КГУ СОШ №11 | Дата: «__11__»_____апреля_____20_18__г. | Педагог: Дерябина Е.Н. |
Класс: 5 «____Д_____» | Тема урока: ЖИЗНЬ В ЕДИНСТВЕ МЫСЛИ, СЛОВА И ДЕЛА | Количество присутствующих: 22 отсутствующих: 3 |
Жизнь в гармонии, основа счастья. Позитивность мысли, верность слову, праведное поведение. Детство, юность и зрелые годы Аль-Фараби. Жизнь в согласии с голосом совести |
Цель урока: | Расширять представления о процессе самопознания как важной составляющей жизни человека через ценность истина. Стремление к истине, как составляющей основе гармонии и счастья, через практику праведного поведения. |
Задачи: | Научить учащегося понимать принцип единства слова и дела, как проблему нравственной надежности человека. Воспитать у учащегося ответственное отношение к слову, к обещанию. Развитие стремления у детей жить в единстве мысли слова и дела; |
Цели обучения | Все учащиеся смогут: раскрытия значения процесса познания человеком самого себя, умение держать слово, быть честным. Большинство учащихся будут уметь: расширить представления о понятиях «мысль», «слово», «позитивное мышление», «счастье», «гармония». Некоторые учащиеся смогут: умений позитивно мыслить и жить вдохновенно через практику «праведного поведения»; |
Критерии успеха | Учащиеся достигают цели обучения, если: -Актуализируют знания, могут поставить цель (целеполагание) и соблюдают поэтапное её выполнение, формулировать проблему исследования и выдвигать гипотезу; -Демонстрируют умение работать с текстом, умение ориентироваться во времени и пространстве; -Правильно соотносят научные знания, решения проблемных ситуаций, создание новых технологий и применение их на практике. -Умеют высказывать собственное мнение, и отстаивать свою точку зрения. -Способны выслушать разные точки зрения и менять свою в соответствии с полученными знаниями; |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке используют Аудио рассказ произведение Пантелеева «Честное слово». Фильм Аль – Фараби. |
Предварительные знания | -рассуждать о необходимости изучения природы познания: ИСТИНЫ, как эквивалента совести -отвечать на вопросы: «КАК СТАТЬ НРАВСТВЕННО НАДЕЖНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. ЧЕЛОВЕКОМ СЛОВА». -правильно использовать термины: «мысль», «слово», «позитивное мышление», «счастье», «гармония», «праведное поведение»; |
Ход урока: |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы: |
Начало урока 1.Орг. момент. Создание положительного эмоционального настроя | Минутка тишины концентрация на свет «Синий свет». Цель: Создание положительного эмоционального настроя. Болee глубокое оcмысление задания и эмoциональногo настроя, умение прислушиваться к своему внутреннему миру (аудиозапись произведения класcической мyзыки.) Сядьте, приняв удобное положение. Положите руки на колени ладонями вверх и расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно перенеситесь в тишину безлунной ночи, поднимите голову и устремите взгляд в глубину усыпанного звездами темно-голубого неба. Вы чувствуете, как бесконечное синее небо притягивает вас, и его пульсирующая сила отрывает от земли. Вдохните и вместе с вдохом втяните в себя эту благотворную энергию синего цвета. С каждым новым вдохом ощутите, как она наполняет все тело. Постепенно синий цвет заполнит все клеточки вашего тела. Вы почувствуете, как под влиянием его энергии спадает напряжение, как исчезают страхи, как укрепляется ваша интуиция, как вы становитесь более открытыми для восприятия ИСТИНЫ, ГАРМОНИИ, СЧАСТЬЯ. Постарайтесь еще некоторое время задержаться в этих волнах синего цвета, почувствуйте, как меняется сознание в глубине вашего «Я», а затем поблагодарите тот внутренний источник, который подарил вам эти ощущения. Теперь постепенно возвращайтесь к своему обычному состоянию. Осознайте свое тело и окружающее пространство, откройте глаза. Вы чувствуете в себе целительную энергию глубины синего неба и находитесь в состоянии гармонии со своими мыслями, жизнью и своим здоровьем. Открываем глаза, возвращаемся в класс. Вопросы для обсуждения: -Что вам удалось увидеть? -Какие чувства вы при этом испытывали? -С какой целью мы с вами проводили минутку тишины? Постановка проблемы: Задание №1: по группам. Собрать пазлы по теме урока. Из разрозненных букв составить слово. Соотнесите картинку- слово. –Как связаны эти картинки и слова с темой сегодняшнего урока? ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1 группа: Слово: МЫСЛЬ, ПОЗИТИВ; картинка: ГОЛОВА 2 группа: Слово: СЛОВО; картинка: РОТ 3 группа: Слово: ДЕЛО; картинка: РУКИ 4 группа: Слово: ПОСТУПОК; картинка: СЛЕДЫ 5 группа: Цитата: ИСТИНА-говорить то, что думаешь и делать то, что говоришь. | (материалы, источники) |
Вводное задание | Актуализация знаний «Мозговой штурм». (5 минут). Аудио рассказ произведение Пантелеева «Честное слово». Метод «Простые и сложные вопросы» (для начала беседы по изучаемой теме). Цель: Постановка таких вопросов даёт возможность выйти на разговор о значимости речевых и коммуникативных навыков. - Почему мальчик не покинул свой пост? - Мог ли мальчик поступить иначе? -О каких качествах в характере героя можно говорить? - Почему человек не всегда может сдержать слово? Давайте предположим, что существует проблема «КАК СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ СЛОВА». Сегодня мы попробуем её решить. Проблемный вопрос: - Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Тема нашего сегодняшнего урока: ЖИЗНЬ В ЕДИНСТВЕ МЫСЛИ, СЛОВА И ДЕЛА ФО: «Три хлопка». | |
Дескрипторы: | -обсуждает и отвечает на вопросы. Проблема, над которой следует работать: «КАК СТАТЬ НРАВСТВЕННО НАДЕЖНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. ЧЕЛОВЕКОМ СЛОВА». | |
Критерии успеха | Учащиеся должны знать о понятиях «мысль», «слово», «позитивное мышление», «счастье», «гармония», «праведное поведение»; | |
2. Проверка домашнего задания. | Задание № 1: придумайте и предложите свое окончание истории из произведения М. Кул- Мухаммеда «Аль-Фараби». Проверка домашнего задания по стратегии «2 звезды – 1 пожелание». Работа в паре. Поменяться тетрадями написать комментарий соседу по парте. Презентация работ. | Стр.117учебника |
3.Цитата урока. | Правдивость возникает только тогда, когда у человека благие качества и добрые поступки. Аль-Фараби | |
Середина урока | Актуализация знаний Стратегия «ЗХУ» | |
4. Рассказывание истории. | (Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 году в г. Отраре (Фараб) в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Первоначально он получил образование у себя на родине на кыпчакском языке. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Его перу принадлежит более 150 трудов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания "Второй учитель" (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука. - Какие качества помогли Аль – Фараби жить в согласии и гармонии? -Что заставляет вас думать, что Аль – Фараби следовал принципу ЖИТЬ В ЕДИНСТВЕ МЫСЛИ, СЛОВА И ДЕЛА? -Можно –ли назвать учёного духовным учителем? -Чему научил вас Аль – Фараби? - Что по мнению Аль – Фараби является основой счастья? | |
5. Творческая деятельность, групповая работа. | Задание: по группам- пары объединяются по 4-5 человек- укрупнение групп. Раздается основание картинка «Степь». Задание №2. Написать на юрте мудрость, которую возьмете для себя. Рефлексия самооценки и взаимооценивания работы группы: Прикрепить юрту на основание картинки «Степь». Из всех картинок выберите ту, которая характеризует работу вашей группы. Допишите свое мнение о работе всех членов группы. Разукрасьте картинку. ҚЫЗ ҚУУ - ДОГОНИ ДЕВУШКУ. Группа работала совместно, роли распределялись согласованно. Мальчики и девочки работали слажено. Пришли к единому мнению..... ЖАМБЫ АТУ - СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА. Группа работала целеустремленно, цель группа достигла, работали слажено, был явный лидер, который принимал решения и брал лидерство на себя....... БҮҒАЛЫҚ ТАСТАУ - ЛОВЛЯ ЛОШАДИ. Группа работала совместно. но были моменты, когда была необходимость усмирять кого-то из группы..... АУДАРЫСПАҚ- БОРЬБА НА ЛОШАДЯХ. Группа работала совместно, но возникали споры, которые необходимы для поиска истины. Споры велись корректно, никто никого не обижал, но побеждал сильнейший с мнением которого соглашались в итоге остальные....... КҮМІС АЛУ - ПОДНИМИ МОНЕТУ. Группа работала дружно внимательно относилась к мелочам, совместно решала все возникающие прроблемы...... ҚАЗАКША КҮРЕС – БОРЬБА. Группа работала не дружно, были споры, доходившие до критического момента, возникали разногласия и обиды....... КӨКПАР - БОРЬБА ЗА ТУШУ КОЗЛА. Группа работала шумно, не было единогласия, возникали споры и конфликты, которые приходилось решать.Вас раздирали разногласия...... | |
Критерии успеха | Обогащение словарного запаса, развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. ПОЗИТИВНАЯ МЫСЛЬ- ВЕРНОСТЬ СЛОВУ-ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ-ГАРМОНИЯ-СЧАСТЬЕ-ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. | |
6. Групповое пение. Про человека. муз. А. Журбин, сл. Ю. Энтин
| Припев: В мире много в мире много Очень, очень интересного, Неизвестного, пока что И давно известного
Интересны, например, ЧТО? Псы породы бультерьер Стрелы каменного века Ярких звезд далекий свет Но….Интересней человека Ничего на свете нет Интересней человека Ничего, ничего, Ничего на свете нет.
Припев: | |
7. Домашнее задание. | Задание №3: Ответить на вопросы анкеты | Стр. 84 тетради |
Конец урока | Итог урока. Рефлексия - Итак, исследователи, какие открытия вы сделали на уроке? - Где они могут пригодиться вам в жизни? - Расскажите, что вы узнали об этих словах: ЧЕЛОВЕК СЛОВА, ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ. | |
Критерии успеха | -усвоения (повторения), умение работать в состоянии психологического комфорта, определяют совместные результаты работы, самооценивание, взаимооценивание. | |
8. Заключительная минутка урока. | Не бойтесь дарить согревающих слов, И добрые делать дела. Чем больше в огонь вы положите дров, Тем больше вернется тепла. О. Хаям | |