Проектная деятельность «Юный исследователь»
Тема: Презентация проекта «Почему мы любим Новый год? Традиции празднования Нового года в России.»
Цель: Прививать любовь к традициям русского народа.
Задачи:
-развивать речь, поддерживать стремление пользоваться словами и выражениями: «гипотеза», «исследование», «подтверждение гипотезы», «традиции».
-формировать умение представлять (презентовать) результаты работы своей группы;
делать выводы о результатах исследования (подтверждение гипотезы); оценивать результаты своего труда.
Понятия: традиция, самооценка.
- Оргмомент.
Сегодня на занятие «Юный исследователь» к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Дети сидят по группам.)
2.Актуализация знаний ( Отгадывают загадки, вспоминают тему занятия.)
Иду я сегодня в школу и вдруг у порога класса заметила я конверт. «Ребятам 1-го В класса» прочитала я. Давайте посмотрим, что в нём?
Загадки:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?...
Шапка снега на горе,
Все деревья в серебре,
На пруду сверкает лёд,
Наступает ...
Конечно, Новый год. Как вы думаете, почему именно сегодня нам прислали загадки про новый год? (Хотели напомнить тему урока) Сегодня у нас последнее занятие по теме: «Почему мы любим Новый год?» (Открывает карту исследования-путешествия на доске) Наш исследовательский проект называется … …(Традиции празднования нового года в России) Что такое традиция? Чтобы изучить традиции празднования нового года в России, мы отправились в путешествие. На каком виде транспорта мы путешествуем? (На самолёте) Самая первая точка, от которой мы все вместе отправились в путь называется… («Гипотеза») Вспомним, что мы предположили. (Если мы изучим традиции празднования нового года в России, то сможем весело и интересно встретить новый год.) Каждую гипотезу надо подтвердить или опровергнуть и поэтому наш самолёт приземлился на второй точке «План исследования». На этой остановке мы определили, что в России есть несколько традиций празднования нового года и, чтобы подробно изучить каждую из них, что мы решили?(Решили разделиться на экипажи.) Сколько экипажей у нас получилось?(4) Капитаны, представьте свои экипажи. (Капитаны представляют членов экипажей) Дальше каждый экипаж отправился на своём самолёте, потому что каждый экипаж выполнял свою исследовательскую работу и сегодня представит нам её результат. Тогда мы вместе сможем или подтвердить нашу гипотезу, или опровергнуть её.
3. Отчёт каждой группы о своей работе, оценка проведённой работы другими группами. (Командиры экипажей переставляют свои самолётики на свой «курс», рассказывают об истории возникновения новогодних традиций в России, называют источники информации, штурманы и лётчики дополняют их рассказы. Украшают ёлочку. Высказывают мнение о работе других экипажей. Делают выводы о подтверждении гипотезы.)
Итак, от плана исследования первый самолёт взял курс на традицию «Украшения». Прошу командира экипажа рассказать об этой традиции.
Штурман и лётчики демонстрируют украшения, которые они научились изготавливать.
Откуда узнали, как изготовить это украшение? Назовите свои источники информации.
Для чего в России делают украшения? (Чтобы украсить ёлку) Давайте нашими украшениями украсим ёлочку. Что можно сказать о работе 1-го экипажа?
С какой целью мы научились изготавливать украшения? (Чтобы было красиво.)
Традицией празднования нового года в России считается рассказывание стихотворений, разгадывание загадок и игры на празднике.
Второй самолёт взял курс на вторую традицию «Стихи, загадки и игры».
Прошу командира экипажа рассказать о работе экипажа.
Дети рассказывают стихи, загадывают загадки и проводят подвижную игру «В лесу ёлочки растут». Где вы прочитали эти стихи?( загадки, игры?) Назовите свои источники информации.
Что можно сказать о работе 2-го экипажа? С какой целью мы учили стихи, разгадывали загадки и проводили игры? (Чтобы рассказать их на празднике, встретить праздник весело и интересно.)
Ребята, а кому на празднике вы рассказываете стихи? (Деду Морозу) С кем он всегда приходит вместе? (Со Снегурочкой)
И наш третий самолёт держит курс на традицию «Главные герои праздника».
Прошу командира экипажа рассказать, кто такой дед Мороз? Откуда появились эти герои, нам расскажет штурман. Откуда вы узнали про этих героев? Назовите свои источники информации.
А чтобы вы ещё лучше познакомились с Дедом Морозом, лётчики проведут с вами игру «Да и нет».
Ребята, что нового вы узнали? Зачем нам это знать? (Чтобы новый год встретить весело и интересно.) Ребята, а зачем к нам приходит Дед Мороз? (Дарит подарки, поздравляет с новым годом) Кого он поздравляет с наступлением нового года? (Всех людей в стране) А люди друг друга поздравляют с этим праздником? (Да) Как? (Присылают открытки)
Наш четвёртый экипаж направляется к традиции «Открытки».
Прошу командира экипажа рассказать о проведённой работе. С какой целью вы нарисовали новогодние открытки? (Чтобы поздравить родных с праздником)
Итак, каждый экипаж рассказал об одной из новогодних традиций. Командирам всех экипажей взять курс на последнюю точку в нашем исследовании – «Подтверждение гипотезы».
Наши самолёты приближаются к последней точке путешествия. Какую гипотезу мы высказали в начале нашего исследования? (Если мы изучим традиции празднования нового года в России, то сможем весело и интересно встретить новый год.) Какие традиции мы изучили? Как вы считаете, готовы ли мы к тому, чтобы встретить новый год весело и интересно? (Да.) Подтвердилась ли наша гипотеза? Почему вы так считаете? (Умеем рассказывать стихи, загадывать загадки, играть в разные игры, знаем, кто такие Дед Мороз и Снегурочка, умеем рисовать поздравительные открытки.) Пригодятся ли эти знания в жизни? (Да) Где ты сможешь применить полученные знания? (На празднике, дома )
Молодцы! Все самолёты приземлились в намеченном месте!
4. Самооценка. (Оценивают свою работу на занятии.)
А теперь давайте оценим сами свою работу. Если я сегодня активно работал – снимаю белую снежинку и прикрепляю её на доске, если я считаю, что сегодня работал недостаточно- снимаю синюю снежинку и прикрепляю её на доске. Я считаю, что все вы сегодня хорошо поработали, но командирам экипажей было труднее- ведь они отвечали за работу всего экипажа, поэтому командирам экипажей сегодня присваивается звание «Юный исследователь». (Памятные медали на грудь)