kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока внеклассного чтения "Бумажная победа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                         Конспект урока «Бумажная победа»

Как вы думаете, о чем этот рассказ?  По ключевым словам – мальчик, победа, фигурки из бумаги, дети, болезнь-  попробуйте составить свой рассказ.

А теперь познакомимся с произведением Людмилы Улицкой «Бумажная победа», которое входит в сборник «Детство 49», рассказывающий о поколении чье детство выпало на годы войны, но проблемы, поднимаемые в этом рассказе актуальны и сегодня.

Прочитаем 1 часть рассказа.

Людмила Евгеньевна Улицкая 
Бумажная победа 
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья - ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение. 
Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой. 
Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать. 
Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком. 
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи. 
На солнце было неправдоподобно тепло. Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор. 
Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул - брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок: 
- Генька хромой, сопли рекой! 
Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех,  кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр. 
Геня кинулся к своей двери - с лестницы уже спускалась его бабушка.

Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом. 
- Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка. 

Как бы вы ответили на вопрос бабушки?  Почему дети не любили Геню? Найдите в тексте ответ. Есть ли вина Гени во всех этих причинах?

 Как вы охарактеризуете поведение детей? Как бы вы поступили на месте мамы?

Читаем 2 часть рассказа.

- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ответила мать. 
- Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты. 
- Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник. 
- Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка. 
- У тебя есть что красть?- холодно спросила мать. 
Старушка промолчала. 
- Твои старые ботики никому не нужны. 
- При чем тут ботики?.- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко. . 
Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник. 
- Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она. 
- Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня. 
- Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться. 
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру: 
- И ты, Женя, приходи. 
Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась. 
- А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр. 
И мать пошла ставить тесто. 
К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом. 
Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. 
Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов.

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков. 
Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала: 
- Давайте выпьем за Геню - у него сегодня день рождения. 
Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла "Турецкий марш". Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется. 
Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки. 
Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки. 
.Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату.

Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать. 
- Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко. 
Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать закончила играть. 

Правильным ли было решение мамы пригласить детей на день рождения?

Опишите чувство, с которым Геня ждал гостей? В начале этой части и в конце. Найдите ответ в тексте.  Что изменилось и почему? Что захватило ребят? Что удивило детей? Они впервые открыли для себя мир классической музыки.

Давайте послушаем «Музыкальный момент №3» Франца Шуберта, перенесемся на день рождения Гени и представим себя на месте этих ребят.

Какое открытие еще ждет этих ребят исходя из названия рассказа?

Читаем 3 часть….

- Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть? 
- Можно в карты,- простодушно сказал Колюня. 
- Давайте в фанты,- предложила мать. 
Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась - а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал: 
- Это будет мой фант. 
Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку. 
- Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб. 
Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка. кораблик. кораблик с парусом. стакан. солонка. хлебница. рубашка. 
Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. 
- И мне, и мне сделай! 
- Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь! 
- Генечка, пожалуйста, мне стакан! 
- Человечка, Геня, сделай мне человечка! 
Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек. рубашка. собака. 

Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос - и никто не обратил на это внимания, даже он сам. 
Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые. 
Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил: 
- Гень, посмотри-ка, а дальше как. 
Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду. 
Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки.

Так какое же открытие сделали ребята?

С какой целью Геня делал эти игрушки? Хвастался ли мальчик своим искусством?

Изменилось ли отношение ребят к Гене? И почему? Завидует ли Айтыр Гениному таланту? Охаратеризуйте Айтыра.

Почему дети плохо относились к Гене до дня рождения. Случалось ли в  вашей жизни, что вы плохо думали о человеке, мало зная его, а потом, узнав  больше, изменили свое отношение к нему?

Как сложатся отношения ребят к Гене после дня рождения?

Итог.

 С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана  Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.

Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает  проблему доброжелательного, терпимого отношения  друг к другу.

Рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения "Бумажная победа" »

Конспект урока «Бумажная победа»

Как вы думаете, о чем этот рассказ? По ключевым словам – мальчик, победа, фигурки из бумаги, дети, болезнь- попробуйте составить свой рассказ.

А теперь познакомимся с произведением Людмилы Улицкой «Бумажная победа», которое входит в сборник «Детство 49», рассказывающий о поколении чье детство выпало на годы войны, но проблемы, поднимаемые в этом рассказе актуальны и сегодня.

Прочитаем 1 часть рассказа.

Людмила Евгеньевна Улицкая 
Бумажная победа 
Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья - ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение. 
Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой. 
Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать. 
Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком. 
Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи. 
На солнце было неправдоподобно тепло. Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор. 
Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул - брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок: 
- Генька хромой, сопли рекой! 
Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр. 
Геня кинулся к своей двери - с лестницы уже спускалась его бабушка.

Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом. 
- Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка. 

Как бы вы ответили на вопрос бабушки? Почему дети не любили Геню? Найдите в тексте ответ. Есть ли вина Гени во всех этих причинах?

Как вы охарактеризуете поведение детей? Как бы вы поступили на месте мамы?

Читаем 2 часть рассказа.

- Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ответила мать. 
- Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты. 
- Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник. 
- Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка. 
- У тебя есть что красть?- холодно спросила мать. 
Старушка промолчала. 
- Твои старые ботики никому не нужны. 
- При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко. . 
Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник. 
- Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она. 
- Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня. 
- Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться. 
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру: 
- И ты, Женя, приходи. 
Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась. 
- А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр. 
И мать пошла ставить тесто. 
К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом. 
Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом. 
Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов.

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков. 
Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала: 
- Давайте выпьем за Геню - у него сегодня день рождения. 
Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла "Турецкий марш". Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется. 
Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки. 
Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки. 
...Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату.

Хотите, я поиграю вам Бетховена?- спросила мать. 
- Давайте,- согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко. 
Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать закончила играть. 

Правильным ли было решение мамы пригласить детей на день рождения?

Опишите чувство, с которым Геня ждал гостей? В начале этой части и в конце. Найдите ответ в тексте. Что изменилось и почему? Что захватило ребят? Что удивило детей? Они впервые открыли для себя мир классической музыки.

Давайте послушаем «Музыкальный момент №3» Франца Шуберта, перенесемся на день рождения Гени и представим себя на месте этих ребят.

Какое открытие еще ждет этих ребят исходя из названия рассказа?

Читаем 3 часть….

- Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть? 
- Можно в карты,- простодушно сказал Колюня. 
- Давайте в фанты,- предложила мать. 
Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась - а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал: 
- Это будет мой фант. 
Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку. 
- Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб... 
Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка... 
Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. 
- И мне, и мне сделай! 
- Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь! 
- Генечка, пожалуйста, мне стакан! 
- Человечка, Геня, сделай мне человечка! 
Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек... рубашка... собака... 

Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос - и никто не обратил на это внимания, даже он сам. 
Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые... 
Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил: 
- Гень, посмотри-ка, а дальше как... 
Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду. 
Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...

Так какое же открытие сделали ребята?

С какой целью Геня делал эти игрушки? Хвастался ли мальчик своим искусством?

Изменилось ли отношение ребят к Гене? И почему? Завидует ли Айтыр Гениному таланту? Охаратеризуйте Айтыра.

Почему дети плохо относились к Гене до дня рождения. Случалось ли в вашей жизни, что вы плохо думали о человеке, мало зная его, а потом, узнав больше, изменили свое отношение к нему?

Как сложатся отношения ребят к Гене после дня рождения?

Итог.

С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана  Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.

Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает  проблему доброжелательного , терпимого отношения друг к другу.

Рефлексия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока внеклассного чтения "Бумажная победа"

Автор: Ажмуратова Рушания Рашидовна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) ""Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды". По рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа" "
    ["seo_title"] => string(97) "on-nie-chuvstvoval-ni-strakha-ni-niepriiazni-ni-vrazhdy-po-rasskazu-l-ulitskoi-bumazhnaia-pobieda"
    ["file_id"] => string(6) "147644"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419441240"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект урока «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_on_ne_chuvstvoval_ni_strakha_ni_nepriiazni_ni_vrazhdy_po_rasskazu"
    ["file_id"] => string(6) "582935"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623158995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства