Цель занятия: изготовление театральной игрушки на руку из бумаги
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить детей с основными направлениями кукольного театра
Развивающие:
2.Развить эстетический вкус, образное мышление и фантазию детей.
Воспитывающие:
1.Формировать навык положительной самооценки и уверенности в себе, умение работать в коллективе.
2. Мотивировать обучающихся к занятиям кукольным театром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Бумажные игрушки на руку"»
Чиркова Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования МАУДО «Дворец творчества» ГО Красноуфимск Свердловская область
Бумажные игрушки на руку
Методическая разработка занятия для обучающихся 7-9 лет по дополнительной общеразвивающей программе «Природа и фантазия»
Цель занятия: изготовление театральной игрушки на руку из бумаги
Задачи: Обучающие: 1.Познакомить детей с основными направлениями кукольного театра Развивающие: 2.Развить эстетический вкус, образное мышление и фантазию детей. Воспитывающие: 1.Формировать навык положительной самооценки и уверенности в себе, умение работать в коллективе. 2. Мотивировать обучающихся к занятиям кукольным театром. Материалы и оборудование для педагога: компьютер, компьютерная презентация «Театр кукол»
Материалы и инструменты для обучающихся: цветная бумага для ксерокса, клей-карандаш, ножницы
Интернет источники: http://stranamasterov.ru/node/564157?tid=903 Ход занятия:
Этап IОрганизационный момент. Здравствуйте милые ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. И как всегда мне везет, потому, что мне достаются самые лучшие, самые симпатичные, самые добрые дети. Для начала давайте познакомимся.
Сейчас каждый из вас по очереди встанет, назовет свое имя и скажет, каким ласковым словом его называют дома близкие. Очень хорошо! Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит фантазировать и хлопнуть в ладоши тех, кто любит мастерить поделки. Ребята, я рада, что вы пришли на моё занятие, потому что все вы любите мастерить поделки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня. Этап II. Вступительная беседа.
И так я приглашаю окунуться в увлекательный мир – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли кукольника. Кукольный театр, – какие у вас возникают ассоциации с этим словосочетанием? (Дети отвечают).
Самый любимый театр у детей во всем мире - кукольный театр.
Потому что актеры там - куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать, смеяться.
А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? (Дети отвечают). Какие впечатления (понравился и почему)? (Дети отвечают). Какие виды кукол вы знаете? (Дети отвечают).
Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют. (Просмотр слайдов презентации с обсуждением и комментарием)
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит. (Слайд 1)
К верховым куклам относятся перчаточные и тростевые.
2. Театр низовых кукол. Низовые (напольные), в отличие от верховых, находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. К низовым (напольным) относятся: марионетки, планшетные и так называемые большие куклы или куклы-великаны. (Слайд 2)
3. Театр срединных кукол управляется на уровне актёров-кукловодов.
(Слайд 3)
А сейчас рассмотрим театральных кукол подробнее.
(Слайд 4) - Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Голова и туловище такой куклы обычно жестко закрепляются; к рукам и ногам прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине - ваге. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой - перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.
(Слайд 5) - Ростовые куклы (куклы-великаны), фактически представляют собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
(Слайд 6) - Тростевые - Почему они так называются? (Дети отвечают).
Тростевая кукла, относится к верховым куклам и получила свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов.
(Слайд 7) - Теневые куклы. Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают: создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.
(Слайд 8) - Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают: куклы одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.
(Слайд 9) - Петрушка - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке. Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он - насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает.
(Слайд 10) - Пальчиковые. Почему они так называются? (Дети отвечают) Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскутка ткани.
(Слайд 11) - Кукла на руку - разновидностью перчаточной куклы.
Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.
Этап III. Практическая деятельность
Технология изготовления поделки «Бумажные игрушки на руку» (последовательность изготовления поделки можно найти на сайте http://stranamasterov.ru/node/564157?tid=903)
1. Вырежем детали по шаблонам
2. Согнём вдоль пополам лист цветной бумаги
3. Загнём вдоль длинной стороны край листа на расстоянии 5-7 мм от края (не больше!). И сделаем такой же загиб внутрь на второй длинной стороне листа.
4. Намазываем клеем наш узенький загиб, ровно склеиваем со вторым узеньким загиб. Получается приплюснутая бумажная трубочка.
5. Согнём нашу заготовку пополам поперёк. Теперь берём верхнюю часть и складываем в обратную сторону так, чтобы внешний край выглядывал примерно на такое же расстояние, как и получившийся загиб.
6. Точно также загибаем нижнюю длинную часть заготовки. Её можно уже примерить на руку.
7. Сгибаем нижние части ушек и приклеиваем их к верхней стороне снизу так, чтобы не загораживать ход руки. Согнув "стебельки" глаз назад, приклеиваем глаза на мордочку сверху. Язычок вклеиваем в ротик.
8. Делаем нос. Сворачиваем ленточку бумаги в рулончик и склеиваем её торцы с нахлёстом 1 см. Пес Барбос готов.
в ходе работы обращается внимание на технику безопасности при работе с ножницами, клеем, повторяются приёмы работы с бумагой (сгибание, нанесение клея, вырезание)
Этап IV. Поведение итогов и рефлексия. Молодцы, вы хорошо поработали. Объединитесь в группы по 3-4 человека и придумайте смешную историю с героями которых вы сделали.
Прослушиваются и проигрываются истории в импровизированном кукольном театре.