kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический семинар "Технология педагогической поддержки учащихся на уроках родного (коми) языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы, изучать какой-то предмет. Нежелание учиться возникает тогда, когда на уроке предлагаются задания, с которыми он не справится. Может ли современный учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Как правило, ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытий, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Важно поддерживать хорошее отношение ребёнка к школе, учению, потому что негативное отношение к учению создают страх, нервозность, дискомфорт, тревожность, неуверенность. Средством формирования положительного отношения к учению может явиться создание ситуации успеха, как самого действенного средства из арсенала педагогической поддержки. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Успех с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ощущение успеха у школьника создаётся и похвалой учителя, и осознанием результативности собственных действий. Ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания, одновременно сохраняя комфортный психологический фон на уроке, а значит работая на укрепление так необходимого психического здоровья детей. Ситуация успеха чаще благоприятна для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, выполняют творческие задания, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабоусваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их видимых успехах. Для сохранения душевного здоровья таких школьников ситуацию успеха надо создавать искусственно.   Для меня нет сильных и слабых учеников, просто все дети разные. При таком подходе к учебному процессу урок превращается в праздник, потому что учиться легко и интересно.

Применяемые мной «ситуации успеха» на уроке коми языка:

1. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока (улыбка, добрый взгляд, внимание к друг другу, интерес к каждому, приветливость, мягкие жесты). Учитель, владеющий приёмами педагогической поддержки, оценивает работу своих учеников не только словами, но и жестом, мимикой, интонацией. Важно, чтобы ученики обязательно участвовали в оценке работы своих одноклассников: вместе аплодировали, оформляли грамоты.

2. «Эмоциональное поглаживание». Стремясь создать ситуацию успеха, обращаемся к учащемуся по имени. Ласковые обращения к обучающимся в младшем звене: «аканьяс» (куколки), «дзолюк» (малыш, малютка), «кодзувъяс» (звёздочки).

3. Приём «подсказка» (таблица, опорные сигналы). Изучив методику Шаталова В.Ф., а именно «конспекты опорных сигналов для памяти», автором были разработаны «листы опорных сигналов» (ЛОС). На листах закодирован учебный материал. Кто писал шпаргалки, тот поймет, как непросто разместить на клочке бумаги нужный материал. Приходится записывать только самое важное, да и то с сокращениями, но так, чтоб потом (на экзамене) суметь разобраться. Задача такая: объём записи поменьше, а информации – побольше. Это и есть подобие опорного конспекта. Когда ученик отвечает на вопросы учителя, пользуясь опорой, снимаются скованность, страх, ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено на размышление. Вследствие чего ученик учится думать, размышлять, строить логические цепочки, а не заучивать наизусть и при этом не понимая сути вопроса.

4. Приём «Лови ошибку», когда учитель излагает суть знакомого материала, намеренно допуская ряд ошибок, а задача учащихся обнаружить ошибки и сообщить о них учителю.

5. Ролевые ситуации (ученик - «наблюдатель») В начале урока один ученик (желательно даже слабоуспевающий ученик) садится за стол учителя и наблюдает за классом (учитель: «сегодня я попросила Диму помочь мне»), а в конце урока оценивает работу своих одноклассников).  Практика показывает, что дети стараются «подражать» учителю, относятся к заданию со всей ответственностью и оценивают одноклассников справедливо.

6. Часто в работе используется прием «выделение персональной исключительности». Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, индивидуальные просьбы, рассчитанные персонально на одного ребёнка.

7. На уроках работает служба спасения («Тэрыб отсöг»). Кто не может самостоятельно справится с заданием, поднимает сигнальный кружок. Тогда ученики справившиеся, с заданием, помогают ему. Такой вид работы помогает воспитать доброжелательные отношения друг к другу, развивает чувство взаимопомощи.

8. Анонсирование - репетиция самостоятельной или контрольной работы. Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей контрольной работе, о проверке знаний и предварительно обсуждают то, что должен сделать ученик: рассмотреть план сочинения, подобрать литературу к выступлению.

9. Скрытое инструктирование ребёнка в способах действия. «Возможно, лучше всего начать с.», «Выполняя работу, не забудьте о.»

10. Высокая оценка деталей («Тебе особенно удалось…»)

11. Эффективной формой организации учебного процесса является создание группового взаимодействия, то есть работа в группах, парах. Только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников. В группе каждый ученик чувствует ответственность за работу одноклассников, детям важно понять и осознать, что успех каждого зависит от успеха группы в целом.

12. Очень часто ученик, работая в группе, не решается говорить добровольно от имени коллектива. И у нас на уроках появилась своя валюта, которая решила проблему кратких ответов с места, дополнений, вопросов и, самое главное, ответов нерешительных детей. Казалось бы, высокую оценку вроде не за что ставить, а подкрепить успех нужно. На уроках коми языка у нас действуют «шайты» (коми рубли). Накопил на уроке определенную сумму (5 штук) – получай отметку. Этот прием вводится не на всех уроках, а тогда, когда требуется расшевелить класс.

13. Творческие домашние задания («Самый оригинальный коми смайлик», «Дизайн обложки по коми языку», «Самый оригинальный коми флаг»);

Ситуация успеха для каждого ученика должна быть разной, в зависимости от того, как воспринимает информацию тот или иной ребёнок. По особенностям восприятия информации люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Визуалы – воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы -  те, кто в основном получают информацию через слуховой канал. Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений. Дискреты – те, у кого восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.   Для визуалов очень важна улыбка учителя в знак одобрения, для аудиала просто необходимы словесная похвала и подбадривающий голос педагога, а погладив по плечу кинестетика, вы поддержите его в самый трудный момент.  Дискреты, как правило, успешны по своей природе, и ситуация успеха им не нужна, но для закрепления прошлых и стимулирования успехов в будущем периодически для них необходимо создавать ситуацию неуспеха.

До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане. Но всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра. На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъёма могут сменяться расслаблением. Слабое место сильных учеников - быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности в самоуверенность.  Как следствие: завышенная самооценка, пренебрежительное отношение к окружающим. Для таких обучающихся ситуация успеха должна сочетаться с ситуацией неуспеха (субъективное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой в ходе и результате совершения деятельности). Лишь глубина неуспеха помогает ученику постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует. Для таких учеников педагогический приём «Холодный душ» может быть полезен: "Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось.", "вероятно, ты и сам расстроен, потому что.", "прежде тебе легко удавалось справляться с подобными заданиями.". Учителю необходимо создать ситуацию, при которой у детей возникнет желание восстановить репутацию.

Ребёнок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, всё равно должна быть скрытой. Стоит ребёнку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя, радость успеха может померкнуть.

Особенно важно организовать ситуацию успеха для учащихся пятых классов. Дело в том, что при переходе в среднее звено обучения ученик сталкивается с проблемой, когда все факторы, которые обеспечивали стабильность учебного процесса, претерпевают изменения. Все это зачастую приводит к тому, что дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Вывод однозначен: пятый класс является для учащихся переломным. Тем важнее повышенное внимание к этому периоду школьной жизни со стороны педагогов, тем нужнее приемы и средства, помогающие младшим подросткам скорее адаптироваться в новых условиях.

По   результатам    проводимого мониторинга по изучению адаптационного процесса 5-тиклассников на вопрос «Я больше всего люблю уроки…»  школьники 5-х классов отдают предпочтение предмету «коми язык» следующим образом: в 2012-2013 уч. году выбирают 26% данный предмет, как любимый (предмет находится на 5 месте по показателям выбора среди других предметов). В 2014-2015 уч. году выбирают 36% данный предмет, как любимый (предмет находится на 2 месте по показателям выбора среди других предметов).

За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка. Когда обычно говорят о ситуации успеха, то подразумевают, что предназначена она для учащихся. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащихся, наступит такой момент, когда учащиеся будут создавать ситуацию успеха для своего педагога.

Научить коми языку всех детей практически невозможно, но научить, не бояться коми языка, научить любить его – это цель, которую можно реализовать.

Литература: Белкин А.С. Ситуация успеха: как её создать. М., Просвещение, 1991. 176 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Технология педагогической поддержки учащихся на уроках родного (коми) языка" »

5



Колесникова Г.Ю.


Технология педагогической поддержки учащихся на уроках коми языка


Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы, изучать какой-то предмет. Нежелание учиться возникает тогда, когда на уроке предлагаются задания, с которыми он не справится. Может ли современный учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Как правило, ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытий, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Важно поддерживать хорошее отношение ребёнка к школе, учению, потому что негативное отношение к учению создают страх, нервозность, дискомфорт, тревожность, неуверенность. Средством формирования положительного отношения к учению может явиться создание ситуации успеха, как самого действенного средства из арсенала педагогической поддержки. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Успех с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ощущение успеха у школьника создаётся и похвалой учителя, и осознанием результативности собственных действий. Ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания, одновременно сохраняя комфортный психологический фон на уроке, а значит работая на укрепление так необходимого психического здоровья детей. Ситуация успеха чаще благоприятна для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, выполняют творческие задания, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабоусваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их видимых успехах. Для сохранения душевного здоровья таких школьников ситуацию успеха надо создавать искусственно. Для меня нет сильных и слабых учеников, просто все дети разные. При таком подходе к учебному процессу урок превращается в праздник, потому что учиться легко и интересно.

Применяемые мной «ситуации успеха» на уроке коми языка:

1. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока (улыбка, добрый взгляд, внимание к друг другу, интерес к каждому, приветливость, мягкие жесты). Учитель, владеющий приёмами педагогической поддержки, оценивает работу своих учеников не только словами, но и жестом, мимикой, интонацией. Важно, чтобы ученики обязательно участвовали в оценке работы своих одноклассников: вместе аплодировали, оформляли грамоты.

2. «Эмоциональное поглаживание». Стремясь создать ситуацию успеха, обращаемся к учащемуся по имени. Ласковые обращения к обучающимся в младшем звене: «аканьяс» (куколки), «дзолюк» (малыш, малютка), «кодзувъяс» (звёздочки).

3. Приём «подсказка» (таблица, опорные сигналы). Изучив методику Шаталова В.Ф., а именно «конспекты опорных сигналов для памяти», автором были разработаны «листы опорных сигналов» (ЛОС). На листах закодирован учебный материал. Кто писал шпаргалки, тот поймет, как непросто разместить на клочке бумаги нужный материал. Приходится записывать только самое важное, да и то с сокращениями, но так, чтоб потом (на экзамене) суметь разобраться. Задача такая: объём записи поменьше, а информации – побольше. Это и есть подобие опорного конспекта. Когда ученик отвечает на вопросы учителя, пользуясь опорой, снимаются скованность, страх, ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено на размышление. Вследствие чего ученик учится думать, размышлять, строить логические цепочки, а не заучивать наизусть и при этом не понимая сути вопроса.

4. Приём «Лови ошибку», когда учитель излагает суть знакомого материала, намеренно допуская ряд ошибок, а задача учащихся обнаружить ошибки и сообщить о них учителю.

5. Ролевые ситуации (ученик - «наблюдатель») В начале урока один ученик (желательно даже слабоуспевающий ученик) садится за стол учителя и наблюдает за классом (учитель: «сегодня я попросила Диму помочь мне»), а в конце урока оценивает работу своих одноклассников). Практика показывает, что дети стараются «подражать» учителю, относятся к заданию со всей ответственностью и оценивают одноклассников справедливо.

6. Часто в работе используется прием «выделение персональной исключительности». Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, индивидуальные просьбы, рассчитанные персонально на одного ребёнка.

7. На уроках работает служба спасения («Тэрыб отсöг»). Кто не может самостоятельно справится с заданием, поднимает сигнальный кружок. Тогда ученики справившиеся, с заданием, помогают ему. Такой вид работы помогает воспитать доброжелательные отношения друг к другу, развивает чувство взаимопомощи.

8. Анонсирование - репетиция самостоятельной или контрольной работы. Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей контрольной работе, о проверке знаний и предварительно обсуждают то, что должен сделать ученик: рассмотреть план сочинения, подобрать литературу к выступлению.

9. Скрытое инструктирование ребёнка в способах действия. «Возможно, лучше всего начать с ...», «Выполняя работу, не забудьте о ...»

10. Высокая оценка деталей («Тебе особенно удалось…»)

11. Эффективной формой организации учебного процесса является создание группового взаимодействия, то есть работа в группах, парах. Только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников. В группе каждый ученик чувствует ответственность за работу одноклассников, детям важно понять и осознать, что успех каждого зависит от успеха группы в целом.

12. Очень часто ученик, работая в группе, не решается говорить добровольно от имени коллектива. И у нас на уроках появилась своя валюта, которая решила проблему кратких ответов с места, дополнений, вопросов и, самое главное, ответов нерешительных детей. Казалось бы, высокую оценку вроде не за что ставить, а подкрепить успех нужно. На уроках коми языка у нас действуют «шайты» (коми рубли). Накопил на уроке определенную сумму (5 штук) – получай отметку. Этот прием вводится не на всех уроках, а тогда, когда требуется расшевелить класс.

13. Творческие домашние задания («Самый оригинальный коми смайлик», «Дизайн обложки по коми языку», «Самый оригинальный коми флаг»);

Ситуация успеха для каждого ученика должна быть разной, в зависимости от того, как воспринимает информацию тот или иной ребёнок. По особенностям восприятия информации люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Визуалы – воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получают информацию через слуховой канал. Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание) и с помощью движений. Дискреты – те, у кого восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Для визуалов очень важна улыбка учителя в знак одобрения, для аудиала просто необходимы словесная похвала и подбадривающий голос педагога, а погладив по плечу кинестетика, вы поддержите его в самый трудный момент. Дискреты, как правило, успешны по своей природе, и ситуация успеха им не нужна, но для закрепления прошлых и стимулирования успехов в будущем периодически для них необходимо создавать ситуацию неуспеха.

До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане. Но всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра. На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъёма могут сменяться расслаблением. Слабое место сильных учеников - быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности в самоуверенность. Как следствие: завышенная самооценка, пренебрежительное отношение к окружающим. Для таких обучающихся ситуация успеха должна сочетаться с ситуацией неуспеха (субъективное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой в ходе и результате совершения деятельности). Лишь глубина неуспеха помогает ученику постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует. Для таких учеников педагогический приём «Холодный душ» может быть полезен: "Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось...", "вероятно, ты и сам расстроен, потому что...", "прежде тебе легко удавалось справляться с подобными заданиями...". Учителю необходимо создать ситуацию, при которой у детей возникнет желание восстановить репутацию.

Ребёнок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, всё равно должна быть скрытой. Стоит ребёнку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя, радость успеха может померкнуть.

Особенно важно организовать ситуацию успеха для учащихся пятых классов. Дело в том, что при переходе в среднее звено обучения ученик сталкивается с проблемой, когда все факторы, которые обеспечивали стабильность учебного процесса, претерпевают изменения. Все это зачастую приводит к тому, что дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Вывод однозначен: пятый класс является для учащихся переломным. Тем важнее повышенное внимание к этому периоду школьной жизни со стороны педагогов, тем нужнее приемы и средства, помогающие младшим подросткам скорее адаптироваться в новых условиях.

По результатам проводимого мониторинга по изучению адаптационного процесса 5-тиклассников на вопрос «Я больше всего люблю уроки…» школьники 5-х классов отдают предпочтение предмету «коми язык» следующим образом: в 2012-2013 уч. году выбирают 26% данный предмет, как любимый (предмет находится на 5 месте по показателям выбора среди других предметов). В 2014-2015 уч. году выбирают 36% данный предмет, как любимый (предмет находится на 2 месте по показателям выбора среди других предметов).

За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка. Когда обычно говорят о ситуации успеха, то подразумевают, что предназначена она для учащихся. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащихся, наступит такой момент, когда учащиеся будут создавать ситуацию успеха для своего педагога.

Научить коми языку всех детей практически невозможно, но научить, не бояться коми языка, научить любить его – это цель, которую можно реализовать.




Литература:

Белкин А.С. Ситуация успеха: как её создать. М., Просвещение, 1991. 176 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Колесникова Галина Юрьевна

Дата: 11.08.2015

Номер свидетельства: 224915


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства