III.Этап защиты работ групп по определённой теме | Учитель: Первая страница нашего журнала: Что такое семья, традиция? Выступает 1 группа. Наша группа провела исследование по анкетам и сочинениям ребят. Вот что мы узнали. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя. Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. И мы согласны с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом - начало всех начал». В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизни ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ - родительский дом». Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Из разных источников мы узнали, что традиция – в переводе с латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В семьях нашего класса тоже существуют традиции: по воскресеньям готовить любимые блюда, свободное время, праздники проводить вместе с семьёй. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Но они необходимы для прочных семейных отношений, для передачи культурных ценностей. Учитель: Ребята, давайте оценим выступление первой группы.- Спасибо. Получите свой гонорар. Однажды я услышала такое выражение: Если у вас нет традиций – у вас нет семьи. Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция, о которой расскажет вторая группа. Выступает 2 группа: Ученик читает стих: Чудесное дерево есть у меня. Оно мне — семья, И оно мне — родня. На дереве этом До старческих лет Гнездился мой прадед, А также мой дед. Мой папа На нем научился взлетать И смог настоящею птицею стать! И, как в колыбели, Со мной до утра На дереве этом Качались ветра. А листья трезвонили, Как бубенцы, Когда у меня Появились птенцы… (Г. Дядина) - Над какой традицией работала наша группа? Учитель: Вторая страница журнала: «Генеалогическое древо» Рассказывает ученик из группы: Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями». И вот мы с ребятами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не тысячи исторических имен, как в родословных известных людей, например, у А. С. Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смог написать Трушаков Вадим. И сегодня мы хотим задать Вадиму несколько вопросов. Кор.: Вадим, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, нам интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево? - 34 имени. Кор.: Как долго ты работал над ним? - Несколько дней. Кор.: Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал? - Моя мама. Кор.: А как вам это удалось? - Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других городов. Кор.: Интересно, а что дала тебе эта работа? - Было самому интересно, и другие родственники заинтересовались. Кор.: Здорово. Спасибо. Выступает девочка из группы: -А у меня 27 имен. Мне пришлось постоянно расспрашивать папу и бабушку, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного о них. Я своё семейное древо составляла с помощью компьютерной программы «Древо жизни», которая помогает быстро расставить всех родственников по своим местам, а так же я быстро могу сориентироваться – кто кому и кем приходится, надо лишь нажать мышью на имя любого члена семьи (показывает на компьютере как работает программа). К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди». Учитель:- Ребята, если вас заинтересовала эта программа, мы ближе познакомимся и научимся составлять древо на следующем занятии. Оцените работу группы. Молодцы! Спасибо, ребята, вот ваш гонорар. Ученик читает стих. Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём. Мы славу труда наших предков Достойно сквозь годы несём. Не просто несём — умножаем. Их труд путеводной звездой С потомками в ногу шагая, Стал в жизни желанной судьбой! Потомственный врач иль учитель. Как славно и громко звучит! И в русле семейного счастья Дух единенья кипит. (И. Веренчик) -Догадались, по какой теме работала наша группа? (династии). Учитель: Следующая страница нашего журнала «Династии». Выступает 3 группа. Ученик: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии: Титаевых, Кандаковых, Королёвых, Трушаковых, Сладковых. Ученица: - А можно я расскажу про свою работу. Учитель: Давайте оценим работу этой группы. Замечательно. Получите гонорар. Переходим к следующей странице нашего журнала «Семейный альбом». Выступает 4 группа. (Ученик читает стих) Есть в доме любом Семейный альбом. Как в зеркале, Мы отражаемся в нём. Пускай не всегда мы красивы, Зато эти фото – правдивы. Хранится альбом в нашем доме, И снимки хранятся в альбоме. Их много – и старых, и новых – У нас, у семейства Яшковых. - Наша группа подготовила выставку «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии) Мы узнали, что с 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, когда снимок получился довольно высокого качества, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Так Юрий Алексеевич Гагарин, впервые в истории человечества полетев в неизведанный космос, взял с собой фотографию семьи… - Здесь на нашей выставке представлены ваши семейные альбомы. Учитель: Большое спасибо за вашу статью. Вот ваш гонорар. Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? Верно, традиции объединяют и сплачивают членов семьи. Дом, как известно всем давно, — Это не стены, не окно, Это не стулья со столом: Это не дом. Дом — это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь, Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым. Дом — это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом, — Это твой дом. (Е. Куменко) | Объявляет названия страниц журнала, за представление материала каждой группе выдаёт гонорар.
Благодарит, выдаёт гонорар. Задаёт вопрос. Читает стих. | Каждая группа представляет (защищает) свою исследовательскую работу.
Оценивают (аплодируют).
Читает стих, задаёт вопрос. Проводят интервью. Показывает на компьютере свою работу в программе «Древо жизни». Читает стих. Задаёт вопрос. Рассказывает о своей династии. Оценивают работу, получают гонорар. Читает стих. Задаёт вопрос. Отвечают на вопрос. Рассказывают. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. | П: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников; осуществлять реализацию исследовательской деятельности Л: проявлять уважение к одноклассникам Р: оценивать результаты деятельности П: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников; осуществлять реализацию исследовательской деятельности К: умение вести диалог К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: умение работать на компьютере по алгоритму П: аргументировать свои суждения П: ставить проблему, аргументировать её актуальность П: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет |
IV.Этап закрепления, обобщения V. Рефлексия | Учитель: Во многих журналах есть «Занимательная страница». Наш журнал – не исключение. Чтобы выполнить одно из заданий, нам необходимо объединить гонорары нашей семьи, укрепить её достояние, а так же разгадать их тайну, смысл. Молодцы! Разгадали магическое слово. Теперь попробуйте к каждой букве подобрать слово, относящееся к семье. С- счастье, сын, согласие, совместно, смех, союз Е – единство, единогласие, ежедневно, естественно М – мир, много, младенец, мама, малыш, материнство, мечта, милый, мудрость. Ь – веселье, радость, любовь, переживать, растить Я – ясный, яркий, ячейка общества. - Мы с вами дали прекрасную характеристику семье, что в ней должно быть, какой она должна быть. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! (М. Лангер) - О семье сложено много пословиц. Следующее задание «Занимательной страницы». У вас на столах в конвертах лежат части пословиц. Необходимо их соединить. Работа в группах. Составление пословиц (соединить две части). Семья – опора счастья. На что клад, когда в семье лад. Семья в куче, не страшна и туча. Семья сильна, когда над ней крыша одна. В хорошей семье хорошие дети растут. С плохой женой состаришься, а с хорошей помолодеешь. Слава сына – отцу отрада. Где любовь и совет, там и горя нет. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. - Вы очень хорошо потрудились. - Переходим к последней странице нашего журнала. | Даёт задание. Читает стих. Объясняет задание. Следит за работой групп. | Выходят представители каждой группы с кубиком-гонораром. Составляют магическое слово (СЕМЬЯ). Вспоминают слова. Слушают. Работают в группах, составляют пословицы, зачитывают их. | Р: планировать учебное сотрудничество П: использовать жизненный опыт Л: применять навыки делового сотрудничества в группе |