kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочное занятие по теме "Семейные традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие по внеурочной деятельности «Юный исследователь» в 4 классе по теме «Семейные традиции»  является первым в серии итоговых работ «Представлении групповых и индивидуальных проектов-исследований» в соответствии с программой внеурочной деятельности «Юный исследователь».

Форма проведения  занятия – устный журнал

Цель: Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою семью.

Задачи:

1. Расширить понятие «Семья, традиции».

2. Развивать учебно-интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, делать выводы)

Для достижения планируемых результатов на занятии формируются следующие универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

 - применять навыки делового сотрудничества в группе;

-развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять уважение к одноклассникам.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - выполнять учебное действие;

- планировать учебное сотрудничество;

 - работать по плану, инструкции;

- контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать результаты деятельности;

- оценивать весомость приводимых суждений.

 Познавательные УУД:

- ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- осуществлять реализацию исследовательской деятельности;

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников.

   Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- аргументировать свои суждения.        

На занятии применяется проектно-исследовательская технология. Разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, защита групповой проектно-исследовательской работы) позволяют реализовать деятельностный подход. Каждый этап занятия нацелен на достижение определённого результата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по теме "Семейные традиции" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 44»











Семейные традиции

(технологическая карта внеурочного занятия)



Составитель:

Иванова Галина Николаевна,

учитель начальных классов













Полысаево 2014



Технологическая карта внеурочного занятия

Внеурочное занятие

«Юный исследователь»

Класс

4

Форма проведения занятия

Устный журнал

Технология построения занятия

Технология проектно-исследовательской деятельности


Тема занятия

Семейные традиции

Цель занятия

Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою семью

Основные термины, понятия

Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции

Планируемый результат

Личностные УУД:

- воспринимать речь учителя;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять уважение к одноклассникам.

Регулятивные УУД:

- планировать учебное сотрудничество;

- уметь работать на компьютере по алгоритму;

- оценивать результаты деятельности.

Познавательные УУД:

- ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- аргументировать свои суждения;

- осуществлять реализацию исследовательской деятельности;

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников.

Коммуникативные УУД:

- уметь вести диалог;

- слушать и понимать речь других;

- применять навыки делового сотрудничества в группе;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Технические средства обучения: компьютер, медиа проектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point, компьютерная программа «Древо жизни»



Технология изучения темы

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I.Мотивационный этап


Учитель: Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»! (М. Шварц)

Читает загадку.

Слушают, отгадывают загадку.



Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

II.Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о семье, семейных традициях. Готовясь к занятию, вы получили задание по группам провести исследовательскую работу на определённую тему. Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать. Наше занятие мы проведём в форме устного журнала « Семейные традиции». За предоставление материала, статьи в наш журнал каждая группа получит гонорар.

Сообщает тему занятия.

Слушают.


Вспоминают задание, которое было им дано.


Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

III.Этап защиты работ групп по определённой теме
































































































































































































Учитель: Первая страница нашего журнала: Что такое семья, традиция?

Выступает 1 группа.

Наша группа провела исследование по анкетам и сочинениям ребят. Вот что мы узнали.

Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. И мы согласны с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом - начало всех начал».

В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизни ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом».

Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Из разных источников мы узнали, что традиция – в переводе с латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В семьях нашего класса тоже существуют традиции: по воскресеньям готовить любимые блюда, свободное время, праздники проводить вместе с семьёй.

Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Но они необходимы для прочных семейных отношений, для передачи культурных ценностей.

Учитель: Ребята, давайте оценим выступление первой группы.- Спасибо. Получите свой гонорар.

Однажды я услышала такое выражение: Если у вас нет традиций – у вас нет семьи.

Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция, о которой расскажет вторая группа.

Выступает 2 группа:

Ученик читает стих: Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной до утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы… (Г. Дядина)

- Над какой традицией работала наша группа?

Учитель: Вторая страница журнала: «Генеалогическое древо»

Рассказывает ученик из группы:

Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

И вот мы с ребятами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не тысячи исторических имен, как в родословных известных людей, например, у А. С. Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смог написать Трушаков Вадим.

И сегодня мы хотим задать Вадиму несколько вопросов.

Кор.: Вадим, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, нам интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?
- 34 имени.

Кор.: Как долго ты работал над ним?
- Несколько дней.
Кор.: Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал?
- Моя мама.
Кор.: А как вам это удалось?
- Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других городов.
Кор.: Интересно, а что дала тебе эта работа?
- Было самому интересно, и другие родственники заинтересовались.
Кор.: Здорово. Спасибо.


Выступает девочка из группы:

-А у меня 27 имен. Мне пришлось постоянно расспрашивать папу и бабушку, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного о них. Я своё семейное древо составляла с помощью компьютерной программы «Древо жизни», которая помогает быстро расставить всех родственников по своим местам, а так же я быстро могу сориентироваться – кто кому и кем приходится, надо лишь нажать мышью на имя любого члена семьи (показывает на компьютере как работает программа).

К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы
все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».

Учитель:- Ребята, если вас заинтересовала эта программа, мы ближе познакомимся и научимся составлять древо на следующем занятии. Оцените работу группы. Молодцы! Спасибо, ребята, вот ваш гонорар.

Ученик читает стих. Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит. (И. Веренчик)

-Догадались, по какой теме работала наша группа? (династии).

Учитель: Следующая страница нашего журнала «Династии».

Выступает 3 группа.

Ученик: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии: Титаевых, Кандаковых, Королёвых, Трушаковых, Сладковых.

Ученица: - А можно я расскажу про свою работу.

Учитель: Давайте оценим работу этой группы. Замечательно. Получите гонорар. Переходим к следующей странице нашего журнала «Семейный альбом».


Выступает 4 группа. (Ученик читает стих)

Есть в доме любом
Семейный альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много – и старых, и новых –
У нас, у семейства Яшковых.

- Наша группа подготовила выставку «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии)

Мы узнали, что с 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, когда снимок получился довольно высокого качества, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Так Юрий Алексеевич Гагарин, впервые в истории человечества полетев в неизведанный космос, взял с собой фотографию семьи…

- Здесь на нашей выставке представлены ваши семейные альбомы.

Учитель: Большое спасибо за вашу статью. Вот ваш гонорар.

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

Верно, традиции объединяют и сплачивают членов семьи.

Дом, как известно всем давно,

— Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, —
Это твой дом. (Е. Куменко)

Объявляет названия страниц журнала, за представление материала каждой группе выдаёт гонорар.














































































































































































Благодарит, выдаёт гонорар.

Задаёт вопрос.





Читает стих.



Каждая группа представляет (защищает) свою исследовательскую работу.































Оценивают (аплодируют).











Читает стих, задаёт вопрос.




































Проводят интервью.















Показывает на компьютере свою работу в программе «Древо жизни».














Читает стих.













Задаёт вопрос.











Рассказывает о своей династии.

Оценивают работу, получают гонорар.



Читает стих.





Задаёт вопрос.


Отвечают на вопрос.




Рассказывают.















Отвечают на вопрос.






Слушают учителя.

П: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников; осуществлять реализацию исследовательской деятельности


Л: проявлять уважение к одноклассникам























Р: оценивать результаты деятельности































П: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников; осуществлять реализацию исследовательской деятельности







К: умение вести диалог















К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Р: умение работать на компьютере по алгоритму





























П: аргументировать свои суждения




















П: ставить проблему, аргументировать её актуальность



П: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет


























IV.Этап закрепления, обобщения








































V. Рефлексия







Учитель: Во многих журналах есть «Занимательная страница». Наш журнал – не исключение. Чтобы выполнить одно из заданий, нам необходимо объединить гонорары нашей семьи, укрепить её достояние, а так же разгадать их тайну, смысл.

Молодцы! Разгадали магическое слово. Теперь попробуйте к каждой букве подобрать слово, относящееся к семье.

С- счастье, сын, согласие, совместно, смех, союз

Е – единство, единогласие, ежедневно, естественно

М – мир, много, младенец, мама, малыш, материнство, мечта, милый, мудрость.

Ь – веселье, радость, любовь, переживать, растить

Я – ясный, яркий, ячейка общества.

- Мы с вами дали прекрасную характеристику семье, что в ней должно быть, какой она должна быть.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно! (М. Лангер)

- О семье сложено много пословиц. Следующее задание «Занимательной страницы». У вас на столах в конвертах лежат части пословиц. Необходимо их соединить.

Работа в группах. Составление пословиц (соединить две части).

Семья – опора счастья.

На что клад, когда в семье лад.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В хорошей семье хорошие дети растут.

С плохой женой состаришься, а с хорошей помолодеешь.

Слава сына – отцу отрада.

Где любовь и совет, там и горя нет.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

- Вы очень хорошо потрудились.

- Переходим к последней странице нашего журнала.





Даёт задание.
















Читает стих.









Объясняет задание.





Следит за работой групп.

Выходят представители каждой группы с кубиком-гонораром. Составляют магическое слово (СЕМЬЯ).


Вспоминают слова.



Слушают.












Работают в группах, составляют пословицы, зачитывают их.

Р: планировать учебное сотрудничество


П: использовать жизненный опыт
























Л: применять навыки делового сотрудничества в группе




V. Рефлексия

Учитель: Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс – вся наша семья!

Ребята поют все вместе песню.

Песенка о нашей семье (На мотив "Песенки о медведях")

Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!
Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!

Подводит итог.








Поют песню.

Л: проявлять уважение к одноклассникам




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочное занятие по теме "Семейные традиции"

Автор: Иванова Галина Николаевна

Дата: 22.07.2014

Номер свидетельства: 110457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Занятие по внеурочной деятельности "Семейные традиции" "
    ["seo_title"] => string(63) "zaniatiie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-siemieinyie-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "110473"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406085173"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Внеурочное занятие «Разговоры о важном» по теме «Семейные традиции». Чувашские семейные традиции"
    ["seo_title"] => string(80) "vneurochnoe_zaniatie_razgovory_o_vazhnom_po_teme_semeinye_traditsii_chuvashskie_"
    ["file_id"] => string(6) "652525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718038125"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Внеурочное занятие по ОРКСЭ " Семейная академия" "
    ["seo_title"] => string(55) "vnieurochnoie-zaniatiie-po-orkse-siemieinaia-akadiemiia"
    ["file_id"] => string(6) "146298"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419156355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Внеурочное занятие в 1 классе "С чего начинается Родина?" (государственные и народные символы)"
    ["seo_title"] => string(105) "vnieurochnoie-zaniatiie-v-1-klassie-s-chiegho-nachinaietsia-rodina-ghosudarstviennyie-i-narodnyie-simvoly"
    ["file_id"] => string(6) "336852"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1467467498"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ "
    ["seo_title"] => string(164) "ekspierimiental-nyi-proiekt-skazka-lozh-da-v-niei-namiek-kak-instrumient-vniedrieniia-fgos-vo-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-sriednikh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "197535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428254198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства