Файл содержит текст выступления, который можно использовать на педсоветах и методических объединениях. Так же прилагается призентация для большей наглядности аудитории.
Одной из главных задач современного образования является интеллектуальное развитие обучающихся, их подготовка к активной деятельности в различных сферах жизни.
Новые федеральные стандарты ставят задачу формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования) как одну из основных задач образования.
В период интенсивной информатизации общества для развития любого человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии.
Для решения поставленных задач требуется внедрение новых, в том числе активных форм обучения, таких как конференции, слёты, учебные игры, проекты, фестивали.
Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей, помощь в определении жизненных профессиональных перспектив через самопознание и создание ситуации выбора.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
5. учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.
Особенности предмета:.
1. Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин.
2. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний, в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер.
3. Высокие темпы развития информатики
4. Особое значение имеет самостоятельная работа учащихся.
5. Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста обучающихся).
6. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроке. По этому на первый план выходит проблема обучения в условиях разного уровня знаний и умений по информатике.
7. Как правило, количество компьютерной техники не достаточно, вследствие чего необходима организация совместной деятельности малых групп.
Групповая деятельность на уроке позволяет добиваться распределения ролей в группе, (что дает практически каждому учащемуся успешно проявить себя в ходе обсуждений, выработки совместных решений), происходит корректировка уровня знаний по предмету, развивается способность к самостоятельной работе и проявляются лидеры-координаторы. В процессе обсуждения участники группы имеют возможность высказывать собственные предположения о характере работы, предлагать пути решения возникающих в ходе выполнения проекта задач и оценивать свои силы. Кроме того, групповая деятельность позволяет снижать уровень тревожности обучающихся, страх оказаться неуспешным, а также позволяет приобрести опыт ведения диалога, умение аргументировать свою точку зрения, что немаловажно на современном этапе развития общества.
Можно выделить следующие виды групповой деятельности:
· кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;
· индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
· дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями обучающихся.
При организации групповой работы следует учитывать следующие особенности обучающихся:
· уровень усвоения необходимых знаний и умений;
· способности и интерес к изучению учебного предмета.
Деятельность учителя при организации групповой работы состоит в:
· делении обучающихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям) или корректировке состава групп (иногда имеет смысл согласится с выбором обучающихся);
· разработке и подборе заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями обучающихся;
· оценивании деятельности обучающихся.
Подбор заданий для группового выполнения осуществляется с учетом:
· обязательных результатов обучения;
· межпредметных связей;
· практической направленности.
Каковы “плюсы” групповой формы работы?
Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств.
Во-первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни.
Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?
Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы
Как организовать работу группы?
Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Для учителя это одна из самых сложных задач.
Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно.
Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся
Какие задания можно предложить для групповой работы?
Задания для групп могут быть различными. Это могут быть задачи имеющие несколько ответов. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий.
Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса
Одной из форм активной творческой работы учащихся являются конференции. В подготовке и проведении учебных занятий такого типа на всех этапах активно действуют ученики, а учитель выполняет роль организатора и консультанта. При этом сочетаются индивидуальная работа с работой всего класса, учащиеся получают новые знания и из литературных источников, с которыми работают при подготовке к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие ученики.
Проведение конференций способствует развитию интереса к научным и техническим знаниям, формированию умений и навыков самостоятельной работы с различной литературой. Кроме того, очень велико значение конференций для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал.
Как подвести итоги?
В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников