Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Она является средством освоения действительности и ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Программа “Юный исследователь” имеет интеллектуальную направленность.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности не только в старших классах, но и в вузах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы.
Занятия проводятся в виде игр, практических работ не только в классе, но и на улице. У ученика будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Юный исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.
Работа исследовательской лаборатории «Юный исследователь» рассчитана на учащихся 5 классов по выбору. Занятия проводятся по 1ч в неделю, в течение полугодия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Юный исследователь. Рабочая программа. »
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
5 КЛАСС
Составитель:
учитель географии
Мищенко С.И.
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Она является средством освоения действительности и ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Программа “Юный исследователь” имеет интеллектуальную направленность.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности не только в старших классах, но и в вузах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы. Занятия проводятся в виде игр, практических работ не только в классе, но и на улице. У ученика будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Юный исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.
Работа исследовательской лаборатории «Юный исследователь» рассчитана на учащихся 5 классов по выбору. Занятия проводятся по 1ч в неделю, в течение полугодия.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы.
Образовательные:
1. Научить работать с интерактивными средствами обучения.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу.
2. Развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность.
Воспитательные:
1. Воспитывать такие личностные качества, как честность, доброта, взаимопомощь.
2. Воспитывать бережное отношение к природе своего родного края.
Содержание программы занятий
Тематическое планирование
Тема
Количество часов
теория
практика
экскурсии
1. Введение
2
2.Географические приборы
4
2
3. План и карта
4
2
4. Атмосфера
5
2
1
5. Биосфера
1
1
6.Заключение
1
1
Всего часов
17
7
2
Содержание и поурочное планирование
№
п/п
Раздел
Номер
занятия
Тема
Формы и виды
деятельности
1
2
3
4
5
1
Введение
1
Введение в предмет «Юный исследователь»
Беседа
2
Источники географических знаний.
Беседа
2
Географические приборы
3
Компас. «Определение сторон горизонта».
Рассказ, практическая работа, исследовательская деятельность
4
Курвиметр. «Измерение расстояний».
Практическая работа, исследовательская деятельность
5
Барометр: устройство, использование
исследовательская деятельность
6
Термометр: устройство, использование.
Рассказ
3
План и карта
7
Ориентирование. «Памятка заблудившемуся в лесу.»
Творческая работа
8
Определение направлений, азимутов на местности и по компасу, местным признакам.
Практическая работа
9
План местности
Практическая работа«Составление плана местности школьной территории».
10
Градусная сетка на карте
исследовательская деятельность
4
аТМОСФЕРА
11
Устройство метеостанции
исследовательская деятельность
12
Режим метеорологических элементов
беседа
13
Наблюдение за погодой
исследовательская деятельность
14
Составление описания погоды
исследовательская деятельность
15
Составление описания погоды (построение графиков)
исследовательская деятельность
5
Биосфера
16
Взаимосвязи природных компонентов
исследовательская деятельность
6
Заключение
17
Защита мини-проектов
Защита проекта
Методическое обеспечение
1. Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2011-2012г.;
2. Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь-практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.;
3. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2012. 4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. 5. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2000.
6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
планируемая
Дата
фактическая
Название раздела,
тема урока
Тип урока
Дидактические единицы измерения (основные понятия)
Приложение
1
Введение в предмет «Юный исследователь»
Эвристическая беседа
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».
2
Источники географических знаний.
Эвристическая беседа с практикумом
Карта, словарь, справочник
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».
3
Компас. «Определение сторон горизонта».
Эвристическая беседа с практикумом
Стороны горизонта, компас
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».
4
Курвиметр. «Измерение расстояний».
Эвристическая беседа
Курвиметр
Электронное пособие:
5
Барометр: устройство, использование
Эвристическая беседа с практикумом
Барометр, атмосферное давление
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».
6
Термометр: устройство, использование.
Эвристическая беседа с практикумом
Градус, термометр
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».
7
Ориентирование. «Памятка заблудившемуся в лесу.»
Эвристическая беседа с практикумом
Ориентирование, стороны горизонта
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».
8
Определение направлений, азимутов на местности и по компасу, местным признакам
практикум
азимут
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».
9
План местности
Эвристическая беседа с практикумом
Условные знаки, масштаб, план
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».
10
Градусная сетка на карте
Эвристическая беседа практикумом
Параллели, меридианы, координаты
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия».
11
Устройство метеостанции
практикум
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия»,школьная метеостанция
12
Режим метеорологических элементов
Эвристическая беседа с лабораторным практикумом
Давление, температура, ветер, осадки
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия», метеостанция
13
Наблюдение за погодой
Эвристическая беседа с практикумом
Заход, восход солнца, температура, облачность
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия», метеостанция
14
Составление описания погоды
Эвристическая беседа с практикумом
Заход, восход солнца, температура, облачность
Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия», метеостанция
15
Составление описания погоды (построение графиков )