Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Бала – Четырман
муниципального района Федоровский район
Республики Башкортостан
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.
Основные направления внеурочной деятельности.
Учитель МБОУ СОШ с. Бала – Четырман
Захарова Ирина Евгеньевна
2014г.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель внеурочной деятельности – это организация пространства выбора, в результате которого создаются условия для индивидуального развития ребёнка.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
1.Выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
2.Развивать опыт творческой деятельности, творческие способности;
3.Формировать УУД через внеурочную деятельность;
4.Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, оказание помощи в поиске « себя».
Принципы организации внеурочной деятельности:
1. Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей;
2. Принцип преемственности (выбор направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе);
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности (5 направлений, предложенных в стандартах);
4. Принцип учёта социокультурных особенностей школы, программы развития ;
5. Принцип учёта региональных разработок для организации внеурочной деятельности(1 класс-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; и здорового образа жизни, кружок «Учись учиться»-формирование УУД);
6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
7. Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности (кружки, студии,клубы, игры, конкурсы, викторины, экскурсии, факультативы, мастерские, секции, общества и др.);
8. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;
9. Принцип учёта возможностей учебно- методического комплекта, используемого в образовательном процессе.
Этапы организации внеурочной деятельности:
1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями;
3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ;
4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности;
5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Типы программ внеурочной деятельности:
- образовательные программы конкретным видам деятельности, например, ОП краеведческой деятельности или ОП школьного театра;
- комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности;
- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности, например, программа “Юные исследователи природы”
- Рекомендации по разработке программы:
- ориентироваться на школьников определённой возрастной группы;
- руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы учащихся и родителей;
- программа должна состоять из введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов.
- программа реализуется в рамках одного класса или в рамках свободных объединений школьников одного возраста.
В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательн.деятельность (досуговое общение)
Художественное творчество
Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- военно-патриотическое;
- общественно-полезная деятельность;
- проектная деятельность.
В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особым приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Включать младших школьников в проектную деятельность следует начинать с решения учащимися проектных задач.
Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Порядок действий в работе с проектами
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Проекты отличаются друг от друга
результатом:
- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
набором и иерархией ролей;
соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
необходимостью привлечения взрослых.
Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:
- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Ожидаемые результаты:
1.Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.
2.Развитие способностей,участие в различных конкурсах.
3. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
4. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
5. Приобретение школьником социальных знаний, приобретение опыта самостоятельного социального действия.
6.Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Вместе с тем во внеурочной образовательной деятельности младших школьников эффективны кружковая деятельность, факультативы и др.
Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.
Выводы:
Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.
Организация внеурочной деятельности является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.