kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО. выступление на семинаре учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Бала – Четырман

муниципального района  Федоровский район 

Республики Башкортостан

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО. 

Основные направления внеурочной деятельности.

 Учитель МБОУ СОШ с. Бала – Четырман

 Захарова Ирина Евгеньевна

2014г.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности – это организация пространства выбора, в результате которого создаются условия для индивидуального развития ребёнка.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

1.Выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

2.Развивать опыт творческой деятельности, творческие способности;

3.Формировать УУД через внеурочную деятельность;

4.Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, оказание помощи в поиске « себя».

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей;

2. Принцип преемственности (выбор направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе);

3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности (5 направлений, предложенных в стандартах);

4. Принцип учёта социокультурных особенностей школы, программы развития ;

5. Принцип учёта региональных разработок для организации внеурочной деятельности(1 класс-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; и здорового образа жизни, кружок «Учись учиться»-формирование УУД);

6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

7. Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности (кружки, студии,клубы,  игры, конкурсы, викторины, экскурсии, факультативы, мастерские, секции, общества и др.);

8. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;

9. Принцип учёта возможностей учебно- методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

Этапы организации внеурочной деятельности:

1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями;

3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ;

4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности;

5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Типы программ внеурочной деятельности:

  • образовательные программы конкретным видам деятельности, например, ОП краеведческой деятельности или ОП школьного театра;
  • комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности;
  • тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности, например, программа “Юные исследователи природы”
  • Рекомендации по разработке программы:
  • ориентироваться на школьников определённой возрастной группы;
  • руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы учащихся и родителей;
  • программа должна состоять из введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов.
  • программа реализуется в рамках одного класса или в рамках свободных объединений школьников одного возраста.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:  

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательн.деятельность (досуговое общение)

Художественное творчество

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность         

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- научно-познавательное;

- военно-патриотическое;

- общественно-полезная деятельность;

- проектная деятельность.

В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особым приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Включать младших школьников в проектную деятельность следует начинать с решения учащимися проектных задач.

Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Порядок действий в работе с проектами

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Проекты отличаются друг от друга

результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

числом детей

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая подел­ка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

набором и иерархией ролей;

соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

необходимостью привлечения взрослых.

Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Ожидаемые результаты:

1.Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.

2.Развитие способностей,участие в различных конкурсах.

3. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

4. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

5. Приобретение школьником социальных знаний, приобретение опыта самостоятельного социального действия.

6.Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Вместе с тем во внеурочной образовательной деятельности младших школьников эффективны кружковая деятельность, факультативы и др.

Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Выводы:

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.

Организация внеурочной деятельности является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО. выступление на семинаре учителей начальных классов»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Бала – Четырман

муниципального района Федоровский район

Республики Башкортостан








ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

Основные направления внеурочной деятельности.






Учитель МБОУ СОШ с. Бала – Четырман

Захарова Ирина Евгеньевна















2014г.



В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Цель внеурочной деятельности – это организация пространства выбора, в результате которого создаются условия для индивидуального развития ребёнка.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

1.Выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

2.Развивать опыт творческой деятельности, творческие способности;

3.Формировать УУД через внеурочную деятельность;

4.Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, оказание помощи в поиске « себя».

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей;


2. Принцип преемственности (выбор направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе);

3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности (5 направлений, предложенных в стандартах);

4. Принцип учёта социокультурных особенностей школы, программы развития ;

5. Принцип учёта региональных разработок для организации внеурочной деятельности(1 класс-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; и здорового образа жизни, кружок «Учись учиться»-формирование УУД);

6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

7. Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности (кружки, студии ,клубы, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, факультативы, мастерские, секции, общества и др.);

8. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;

9. Принцип учёта возможностей учебно- методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

Этапы организации внеурочной деятельности:

1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями;

3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ;

4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности;

5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.


Типы программ внеурочной деятельности:

  • образовательные программы конкретным видам деятельности, например, ОП краеведческой деятельности или ОП школьного театра;

  • комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности;

  • тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности, например, программа “Юные исследователи природы”

  • Рекомендации по разработке программы:

  • ориентироваться на школьников определённой возрастной группы;

  • руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы учащихся и родителей;

  • программа должна состоять из введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов.

  • программа реализуется в рамках одного класса или в рамках свободных объединений школьников одного возраста.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:

Игровая деятельность


Познавательная деятельность


Проблемно-ценностное общение


Досугово-развлекательн.деятельность (досуговое общение)


Художественное творчество


Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)


Трудовая (производственная) деятельность


Спортивно-оздоровительная деятельность


Туристско-краеведческая деятельность


Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:


- спортивно-оздоровительное;


- художественно-эстетическое;


- научно-познавательное;


- военно-патриотическое;


- общественно-полезная деятельность;


- проектная деятельность.

В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особым приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.


Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:


1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.


Включать младших школьников в проектную деятельность следует начинать с решения учащимися проектных задач.


Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.


Задачи:


1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.


3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:


- воспитание целеустремленности и настойчивости;


- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;


- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;


- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.


4. Формирование умения решать творческие задачи.


5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


Порядок действий в работе с проектами


1. Знакомство класса с темой.


2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.


4. Выбор проектов.


5. Работа над проектами.


6. Презентация проектов.


Проекты отличаются друг от друга

результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);


числом детей


- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);


- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);


- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая подел­ка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);


продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);


числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);


набором и иерархией ролей;


соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;


необходимостью привлечения взрослых.

Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);


- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;


- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Ожидаемые результаты:

1.Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.

2.Развитие способностей ,участие в различных конкурсах.

3. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

4. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

5. Приобретение школьником социальных знаний, приобретение опыта самостоятельного социального действия.

6.Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Вместе с тем во внеурочной образовательной деятельности младших школьников эффективны кружковая деятельность, факультативы и др.

Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Выводы:

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.

Организация внеурочной деятельности является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: захарова ирина евгеньевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства