Поурочный план по самопознанию
Класс:7а,б Урок№ 3
Тема урока: «Счастье человека»
Цель: углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье».
Задачи: Формирование осознанного стремления быть счастливым;
развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни;
воспитание активной личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию.
Пример урока. Скачать поурочный план полностью можно в конце статьи.
Круг радости
Учитель приветствует учеников и приглашает их встать в круг, а затем читает стихотворение Эдуарда Асадова «Аптека счастья».
АПТЕКА СЧАСТЬЯ
Э.АсадовСегодня кибернетика повсюду.
Вчерашняя фантастика — пустяк!
А в будущем какое будет чудо?
Конечно, точно утверждать не буду,
Но в будущем, наверно, будет так:Исчезнут все болезни человека.
А значит, и лекарства ни к чему!
А для духовных радостей ему
Открыт особый магазин-аптека.Какая б ни была у вас потребность
Он в тот же миг откликнуться готов:
Скажите, есть у вас сегодня нежность?
Да, с добавленьем самых теплых слов!
А мне бы счастья, бьющего ключом!
Какого вам: на месяц? на года?
Нет, мне б хотелось счастья навсегда!
Такого нет. Но через месяц ждем!Пусть шутка раздувает паруса!
Но в жизни нынче всюду чудеса!
Как знать, а вдруг еще при нашем веке
Откроются такие вот аптеки?!Цитата урока
Для введения в тему урока учитель предлагает ученикам подумать над смыслом изречения, представленного в рубрике учебника «Цитата урока»:
Способ быть счастливым — сделать счастливыми других.
Р. ИнгерсоллВажно подвести учащихся к мысли о том, что человек счастлив не от того, что у него появилась какая-то желанная вещь или он получил высокопоставленную должность. Счастлив по-настоящему духовно богатый человек, чувствующий радость от своего труда, осознающий полезность своего служения обществу.Чтение
Учитель организует чтение текста, представленного в рубрике учебника «Читаем», и строит его обсуждение таким образом, чтобы помочь учащимся в осмыслении основной идеи. Для этого следует воспользоваться вопросами, содержащимися в тексте, особо обратив внимание на такой: «Когда человек счастлив?».Сведения об авторе публикации: Запрягаева Алла Юрьевна, ГУ «Школа-гимназия №4 им. Л.Н. Толстого», г. Степногорск, Акмолинская область. Педагог-психолог, стаж работы 18 лет, высшая категория. Учитель самопознания, стаж работы 6 лет, первая категория
Название публикации: Урок самопознания 7 класс «Счастье человека»
Аннотация к публикации: Мы живем, работаем, мечтаем о достижении своих целей. Радуемся, когда сбываются наши желания, плачем и печалимся, когда нас постигают неудачи. Но стремимся мы к Лучшему на протяжении всей своей жизни. В мире немало людей, у которых якобы есть все: деньги, положение в обществе, материальные блага. Но они несчастны. Казалось бы, что нужно им еще? В чем же заключается их настоящее счастье?.
Пример занятия. Скачать материал полностью можно в конце статьи.
Цель: углубить представление учащихся о понятии «Счастье человека» через общечеловеческую ценность – истина.
Задачи: формировать осознанное стремление быть счастливым;
развивать позитивное мировосприятие, способность радоваться жизни, единство мысли, слова и дела, скромность, видеть хорошее во всём, быть честным с самим собой, отличать хорошие поступки от плохих;
воспитывать активную личность, стремящуюся к самовыражению, самосовершенствованию.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Позитивный настрой
Закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.
Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.)
Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе… Откройте глаза… Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Для достижения гармонии и душевного покоя необходимо очищать и успокаивать ум. Многие из великих ученых, музыкантов, поэтов и художников достигли вдохновения, погруженные в состояние покоя.
3. Проверка домашнего задания
Предыдущий урок по теме «О достоинстве человека»
§ Творческая работа «Искусство стать и быть человеком»
4. Позитивное высказывание (цитата урока)
«Поверь мне — счастье только там,
Где любят нас, где верят нам»
(М.Ю. Лермонтов)
Что же такое счастье? Какое оно? Почему люди так стремятся к нему?. На эти вопросы нет конкретных ответов. Для каждого человека существует свое счастье.
Мы живем, работаем, мечтаем о достижении своих целей. Радуемся, когда сбываются наши желания, плачем и печалимся, когда нас постигают неудачи. Но стремимся мы к Лучшему на протяжении всей своей жизни. В мире немало людей, у которых якобы есть все: деньги, положение в обществе, материальные блага. Но они несчастны. Казалось бы, что нужно им еще? В чем же заключается их настоящее счастье?.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы понимаете смысл этого изречения?
— Что такое счастье?
— В чём оно выражается?
— Для чего человеку необходимо быть счастливым?
— Когда человек счастлив?
— Что человеку нужно для счастья?
— Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы?
— Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего это зависит?
Счастье — это состояние души, наполненной чувством радости.
Счастливый человек ощущает себя здоровой, свободной, творческой и уважаемой всеми личностью.
Человеку трудно чувствовать себя счастливым, если он не понимает и не любит себя, окружающих его людей, природу, мир.
5. Подарок от учителя. Притча «Счастливый человек»
Все в деревне завидовали кузнецу. Все у него было: отличная кузня, новый большой дом, умница жена и два сына, которые помогали отцу.
— Ты, кузнец, в рубашке родился, — говорили соседи.
— Счастье в воздухе не вьется — оно трудом дается, — смеясь, отвечал кузнец.
— Все трудятся, да не ко всем счастье приходит, — возражали односельчане.
— В дом, где смеются, всегда приходит счастье, — улыбаясь, говорил кузнец.
Все шло хорошо, но однажды молния ударила в дерево, которое стояло возле дома кузнеца. Дерево загорелось, и огонь перекинулся на дом. Все были на работе, и дом
сгорел.
— Все-таки счастье как стекло — легко разбивается, — решили люди.
Но кузнец не унывал. Он поселился с семьей в сарае и сказал:
— Хорошо, что сейчас лето, а к зиме мы что-нибудь построим.
Работы было много, и кузнец никак не мог начать стройку. Однажды он чинил повозку проезжего богатого человека. Лошадь испугалась, встала на дыбы и опрокинула повозку.
— Радуйся, что сам живой остался, — сказал кузнец богачу, а тот пожаловался:
— Я вез невесте подарок, кованую розу дивной красоты, а она сломалась.
Всю ночь работали кузнец и сыновья. Утром они отдали богачу повозку и новую кованую розу.
— Почему такой чудесный мастер в сарае живет? — удивился богач, и кузнец рассказал ему о пожаре. Вскоре богач прислал строителей, которые за месяц выстроили новый дом для кузнеца.
Если счастливый к голым скалам пойдет, те зазеленеют, — сказали старики.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы думаете, почему кузнец был таким счастливым человеком?
— Как вы думаете, от чего зависит счастье человека: от него самого или от обстоятельств?
— Почему дети часто счастливее взрослых?
— Знаете ли вы взрослого человека, который считает себя счастливым?
•· Просмотр презентации «Не жалуйся!». Обсуждение.
Ценность: ценность
Качества: отличать хорошие поступки от плохих, самоуважение и уважение достоинства окружающих
Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности
Задачи:
- расширение представлений о понятии «достоинство»;
- развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;
- воспитание чувства собственного достоинства.
Ход урока:
1.Орг.момент. Здравствуйте, ребята. Я очень рада встретиться с вами. А теперь сядьте удобно, руки не скрещивайте, закройте глаза.
Позитивный настрой.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и спускается в середину груди. В середине груди находится бутон Цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет кушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и сидеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в нашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы нашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду. Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете. Свет внутри меня. Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя.Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
- Ребята, а может кто-то хочет поделиться своими впечатлениями. Расскажите, что вы представляли, а может кто-то даже увидел картины?
2.Проверка домашнего задания. Задание 4 стр 24
3. Позитивное высказывание (цитата).
Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство.
Луи Вовенарг
3. Подарок учителя
Чтение стихотворения «Заповедь» Р. Киплинг стр. 27
4. Творческая деятельность.
Задание 1 стр.17
5.Групповое пение
Песня «Замыкая круг» слова М. Пушкиной, музыка К. Кельми
Учебник стр. 31
6.Домашнее задание. Задание 5, стр 24
7.Заключительная минута урока.
Достоинство – это неотъемлемая и безразмерная ценность каждого человека, которая позволяет ему оставаться самим собой, осознавать свою неповторимость.