Просмотр содержимого документа
«Возможности дистанционного и электронного образования в дополнительном образовании»
Возможности дистанционного и электронного образования в дополнительном образовании
Борисова Э.Ф.,
МБУ ДО «ДТДиМ им.И.Х.Садыкова» НМР РТ
Согласно современной образовательной концепции государства, главное не само знание, а познание, поэтому детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д. Решить поставленные задачи призваны среди прочего и современные технологии.
Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. Сегодня возможно получать образование дистанционно, используя современные информационные технологии. Интернет позволяет оказывать образовательные услуги во всех уголках мира. Ученики, получающие дистанционное обучение, могут проживать не только на постсоветском пространстве, но и в более отдалённых странах. Дистанционное обучение способно охватить и отдельных детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Этот вид обучения может оказаться незаменимым и для обучения одарённых детей.
В любых условиях в том числе и в условиях дистанционного обучения для каждого педагога одним из приоритетных направлений работы является обучение и развитие личности учащегося.
Для реализации поставленных целей в условиях дистанционного обучения педагогу требуется решение следующих задач:
Создание рабочей программы, курса дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий
Привлечение родителей для работы в этом направлении.
Разработка творческих заданий, дидактических материалов, и других учебно-методических материалов.
Создание «банка данных» электронных ресурсов, сайтов для подготовки к занятиям, формам контроля усвоения материала, играм, конкурсам различных уровней.
Создание системы отслеживания результатов, качества усвоения представленного материала: тесты, схемы, презентации («Наши достижения») и т.д.
Так как же организовать дистанционное обучение так, чтобы в нем не только выжить, но и комфортно работать, получая удовольствие от профессии и радуясь успешности учеников? При выборе средства организации взаимодействия с учеником педагог прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.
В первую очередь нужно найти контакт с учениками с возможностью оперативного выхода на связь в любое время. На первом этапе в соответствии с техническими возможностями участников дистанционного образования определяется набор электронных ресурсов и приложений. Основное условие – наличиие ПК, телефона (или других форм связи) и доступа к интернету. Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК). Педагогу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для учащихся, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь. Для этого мы используем сайт Дворца, социальные сети: vkontakte, Instagram, мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram.
Первое занятие – желательно провести в формате видеоконференции с приветствием учеников и актуализацией внимания ребят на новые формы работы, для этого подходит платформа Zoom. Здесь важно четко представить материал для работы, лучше всего сделать его в виде таблиц и схем, не перегружая слайды информацией. Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, учащиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
В ходе проведения занятия в дистанционном режиме предусматривается обратная связь педагога с обучающимся по результатам выполненного задания. Результат своей деятельности, обучающийся может представить в виде фотографии, видеозаписи, которые может разместить в социальной сети, Кроме этого возможно использование облачных технологий.
В ходе обучения, обучающимся нередко требуются индивидуальные консультации преподавателей по изготовлению действующего образца. В таких случаях используется кейс-технология. Необходимые консультации оформляются в письменной форме (с чертежами, схемами и пояснениями к ним) и отправляются по электронной почте.
Как контролировать результат деятельности учащихся?
- Организация виртуальных выставок и концертов с демонстрацией фото и видео материала выполненных практических заданий;
- Выполнение научно-исследовательских работ, рефератов на заданную преподавателем или выбранную обучающимся тему;
-Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
Таким образом дистанционное обучение на любых уровнях образования имеет и ряд неоспоримых преимуществ, но и недостатки:
плюсы:
«Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме».
Проведение обучения учащихся, имеющие ограниченные возможности.
Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:
компьютерные обучающие программы;
электронные учебные пособия;
компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
электронные справочники;
учебные аудио и видеоматериалы;
информационные материалы.
- Дистант – один из возможных способов обучения, позволяющий не сорвать учебный процесс в условиях длительного карантина. Ведь главный плюс дистанционного обучения – возможность пренебречь расстоянием между педагогом и учеником. - Учимся новому! Чтобы создать качественный обучающий материал, педагогу «придется» научиться разбираться в разных приложениях и компьютерных программах, т.е. повысить свой профессиональный уровень. Не секрет, что многие педагоги до дистанционного обучения недостаточно использовали все возможности компьютера и интернета. - Создаем обучающий материал один раз, а использовать его в работе с детьми можно несколько лет. - Используя готовые интересные материалы или онлайн-тесты, мы экономим время, не тратим его на дополнительную подготовку. - Делимся опытом с коллегами и используем опыт других педагогов: размещаем созданные материалы на собственном сайте https://infourok.ru/ , https://uchportfolio.ru/ , или других сайтах в сети интернет.
В библиотеке сайта «Педагогические практики для дистанционного и онлайн-обучения» https://rybakovteacherlab.ru/ представлены интересные обучающие материалы по разным предметам.
Минусы: - Не все педагоги и ученики имеют необходимый уровень знаний и умений в области компьютерных технологий. - Не все участники образовательного процесса имеют необходимое для дистанционного обучения техническое обеспечение (мощный компьютер, веб-кабера, микрофон, высокоскоростной интернет и др.) - Подготовка обучающих материалов требует много времени. Короткое занятие на 20-30 минут может создаваться несколько часов. - Длительная работа за компьютером (подготовка к занятию, проведение занятий, проверка домашних заданий обучающихся) вредит здоровью (в первую очередь, страдает зрение). - Иногда сложно оценить самостоятельность выполненной учеником работы (недобросовестные ученики могут воспользоваться помощью других лиц, информацией в интернет и др.)
Таким образом, способов организации обучения с использованием дистанционных технологий достаточно, каждый педагог определяет для себя свой, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и специфики содержания предметной области. Дистанционное обучение учащихся с полным основанием может быть отнесено к инновационным формам организации учебно-воспитательного процесса.