Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Земляной Елены Павловны МБОУ Колузаевская ООШ Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! Учителем начальных классов я работаю 35 лет, из них 29 лет в Колузаевской оош Азовского района. 22 декабря 2005 года районной аттестационной комиссией Азовского РОО мне была присвоена первая квалификационная категория (приказ №66 от 22.12.2005г. по Азовскому РОО). Мною была представлена работа по проблеме « Использование регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности». В течение пост аттестационного периода повышала свою квалификацию: 1. С 13.06.07 по 21.06.07 прошла краткосрочные курсы в Южно- Российском региональном центре информатизации ЮФУ по программе « ИТ в деятельности учителя- предметника» в объёме 72 часов. 2. С января по март 2009 года прошла курсы в Ростовском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Проблема курсов - « Начальное образование- среда социально- личностного развития младших школьников». В своей работе руководствуюсь нормативно – правовыми документами: Конституцией РФ, законом «Об образовании», базисным учебным планом 2004 года, Федеральным компонентом государственного стандарта, примерными программами по начальным классам, « Оценка качества подготовки учащихся начальных классов». С 2009 года я работаю над проблемой « Развитие познавательного интереса как основа успешного развития личности ребенка». Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – это ценнейший мотив учебной деятельности учащихся. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к пояснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьника прежде всего происходит на уроке. Стараюсь повышать интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Все задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. В своей работе применяю схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения. Это мои верные помощники. Они развивают сообразительность, инициативу, помогают ребятам усвоить учебный материал. Даже трудные задания становятся посильными для ученика. Вызывают интерес, помогают каждому ученику, даже слабому, самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. В играх формируются и нравственные качества личности. Дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. В игре пробуждаю стремление к победе. Поиск решения задач, стремление быть быстрым, активным, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания соблюдать правила. Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, я поняла, что серьезный и большой по объему материал нужно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я всегда стараюсь разнообразить урок загадками, ребусами, кроссвордами. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания. Я работаю в классе – комплекте. Это серьезная, ответственная, напряженна работа, требующая от учителя двойного усилия. Но в этом есть и свои положительные стороны. Работа в комплекте позволяет давать детям больше самостоятельной деятельности, формирует навыки работы с энциклопедиями, словарями и другими источниками информации. Старшие школьники учатся заботиться о младших, оказывают им всяческую помощь. Через решение творческих заданий разной степени трудности обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. Ребята с удовольствием выполняют проектные работы по « Окружающему миру», « Литературному чтению». Все работы выставляются на родительских собраниях, праздниках. С ними знакомятся ученики других классов. Творческие работы учеников сохраняются в накопительных папках учащихся. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свои варианты ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие- нет. Они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить. Я уверена, что обучать ребенка радостью, воспитывать его с большой любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении, похвале. Убеждена, что научить и воспитывать ребенка можно только с помощью улыбки, ласки, доброжелательности. На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи: • овладеть навыками работы с компьютерной техникой и o методикой применения компьютера как средства обучения o ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь находить, перерабатывать и использовать; • научить детей пользоваться информацией. Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе. Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя ИТ. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии – мои главные помощники! На сегодняшний день мною на уроках используются презентации, созданные с помощью программы Power Pont. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде. В ходе образовательного и воспитательного процесса большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Ведь здоровье ученика – это самая большая проблема на современном этапе. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. На фоне сложных экономических условий нашего времени это проблема обострилась еще больше. Именно поэтому стараюсь научить ребенка осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Я считаю, что мало ребенка научить чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Я – классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Дети моего класса принимают участие во всех школьных мероприятиях. Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я смогла организовать и объединить. Я считаю. Что чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях. Это мои главные помощники в организации, подготовке и проведении мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. Проводится много внеклассных мероприятий, экскурсий походов. Проводятся встречи с интересными людьми нашего края. Я сама очень люблю свой родной Донской край и стараюсь прививать эту любовь своим детям с самых первых дней пребывания в школе. Мы с ребятами изучаем историю Донского края, собираем песни казаков нижнего Дона, рецепты донской кухни. Ученики 3, 4 классов составляют словарь донского говора. На уроках внеклассного чтения изучаем творчество писателей Дона. Школа, и начальная в частности, переживает в наши дни состояние переходности. ФГОС - 2, расширение рынка технологий начального образования обуславливает стремление повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. В связи с этим я принимаю активное участие в работе МО Обуховского округа. Готовлю выступления на заседания МО, даю открытые уроки, показательные внеклассные мероприятия. Мои дети принимают участие во Всероссийском конкурсе « Русский медвежонок», « Кенгуренок», занимают призовые места среди учащихся школы. В 2008 году я была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ ( приказ № 579 от 10 апреля 2008 года) Создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали показатели качества обучения. Качество знаний составляет: Наименование показателя 2005- 2006г. 2006- 2007г. 2007- 2008г. 2008- 2009г. 2009- 2010г. Успеваемость 100% 100% 100% 100% 100% Качество знаний 65% 67% 75% 58% 75% У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию: - они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; - понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; - умеют сравнивать, анализировать, обобщать материал; - активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог; Подтверждением сказанного являются: срезовые работы по русскому языку и математике; отзывы коллег об уровне обученности и воспитанности учащихся на методическом совете по преемственности; отзывы родителей детей о моей работе. Автор самоанализа Земляная Е. П. Руководитель ОМО Согласовано: Директор МБОУ Колузаевской ООШ