученного материала

  6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

На ряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков, целью которых является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом или же подразумевается модульный урок с мотивационной беседой и рефлексией.

Данная методическая разработка представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением мультимедийных технологий по дисциплине «Биология».

В данной методической разработке показано использование элементов мультимедийной технологии, видеометода, карточек тестов при проверке знаний по предыдущему материалу.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей интересующихся информационно – развивающимися методами обучения (в данном случае это комбинироаванный урок) и применяющие на своих уроках элементы мультимедийных технологий.

Автор будет благодарен за отзыв, замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию методической разработки.









Содержание


Введение


  1. Подготовительная часть


  1. Методика проведения урока


    1. Организационный момент


    1. Актуализация опорных знаний


    1. Изложение нового материала


Заключение


Список использованной литературы


Приложения



















Введение


В методической разработке описан проведенный комбинированный урок по дисциплине «Биология» на тему: «Клеточная теория организмов. Химический состав клетки» с применением мультимедийных технологий.


В качестве метода лекция может быть использована на комбинированном уроке, когда за проверкой знаний учащихся по предыдущему материалу следует изложение нового материала.

Для проверки знаний по предыдущему материалу используются карточки-тесты. Применение этой методики обусловлено важностью темы. Тема «Клеточная теория организмов. Химический состав клетки» являются одной из ключевых тем в разделе «Клетка».

Студентам, как будущим специалистам необходимо владеть информацией о клетке. Ведь клетка – это единица всего живого на нашей планете. А всякая организация любой деятельности присуща живому.

При изложении нового материала использованы такие методы как:

- объяснительно-иллюстрационный с применением мультимедиа-

технологий;

- видеометод;

- тестирование;

- метод демонстраций.

Применение лекций на комбинированных уроках позволяет дать большой по объему учебный материал за сравнительно короткое время, а благодаря системности его подачи у студентов можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте.



















  1. Подготовительная часть.


Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью преподавателя и студентов, которая в свою очередь зависит от подготовки их к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых преподавателей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.

В подготовке преподавателя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении преподавателем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и объяснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других коллег, в анализе личного опыта в предшествовавшие периоды, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании.

Выбор темы данного урока не случайно обоснован ее важностью. Данная тема лежит в основе изучения раздела «Клетка» по дисциплине «Биология».

Студентам, как специалистам очень важно знать эту тему, поскольку, любой процесс связан с живым на Земле, а клетка является основой всего живого.

Проанализировав результаты предыдущих уроков принимается решение о целесообразности организации работы по информационно-развивающим методам обучения.

Лекция требует от преподавателя владения ораторским искусством, строгой логичности и ясности суждений. Именно эти особенности лекционного метода обеспечивают активность слушателей, поддерживают интерес к содержанию, вызывают эмоциональную ответную реакцию, способствуют формированию убеждений.

Прежде всего, преподавателю следует четко сформировать цели занятия, какой наглядный материал использовать на каждом этапе урока, продумать методы проведения урока, примерно распределить временные рамки.

В соответствии с выбранными методами был сделан план урока (см.пр.1). Подобран материал и видеоматериал, составлена презентация для показания на экране мультимедийного проектора.

Хотя применение мультимедийной технологии и требует от преподавателя дополнительных затрат времени (для разработки слайдов, нахождения нужных изображений) все равно оно позволяет доходчиво объяснить материал без использования учебных пособий, плакатов, стендов и без применения доски во время урока.

Мультимедийные технологии позволяют наполнить содержание урока современными научными концепциями и гипотезами, с формированием у студентов современной системы знаний, вырабатываются механизмы мышления, стимулирующие интеллектуальное развитие, творческое мышление.


2.Методика проведения урока.


Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отмечу, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности студентов.


Основной и ведущей формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно – урочной системы обучения которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы.

По своей сущности и назначению урок представляет собой ограниченную во времени организованную систему обучения воспитательного коллективно индивидуального взаимодействия преподавателя и студентов, в результате которого происходит усвоение студентов знаний, умений и навыков, развитие их способностей.

Наиболее распространенным типом занятия, как говорилось ранее, является комбинированный урок. Урок передачи – усвоения знаний акцентирует внимание на структурных элементах обучения, связанных с сообщением информации, демонстраций новых явлений, с первоначальным постижением их смысла

В данном случае на комбинированном уроке используется лекция в качестве метода. Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрировано, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи наследственной информации. Дидактическими целями лекций являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мирровозрения, развитие познавательных и профессиональных интересов. Преподаватель увлекает студентов, активно воздействуют на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету, стремление постоянно пополнять знания.

Использование мультимедийной технологии в учебном процессе способствует: повышению интереса студентов к изучаемому предмету, позволяет увеличить объем изучаемого материала, за счет смены слайдов увеличить число демонстраций, наглядности на уроке, экономит время на написание опорного конспекта на доске, а использование эффектов анимации, превращает подачу скучного материала, в увлекательное слайд шоу. Все перечисленное способствует лучшему восприятию и запоминанию учебной информации, положительному эмоциональному настрою при изучении дисциплины.

Структура урока - это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах

Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития студентов, места урока в учебном процессе.





    1. Организационный момент.


До начала урока на доске записывается тема урока, устанавливается и подключается мультимедийная установка. На столах раскладывается раздаточный материал (учебники, фломастеры, линейки и т.д.).

Урок начинается с организационного момента, что включает:

  1. взаимное приветствие;

  2. проверку отсутствующих на уроке студентов;

  3. готовность студентов, и определяются трудности, которые возникли при выполнении домашнего задания. Происходит беседа преподавателя со студентами.

Беседа – это диалогическая форма изложения. Она предполагает у студентов определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине.

Педагогическая функция беседы в том, и состоит, чтобы использовать знания и личный опыт студентов в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечение их в активный мыслительный поиск, в разрешение противоречий, в самостоятельное формирование выводов и обобщений.

2.2. Актуализация опорных знаний.

Тестирование позволяет более оперативно получить результаты проверки, по сравнению с обычной контрольной работой, более эффективное использование учебного времени, полный обхват всей группы обучаемых, что способствует более высокой накопляемости оценок.

Проверка тестовых заданий производится преподавателем в свободное время по ключу и результаты проверки сообщаются на следующем занятии.

Проводится фронтальный опрос (приложение2) в течение восьми – десяти минут и фиксируется участие студентов на листе «Подведение итогов» (см. приложение 16). Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению особенно близких отношений между преподавателем и группой, совместной дружбой работы студентов, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов.

Вместе с тем она не может быть универсальной, т.к. недостаточно учитывается уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого студента.

Поэтому фронтальная работа на уроке сочетается с индивидуальной. Поэтому до опроса 8 студентам раздаются индивидуальные карточки, и отсаживаются на отдельный ряд (см. приложение 3).

Для полного охвата студентов после фронтального опроса и индивидуальных карточек проводится графологический опрос.

Каждому студенту раздаются по три листа.

На 1 листе карточки-тесты. В карточках тестах по 9 вопросов с тремя вариантами ответов. Напротив каждого ответа стоят цифры (см. приложение 4).

Поэтому выбрав правильный ответ и цифру, она заносится в таблицу (см. приложение 5) и т.д.

Когда таблица будет заполнена, на 3 листе (см. приложение 6) расставлены точки с цифрами, поэтому по таблице цифры соединяются последовательно. Это задание рассчитано на 5 вариантов, поэтому каждый вариант соединив точки получит свою букву:

1В – букву Ж

2В – букву И

3В – букву З

4В – букву Н

5В – букву Ь

(см. приложение 7)

Опрашиваются по 1 представителю каждого варианта и участие каждого, отвечающего заносится на лист «Подведение итогов» (см. приложение 16).



2.3. Изложение нового материала.


Перед тем как перейти к содержанию новой темы, оглашается число, тема, план урока с использованием мультимедийного проектора (см.пр.3). Качественное своеобразие уроков определяется их целями и мотивацией. (см. пр 17)

Цель: В ходе урока мы должны выяснить структуру и особенности жизнедеятельности клетки, сформировать знания об основных положениях клеточной теории, а также рассмотреть общие черты химического состава клетки и какие неорганические вещества составляют ее.

Мотивация: Это тема, очень актуальна на сегодняшний день, поэтому что у всего, что вас окружает основной единицей строения является клетка. Кроме того, на следующих курсах вы будете изучать такой предмет, как основы агрономии, где необходимо будет различать культуры по строению, а основой строения – является клетка.

Также будем изучать предмет: «Экологические основы природопользования» где будете рассматривать животный и растительный мир, а основой этих миров опять же является «клетка».


Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. При оглашении мотивации у студентов сформировано положительное отношение к учению, потребность в получение знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения.

Для активного вовлечения студентов в изучение нового материала преподаватель прокручивает видеоролик и слайды.

Они позволяют закрепить интерес к учебной теме, иллюстрировать объяснение учебного материала, обобщать и систематизировать учебный материал. С помощью видеоролика можно рассказать об изучаемом объекте или явлении. Кадры видеоролика располагаются в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала. Для обеспечения поэтапного усвоения нового материала по видеоролику целесообразно до просмотра сформировать вопросы, на которые необходимо ответить после его завершения (см.пр.4).

Видеоролик используют на занятиях для стимулирования, активации познавательной и речевой деятельности, изложения новой учебной информации или ее объяснения, обобщения и систематизации знаний и умений.

Использование мультимедийной технологии на уроках обеспечивает возможность:

- дать студентам более полную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

- повысить роль наглядности на уроках;

- удовлетворить запросы, желания и интересы студентов;

- освободить преподавателя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

- организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.


    1. Закрепление материала.


Завершение изучения новой темы требует закрепления знаний, отработки в специальных упражнениях умений и навыков. Усвоение знаний акцентирует внимание на структурных элементах обучения, связанных с сообщением информации. Закрепления знаний на лекциях используется попутно, по ходу изложения основного материала, в форме контрольных вопросов.

Подведение итогов урока не производится, учитывая, что это лекция. Необходимо поблагодарить студентов за работу и выдать домашнее задание.

2.6. Подведение итогов урока.

В конце урока преподаватель напоминает главные опорные точки изложенного нового материала, а такие методы проверки знаний учебной деятельности.

Учитываются вся учебная деятельность студентов. Выставляются итоговые оценки.

Рефлексия в конце урока связано с самооценками и суждениями студентов о работе, своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого студента мнение об уроке ( сдаются смайлики с различными улыбками) (см приложение 18)

2.5. Домашнее задание.

Дома студентам было предложено составить опорный конспект следующего урока по теме «Деление клетки». Студенты обучены выполнению такого рода заданию в начале изучения предмета.






















Заключение

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные, и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока. В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий. Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.

Каждой системе средств, приемов, и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между преподавателем и студентом.

Таковы основные позиции комбинированного урока на современном уровне.

По завершению изучения темы: Клеточная теория организмов. Химический состав клетки» студенты должны:


- понимать

науку цитология,

об ученых, которые внесли вклад в развитие клетки;


- знать

что такое клетка,

когда была создана клеточная теория;


- уметь

различать химические элементы по группам,

органические вещества от неорганических.


Мультимедийные технологии применяемые при проведении данного урока позволили довести до студентов материал в легкой иллюстрационной форме. Было выдано в 1.5 раза больше информации. Наглядность при изучении этой темы, дало хорошие результаты при усвоении и понимании материала, так как включалась зрительная память, что позволило на долго закрепить материал в сознании студента.








Список использованной литературы.


  1. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – Спб.: Издательство «Лань», 2011. – 672 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

  2. Мамонтов С.Г. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. Пособие для сред. спец.учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 2010. – 320 с.: ил.

  3. Константинов В.М. Общая биология: Учеб.для студ. Образоват. Учреждений сред. проф. Образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; Под ред. В.М. Константинова. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр « Академия», 2011. – 256с.

  4. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2012. – 576 с.













Приложение 1


План

Группа

Дата








двухчасового занятия№2


Предмет: Биология


Тема занятия: Клеточная теория организмов. Химический состав клетки.



Цель занятия

учебная: сформировать новые знания о науке цитология, понятии «клетка», макроэлементах, микроэлементах.


воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, умениям.


развивающая: развитие мышления, развивать аналитическое мышление, делать обобщение, выводы.


деятельностная: представление о химическом составе клетки и об неорганических веществах, содержащихся в клетке.


Межпредметные связи

Обеспечивающие: Химия, ботаника.


Обеспечиваемые: Экология, агрономия.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


Наглядные пособия: видеофильм, мультимедийные слайды по дисциплине


Раздаточный материал: учебники, средства контроля.


Технические средства обучения: мультимедийная установка, экран, ноутбук, проектор.


Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ) аудитория №37


  1. Литература: Пехов А.П. Биология с основами экологии. – Спб.: Издательство «Лань», 2011. – 672 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

  2. Мамонтов С.Г. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. Пособие для сред. спец.учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 2010. – 320 с.: ил.

  3. Константинов В.М. Общая биология: Учеб.для студ. Образоват. Учреждений сред. проф. Образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; Под ред. В.М. Константинова. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр « Академия», 2011. – 256с.



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ


элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1

2

3

1.

Организационный момент

5

1.1.

Приветствие, знакомство

беседа

1.2.

Перекличка


1.3.

Создание рабочего настроения





2.

Актуализация опорных знаний.

15

2.1.

Индивидуальный опрос (по тестам)


2.2.

Фронтальный опрос

Ответ с места



Метод мозгового штурма




3.

Изучение нового материала

40

3.1.

Понятие «Клетка»

Видеометод

3.2.

Основы клеточной теории.

Объяснительно-иллюстрационный метод

3.3.

Наука «цитология»

Объяснительно-иллюстрационный метод

3.4.

Химический состав клетки

Объяснительно-иллюстрационный метод

3.4.1.

Неорганические вещества

Объяснительно-иллюстрационный метод

3.4.2.

Органические вещества

Объяснительно-иллюстрационный метод

4.

Закрепление нового материала

20

4.1.

Индивидуальный опрос (кроссворд)


4.2.

Работа с учебником (составление табличной схемы)

Метод поискового задания

4.3.

Фронтальный опрос

Беседа




5.

Подведение итогов урока

10

5.1.

Оглашение оценок

Рассказ-беседа

5.2

Выдача домашнего задания

Объяснительно иллюстрационный метод






Приложение 2


Фронтальный опрос.


1. Что такое биология?

2. Назвать методы биологии.

3. Для чего необходимо изучать биологию.

4. Назвать задачи биологии.

5. Из чего образовалась Земля.

6. Первые безъядерные клетки, как назывались?

7. Первые живые организмы, как назывались?

8. Когда образовалась Земля?

9. Преобладающий элемент Вселенной.

10. Первичный способ питания.

11. Общая формула углеводов.

12. Генетический код.

13. Что в 19 в доказал ученый Велер?

14. Что такое ткань?

15. Что такое орган?



Приложение 3
ВАРИАНТ 1

Ф.И.О.__

ЗАДАНИЕ № I
Данным понятиям подобрать соответствующие определения:

  1. Биология 1. Передавать свои признаки из поколения в поколение.

  2. Орган 2. Совокупность сходных по строению клеток.

  3. Наследственность 3. Наука о жизни.

  4. Ткань 4. Структурно функциональное объединение тканей.

ОТВЕТЫ :

1-
2-
3-
4-

ЗАДАНИЕ №2

Из предложенных букв составить биологический термин:

  1. ьсоигничмзевт -

  2. елккат -

3. еисфброа-

ВАРИАНТ 2

Ф.И.О.

ЗАДАНИЕ № 1
Данным понятиям подобрать соответствующие определения:

1 .Исторический метод 1.Способность организма приобретать свои признаки.

  1. Живое вещество 2 Высокий уровень организации жизни.

  2. Биосфера 3.Совокупность всех живых организмов.
    4.Изменчивость 4.Основа осмысления получаемых фактов.

ОТВЕТЫ :
1-

2-
3-
4-

ЗАДАНИЕ №2

Из предложенных букв составить биологический термин:

  1. оигоябли -

  2. кьатн -

  3. нгецбзиоеоо -

Приложение 4
Ф.И.О.

Варианг-1

1 .Биология -это

а) наука о грибах 2-4

б) наука о жизни 2-3

в) наука о человеке 2-5

2.Что изучает микробиология?:

а) мир бактерий 13-14

б) царство животных 14-11

в) взаимоотношения популяций 11-15

3. Что изучает биохимия?:

а) наследование признаков 12-5

б) превращение органических молекул 12-7

в) взаимоотношение популяций 12-11

4. Орган-это:

а) структурно-функциональное объединение
нескольких типов тканей 7-14

б) целостная система 7-11

в) совокупность организмов 7-15

5. В каком из указанных уровней выделяют живое вещество?:

а) организменный 6-12

б) тканевый 6-5

в) биосферный 6-7

6. На каком из указанных уровней происходит круговорот веществ?:

а) биосферный 9-10

б) молекулярный 9-11

в) популяционно-видовой 9-15

7. Наследственность- это:

а) передача наследственных признаков 9-7

б) приобретение наследственных признаков 7-11

в) реакция животных 7-4

8. Размножение — это:

а)свойство организмов воспроизводить
себе подобных 7-8

б) всеобщее свойство материи 7-5

в) необратимое развитие живой природы 7-1

9. Филогенез- это:

а) необратимое развитие живой природы 3-7

б) всеобщее свойство материи 3-4

в) свойство организмов воспроизводить

себе подобных 3-5


Ф.И.О.

Вариант-3

1 .Биология -это

а) наука о грибах 1 -2

б) наука о жизни 1-14

в) наука о человеке 1-17

2.Что изучает микробиология?:

а) мир бактерий 4-5

б) царство животных 4-3

в) взаимоотношения популяций 4-15

3. Что изучает биохимия?:

а) наследование признаков 12-11

б) превращение органических молекул 16-12

в) взаимоотношение популяций 12-6

4. Орган -это:

а) структурно-функциональное объединение
нескольких типов тканей 8-10

б) целостная система 8-13

в) совокупность организмов 8-9

5. В каком из указанных уровней выделяют живое вещество?:

а) организменный 5-3

б) тканевый 5-2

в) биосферный 16-5

6. На каком из указанных уровней происходит круговорот веществ?:

а) биосферный 10-12

б) молекулярный 10-6

в) популяционно-видовой 10-7

7. Наследственность- это:

а) передача наследственных признаков 15-10

б) приобретение наследственных признаков 10-9

в) реакция животных 10-13

8. Размножение - это:

а)свойство организмов воспроизводить

себе подобных 17-8

б) всеобщее свойство материи 8-13

в) необратимое развитие живой природы 8-9

9. Филогенез- это:

а) необратимое развитие живой природы 14-17

б) всеобщее свойство материи 14-2

в) свойство организмов воспроизводить

себе подобных 14-3

Ф.И.О.

Вариант-4

1 .Биология -это

а) наука о грибах 4-12

б) наука о жизни 4-16

в) наука о человеке 4-2

2.Что изучает микробиология?:

а) мир бактерий 9-10

б) царство животных 9-11

в) взаимоотношения популяций 9-8

3. Что изучает биохимия?:

а) наследование признаков 19-6

б) превращение органических молекул 19-17

в) взаимоотношение популяций 19-18

4. Орган -это:

а) структурно-функциональное объединение
нескольких типов тканей 7-9

б) целостная система 7-11

в) совокупность организмов 7-8

5. В каком из указанных уровней выделяют живое вещество?:

а) организменный 14-6

б) тканевый 14-13

в) биосферный 14-18

6. На каком из указанных уровней происходит круговорот веществ?:

а) биосферный 18-15

б) молекулярный 18-2

в) популяционно-видовой 18-19

7. Наследственность- это:

а) передача наследственных признаков 15-16

б) приобретение наследственных признаков 15-2

в) реакция животных 15-18

8. Размножение - это:

а)свойство организмов воспроизводить
себе подобных 9-17

б) всеобщее свойство материи 9-11

в) необратимое развитие живой природы 9-8

9. Филогенез- это:

а) необратимое развитие живой природы 15-19

б) всеобщее свойство материи 15-2

в) свойство организмов воспроизводить

себе подобных 15-13

Ф.И.О.

Вариант-5

1 .Биология -это

а) наука о грибах 2-3

б) наука о жизни 2-11

в) наука о человеке 2-9

2.Что изучает микробиология?:

а) мир бактерий 15-18

б) царство животных 15-6

в) взаимоотношения популяций 15-7

3. Что изучает биохимия?:

а) наследование признаков 13-5

б) превращение органических молекул 13-19

в) взаимоотношение популяций 13-7

4. Орган-это:

а) структурно-функциональное объединение
нескольких типов тканей 16-15

б) целостная система 15-9

в) совокупность организмов 15-6

5. В каком из указанных уровней выделяют живое вещество?:

а) организменный 14-8

б) тканевый 14-6

в) биосферный 17-14

6. На каком из указанных уровней происходит круговорот веществ?:

а) биосферный 15-17

б) молекулярный 15-6

в) популяционно-видовой 15-7

7. Наследственность- это:

а) передача наследственных признаков 19-11

б) приобретение наследственных признаков 11-10

в) реакция животных 11 -3

8. Размножение - это:

а)свойство организмов воспроизводить

себе подобных 2-18

б) всеобщее свойство материи 2-3

в) необратимое развитие живой природы 2-9

9. Филогенез- это:

а) необратимое развитие живой природы 16-13

б) всеобщее свойство материи 13-5

в) свойство организмов воспроизводить

себе подобных 13-7

Приложение 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а










б










в










Приложение 6

12 • 13•

5 • 14•

11• 15 •

1 • 2• 8 • 10•

5 •

14

б«

16

18

10 •

2 •

13

15

17 •

19

12

14

17

13

1 •

15

10

4 •

6 •

11

5*

16

14*

17

15

18

2 •

3 •

16 •

12

10

19

11 •

1 •

13

14

7 •

18 •

11

15

19 •

17

16 •

8 •

3 •

10

Приложение 7












Приложение 8



Слова Роберта Гука


Говорил: «Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него острым как бритва перочинным ножом очень тонкую пластинку. Когда я поместил этот срез на черное предметное стекло и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоского зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами. Эти поры или ячейки были слишком глубокими, а состояли из очень многих маленьких, вычлененных у одной общей непрерывной поры особыми перегородками. Такое строение свойственно ни одной только пробке. Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины и различных деревьев, а также внутреннюю мякоть тростника и пришел к выводу, что строение у них одинаковы.

Приложение 9








Рудольф

Вирхов

1855 г

Матиас Шлейден

Теодор Шванн

1838 - 1839













Марчело

Мальпиги

1672 г


Карл

Бэр

в начале XIX в









Антонио

Левегук

1677 г

Роберт

Браун

1831 г








Приложение 10


Антонио Ван Левенгук

В 70-х годах XVII века. А. Ван Левенгук открыл одноклеточные формы, он впервые описал клетки бактерий. Однако прошло полтора века прежде чем были сформулированы основные положения клеточной теории.

Марчело Мальпиги

В 1672 в книге «Анатомия растений» привел подробное описание микроскопических структур растений. Он тоже убедился, что растения состоят из клеток, он назвал их «мешочками» и «пузырьками».

Рудольф Вирхов

Этот немецкий врач в 1958, доказал, что вне клеток нет жизни, что главная составляющая часть клетки – ядро и что клетки образуются от клеток путем деления.

Карл Бэр

Кроме того, русский ученный К. Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки.

Роберт Браун

Долгое время главной частью клетки считали ее оболочку. Лишь в XIX в. ученые обратили внимание на полужидкое студенистое содержимое, заполняющее клетку. В 1831 он обнаружил в клетках ядро. Это открытие послужило важной предпосылкой для установления сходства между клетками растений и животных.

Матиас Шлейден и Теодор Шванн

Немец ботаник доказал, что в любой растительной клетке есть ядро. А в конце 30-х годов XIX в. немецкий физиолог Т. Шванн, тщательно исследовав строение живых организмов, обнаружил что, хотя клетки животных организмов очень разнообразны и отличаются от растительных, ядра всех клеток очень сходны. Клеточная теория строения была сформулирована и опубликована Т. Шванном в 1839. Она сыграла огромную роль в развитии биологии.

Приложение 11


Вопросы к видеофрагменту «Клетка»


1. Как называется наука изучающая клетку?

2. С помощью каких приборов исследуют клетку?

3. Пользуясь какими методами изучают клетку?



Приложение 12


Химический состав клетки

Из 108 80 в клетке


Макроэлементы

Микроэлементы


Углерод (С)

К

98%

ислород (О)

Азот (N)

Водород (Н)



С

0,02%

ера (S)

Цинк (Zn)

Йод (I)

Биоэлементы

Кальций (Са)

Хлор (Сl)

Натрий (Na)

Калий (K)

Магний (Mg)


Приложение 13




Неорганические вещества






вода (H2O) Минеральные соли 1% массы

80% массы


растворитель 1. Соли (Na, K)


транспортная обеспечивают раздражимость

организма

структурная


реагент 2. Соли (Са)


термостабилизатор обеспечивают прочность

костной ткани






















Приложение 15

Ф.И.О.

КРОССВОРД

1.С помощью какого прибора открыта клетка?

2.Обеспечивает нормальную свертываемость крови?

  1. Способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию?

  2. Обеспечивает проницаемость мембран?

  3. Кто открыл термин «клетка»?

  4. Неорганическое вещество.






СПИСОК ГРУППЫ № 111

Приложение 16



Ф.И.О.

КАРТО
ЧКИ

ФРОНТ
ОПРОС

ГРАФО

СХЕМА

КАРТО
ЧКИ

ДОМ

ЗАДАНИЕ

КАРТО
ЧКИ

КРОС

СВОРД


итог

1 Барненко Денис










2 Богуш Николай










3 Божко Алексей










4 Валько Александр










5 Владимиров Конст










6 Гавриков Михаил










7 Гивергидзе Юрий










8 Говоров Владислав










9 Грачев Александр










1 0 Гузий Юрий










1 1 Демченко Николай










1 2 Долгих Александр










1 3 Журов Александр










1 4 Карды-Оглы Андрей










1 5 Коваленко Виктор










1 6 Кожемяк Евгений










1 7 Кущев Анатолий










1 8 Лобов Александр










1 9 Макаренко Александр










2 ОМирошниченко Андрей










2 1 Назаренко Алексей










22 Ошев Игорь










23 Старушко Александр










24 Стрюк Роман










25 Тимохин Александр










26 Устинов Евгений










27 Чефанов Максим










28 Швы д ков Вячеслав










29 Шишкин Андрей










30 Комарь Сергей










3 1 Кравец Сергей
































Приложение 17

Лекция

  1. Понятие «клетка»

  2. Основы клеточной теории

  3. Наука «цитология»

  4. Химический состав клетки.

  5. Неорганические вещества.

  6. Органические вещества.


И мне бы хотелось начать урок с видеофрагмента. Посмотрите пожалуйста (идет фрагмент фильма «Клетка») потом осуждение.

Преподаватель: Из предложенного фрагмента можно сделать вывод о том, что клетка служит основой строения растений и животных. Для прокариот, простейших, низших грибов и водорослей понятие «клетка и организм» совпадают. Можно сказать, что клетка – это элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и развитию.

Такое развитие о клетке установилось в науке не сразу. Сама клетка, точнее клеточная оболочка, была открыта в 17 веке английским физиком Робертом Гуком.

Дальнейшее изложение материала идет с использованием метода – опережающее задание. Студенты рассказывают домашний подготовительный ими материал. Этот метод выделяется на основе оценки меры самостоятельности студентов в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельности со стороны преподавателя.

Студент: Слова Р. Гука о своем открытии (см. приложение 8)

Преподаватель: Именно этими словами написанными в 1665 году Роберт Гук впервые сообщил о существовании клетки. Но в пробке он наблюдал не клетки, а лишь пустые мертвые клеточные стенки, лишенные некогда наполнявшего их живого содержимого.

После этого открытия образовалась целая клеточная теория, которую составили следующие ученые (высвечивается схема «клеточная теория см. приложение 9).

А какой именно вклад они внесли в открытие клетки расскажут нам ребята.

Студент 1: Рудольф Вирхов (см. приложение 10)

Студент 2: Антонии Левенгук (см. приложение 10)

Студент 3: Карл Бэр (см. приложение 10)

Студент 4: Марчелло Мальпиги (см. приложение 10)

Студент 5: Роберт Браун (см. приложение 10)

Студент 6: Матиас Шлейден (см. приложение 10)

Преподаватель: Теперь вы видите, что клеточная теория – это одно из выдающихся обобщений биологии, давшее основу для материалистического подхода к пониманию жизни и эволюционных связей между организмами.

Вы заметили, что открытия клеточной теории были 300 – 400 лет назад, но это не значит, что и сейчас ведется изучение клетки.

А какая же наука занимается этим?

Какими методами пользуются сейчас и с помощью каких приборов?

На эти и другие вопросы вы найдете ответы из видеофрагмента. (включается фрагмент фильма «Клетка»)

После окончания фильма задаются вопросы студентам, идет обсуждение (вопросы см. приложение 11).

Дальнейшее изложение материала идет в виде рассказа, этот метод экономит время учебное, активно управляет восприятием учебного материала студентов, кроме того этот метод позволяет высказывать собственные суждения со стороны преподавателя.

Рассказ сопровождается наглядными методами обучения. Методом – иллюстрации, (схемы высвечиваются графопроектором на доску), графопроектор позволяет в дневное время без затемнения аудитории показывать рисунки, схемы, кроме того эти иллюстрации позволяют раскрыть динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы.

Преподаватель: Вот в таких же лабораторных условиях, как вы видели в фильме выяснили что структура и функции живой клетки немыслимы без постоянно-протекающих в ней многочисленных химических реакций, в которых участвуют десятки элементов и сотни простых и сложных соединений. (Высвечивается схема «Химический состав клетки» см. приложение 12).

Преподаватель: По химическому составу клетки различных организмов могут заметно отличаться друг от друга, но элементы, входящие в ее состав одинаковы.

Известно 108 химических элементов, но в клетках обнаружено 80 элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева, встречающихся и в неживой природе.

В наибольшем количестве в клетках живых организмов находятся водород, кислород, углерод и азот, причем относительное содержание этих элементов в живом веществе гораздо выше, чем в земной коре.

На их долю приходится почти 98% массы клеток, поэтому их называют макроэлементами. Это главные компоненты всех органических соединений.

В меньших количествах в состав клетки входят 8 элементов. Каждый из них выполняет важную функцию в клетке.

Например, Na, K, Cl – обеспечивают проницаемость клеточных мембран для различных веществ и проведение импульса по нервному волокну.

Ca, P – участвуют в формировании межклеточного вещества костной ткани, определяя прочность кости.

Са – кроме того, один из факторов от которого зависит нормальная свертываемость крови.

Fe - входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов, участвующего в переносе кислорода от легких к тканям.

Mg – в клетках растений включен хлорофилл-пигмент, обуславливающий фотосинтез, а у животных входит в состав биологических катализаторов – ферментов, участвующих в биохимических превращениях.

Все остальные элементы – это третья группа (цинк, медь, йод, фтор и другие) содержатся в клетках в очень малых количествах. Общий их вклад в массу клетки всего 0,02%.

Поэтому их называют микроэлементами. Однако это не означает, что они меньше нужны организму, чем другие элементы.

Микроэлементы также важны для живого организма, но включаются в его состав в меньших количествах.

Цинк – входит в молекулу гормона, поджелудочной железы – инсулина, который участвует в регуляции обмена углеводов.

Йод – необходимый компонент тироксина – гормона щитовидной железы, регулирующего интенсивность обмена веществ всего организма в целом и его рост в процессе развития.

Все перечисленные химические элементы участвуют в построении организма в виде ионов либо в виде молекул неорганических и органических.

Сегодня мы рассмотрим неорганические вещества. (высвечивается схема «Неорганические вещества») (см. приложение 13).

1. Вода – самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах. Ее содержание колеблется в широких пределах. В клетках эмали зубов воды около 10%, а в клетках развивающегося зародыша – более 90%. В среднем в многоклеточном организме вода составляет около 80% массы тела.

По мере старения организма количество воды в клетках заметно снижается.

Функции воды:

1. Растворитель – Полярность молекул воды делает ее прекрасным растворителем для других полярных соединений.

Вещества, которые растворяются в воде – гидрофильные (сахар, спиртовой альдегид).

Вещества, которые не растворяются в воде – гидрофобные (жирные кислоты, холестерин).

2. Транспортная. Передвижение по организму воды с растворенными в ней веществами позволяет переносить последние, доставляя их к различным частям организма. Вода принимает участие в удалении ненужных продуктов из организма.

3. Структурная. Цитоплазма клеток содержит от 60 – 95% воды, именно она придает клеткам их нормальную форму. У растений вода определяет тургесцентность клеток, а у некоторых животных выполняет опорные функции, являясь скелетом.

4. Реагент. Вода является не только средой протекания химических реакций, но и участвует во многих из них. В процессе фотосинтеза например, вода является источником водорода.

5. Вода – термостабилизатор и терморегулятор.

Высокая теплоемкость воды позволяет ей смягчать влияние на организм значительных перепадов температуры в окружающей среде.

Кроме того у воды высокая теплоемкость, что позволяет организму поддерживать одинаковую температуру во всем его объеме.

В водном растворе клетки минеральные соли диссоциируют на катионы и анионы. Некоторые у которых могут включаться в комплексы с различными веществами (например, остатки фосфорной кислоты могут входить в состав липидов).


Наибольшее значение имеют
распадающиеся на ионы
положительные и отрицательные



К+

А+

К, Са, Mg, Na

Cl-, , , ,


От концентрации солей зависят внутри клетки ее буферные свойства – т.е. способность клетки сохранять соотношение ионов веществ внутри и снаружи клетки на постоянном уровне. Роль буфера играют анионы слабых кислот (,) и слабые кислоты (Н2СО3) которые связывают ионы водорода, благодаря чему реакция внутри клетки практически не меняется и остается слабощелочной почти нейтральной.

Вывод: В результате сегодняшнего урока мы с вами рассмотрели понятие «клетка», какая наука занимается ее изучением; какие ученые внесли вклад в клеточную теорию, а такие разобрали основу химического состава клетки и какие неорганические вещества входят в ее состав.

А теперь проверим, как вы усвоили этот материал.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: Клетка"

Автор: Рогачева Мария Федоровна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 166989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока биологии "Фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-biologhii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "132310"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416324332"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "«Дробь и её компоненты».Конспект  урока по математике  4 класс."
    ["seo_title"] => string(63) "drob-i-ieio-komponienty-konspiekt-uroka-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459848240"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-klass-dvudol-nyie-rastieniia-siemieistvo-rozotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "108506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403717767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект-урока на тему "Строение клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "316538"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460109136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект  урока биологии в 6 классе "Клеточное строение растений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-biologhii-v-6-klassie-klietochnoie-stroieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "133381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416501469"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства