Выступление по теме «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ»
Выступление по теме «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ»
Настоящий учитель, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ученику «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость. В данном выступлении представлены те приемы создания успеха, которые я применяю как на уроках, так и во внеурочное время
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ»»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 103
Выступление по теме
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ»
Подготовила:
учитель высшей категории
Цепа А.Н.
Донецк
Свое выступление мне хочется начать с одной истории.
Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:
-Ты, не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.
Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:
-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.
Эти слова приободрили его. Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.
Успех - значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы, успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.
Быть хорошим учителем сейчас это значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке.
А давайте вместе с вами соберём в одно целое составляющие успеха.
радость УСПЕХ удовлетворение
вера в себя
Игра «Ситуация успеха». - Я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как учитель, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед? -Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед? -Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности в качестве учителя? (успех)
-Успех легко измерить. Это расстояние между тем ,с чего вы начинали, и вашим последним достижением»
Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:
1. Неожиданная радость.
Общая радость.
Радость познания.
Приёмов для каждого типа много. Вот, на мой взгляд, несколько наиболее интересных, нестандартных, построенных на психологических поисках путей к ребёнку.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли его ожидания. «Неожиданная радость» типична для детей с заниженной самооценкой.
1.Приём «Эмоциональные поглаживания»
Вспомните начало нашего занятия. Могут ли слова сказанные вами друг другу стать похвалой для вас, придать вам уверенность?
Но ведь похвала требует определённых условий её применения, иначе она может оказаться «медвежьей услугой» или быть непедагогичной.
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». А именно: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»
Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.
2.Приём: «Лестница” Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет детей поступательно вверх, поднимаясь с ними по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
На своих уроках я стараюсь не сообщать детям тему урока, а поступательно подводить их к выводу о том ,чем сегодня будем заниматься на уроке.
Предлагаю вам побывать в роли моих учеников.
Коллективная работа.
1.«Порядок действий»
5 см, 5 см, 3 см; Перед вами треугольник. Найдите периметр.
5+5+3 = 13 (см)
-Как по- другому можно записать?
5 х 2 + 3
-Как сосчитать? Выберите верный вариант.
2 1
5 х 2 + 3 = 25
1 2
5 х 2 + 3 = 13
-А теперь подумайте и сформулируйте тему нашего урока.
2. «Приставки и суффиксы.»
-Разбейте слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?
3.Прием « Даю шанс» -О каком шансе идёт речь, что имеется в виду? Ни о чём другом, как о зараннее подготовленной педагогами ситуации, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, то скрытой до сих пор способности.
4 .Приём «Умышленная ошибка»
Игровая ситуация, когда ученикам предоставляется возможность помочь Незнайки, проверить примеры, которые он решил и исправить ошибки….
Следующий тип ситуации успеха это Общая радость.
Типичен для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих свои неудачи. Задача учителя показать пути преодоления неудач, убеждать ребёнка в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, не брать штурмом.
5.Игра “Волшебный стул” (по Н.Е. Щуровой).
Технология:
Вы знаете, что в дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) у своих друзей. А поможет вам в этом “волшебный стул”.
(На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный...); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.
Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе, позволяют осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребенка в классе, переориентируют внимание детей с “недостатков” на “достоинства”).
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции класса. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции классного коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Последним типом ситуации успеха является радость познания.
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Прием “Эврика”.
-Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя порученную работу, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ученика, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
-Этот приём хорошо можно увидеть, когда мы даём задание детям самим подготовить доклад, или презентацию. Ведь во время подготовки ребёнок не только учится сам искать информацию, но и отбирать ту которая станет интересной для его одноклассников .Ведь в первую очередь он увидит их реакцию на свой рассказ, и тут правильно чтобы дети тоже принимали участие в оценивании работы своего одноклассника.
-Внушить ребёнку веру в себя - залог успешного обучения и воспитания.
И учителю очень важно правильно формулировать свои фразы, замечания.
1 группа прошу вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
Алгоритм создания ситуации успеха
1.На фоне эмоциональной комфортности снятие страха
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».
2. Авансирование успешного результата.
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»,
« У тебя обязательно получиться»
3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.
«Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…»,
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение.
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка деталей
«Тебе особенно удалось то объяснение…».
Педагогу следует помнить о том, что:
- Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной самооценке своих возможностей.
- За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребенку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.
- Ребенка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятерка по рисованию? Лучше бы по чтению получил»)
- Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности.
- Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием не способности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
Настоящий учитель, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ученику «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость