План урока самопознания
Тема: «Изучаем общечеловеческие ценности»
Класс: 3
Ценность: Истина
Качества: доброта, честность, единство мысли, слова и дела
Цель: расширять представление о человеке и роли самопознания в его жизни.
Задачи:
- раскрывать значение понятия «общечеловеческие ценности»;
- развивать позитивное восприятие собственного «Я»;
- воспитывать уважительное, заботливое и бережное отношение к себе и другим.
Ресурсы:
Компьютер
карточки
мультфильм
Ход урока
1. Орг.момент. Позитивный настрой.
Концентрация на Свет. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя.
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
2. Беседа
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о ценностях. Тема нашего урока называется «Изучаем общечеловеческие ценности». Что такое общечеловеческие ценности?
Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Какие ценности вы знаете?
Ценности бывают материальные и духовные.
Как вы думаете, что входит в материальные ценности, а что в духовные?
А что для вас больше ценится материальные или духовные?
Особую важность для человека, как для личности, представляют духовные ценности.
Какие духовные ценности вы знаете?
Правильно - добро, любовь, сочувствие, самопожертвование, уважение - все это духовные ценности, без которых человек не может жить.
Упражнение
Сейчас, отгадывая кроссворд, вы вспомните название многих нравственно – духовных ценностей.
Давайте проверим, правильно ли вы отгадали кроссворд.
(семья, счастье, мир, любовь, природа, доброта, здоровье, знание, красота, родина, истина, человек).
В этом кроссворде спряталось важное слово. Кто его нашел?
Как вы думаете, как самопознание связано с ценностями, о которых шла речь.
Самопознание помогает всем нам лучше узнать себя как человека, выбрать правильный путь, помогает понять других людей, также различать хорошее и плохое в жизни, как правильно поступить в той или иной ситуации.
Духовные ценности приводят человека в гармоничные отношения с окружающими, придают смысл его жизни. Ни одному живому существу больше не понять, что такое духовные ценности. Это самое прекрасное, что есть у человека.
3. Рассказывание истории (беседа).
Определите, о каких ценностях идет речь в рассказе «На перемене».
( о дружбе, уважении, совести, о понимании)
Любовь, добро, мир, Родина, семья, природа, красота, дружба – это все общечеловеческие ценности.
Каждый человек живет для того, чтобы понять их смысл и следовать им в жизни.
4. Разминка
Те, о ком идет речь, должны сделать хлопок и присесть.
Кто любит своих друзей?
Кто помогает своим близким и друзьям?
У кого сердце как океан, такое большое, что всем хватит места там?
Кто любит свое отечество?
Кто не обманывает своих близких?
О каких ценностях говорилось в разминке?
Каждый из нас неповторим и уникален. Надо учиться познавать себя, интересоваться собой и окружающими, любить себя и людей.
5. Творческая деятельность
Сейчас в тетради обведите свою руку.
Теперь мы на каждом пальчике будем писать самые главные ценности в нашей жизни. Их всего пять.
Истина, ненасилие, любовь, праведное поведение, покой.
Как вы их понимаете?
Каждая их них включает много ценного для каждого человека.
Истина – это правда, честность, искренность.
Ненасилие – когда все в мире в дружбе.
Любовь – большое чувство, которое выражается в доброте, заботе.
Праведное поведение – это не просто красиво ходить, это умение поступать так, чтобы к тебе так же поступали.
Покой – это собственное состояние, когда ты спокоен и уравновешен.
6. Мультфильм
Вечные ценности
Просматривая мультфильм, определите, о каких ценностях будет идти речь?
Правильно ли поступал Дружок? Что для него было важнее?
Главнее всего это духовные ценности.
Материальные ценности всегда ломаются, портятся, становятся ненужными.
А духовные ценности, они вечны, и ценятся они намного выше материальных.
7. Обобщение
Человек всегда стремится стать лучше, добрее, совершенствовать свой внутренний духовный мир.
Древние философы говорили: «Познай себя, и ты познаешь мир!». Благодаря самопознанию мы учимся понимать себя, учимся любить друг друга.