Воспитательная система класса " Вокруг тебя - мир"
Воспитательная система класса " Вокруг тебя - мир"
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система класса " Вокруг тебя - мир" »
Воспитательная система класса
Модель воспитательной системы класса
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса (творческая мастерская «Давайте познакомимся», смотр-конкурс рисунков «Моя семья», социометрический эксперимент, методика «Мультфильм о нашем классе», методики «Герб класса» и «Цветик – семицветик», смотр сочинений «Моя семья - чудесное место для жизни», игра «Путешествие по морю любимых занятий», анкетирование) позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.
Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.
Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
воспитывать бережное отношение к природе;
создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
развивать творческую деятельность через КТД
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.
Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.
Соуправление. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:
выбору актива класса (капитан, завуч, главный дежурный, главный редактор);
Каждый четверг актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.
Основные направления воспитательной работы.
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Направление «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность
Формы реализации:
Читательские конференции.
Тематические недели.
Экскурсии познавательного характера.
Проект «Посох Деда Мороза».
Группы детей (каждая группа выбирает себе одну страну) рассказывают и, по возможности, показывают, когда и как отмечается рождение года: какие обычаи, связанные со встречей Нового года, существуют у разных народов, в разных странах мира.
5. Экспериментальная деятельность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана экспериментальная деятельность. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Мною создана картотека карточек-схем проведения экспериментов.
6. Проект «Земля и ее соседи»:
Беседа «Что такое планета Земля»
Барельефная лепка «Материки планеты Земля»
Беседа «Земля в космосе» и показ кинофильма
презентация «Солнечная система» «Приложение1»
Художественная деятельность «Моя земля»
Беседа «Под землей»
Экспериментальная деятельность «Гейзеры и вулканы»
Изобразительная деятельность. Тема «Моя земля»
Беседа «Погода на нашей планете»
Показ кинофильма о природных явлениях
7. Проект «Путешествие в хлебную страну»:
Беседа «Как к нам приходит каравай»
Просмотр фильм об уборке урожая.
Создание книги о хлебе.
Изготовление поделки «Мельница»
Изготовление декоративных ежей.
Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:
Развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.
Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.
Общение
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
учить учащихся приемам преодоления проблем в общении
Формы реализации:
Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:
социометрия;
диагностика «10 моих Я»;
игра «Путешествие по морю любимых занятий»
По результатам проведенных диагностик, организую следующую коррекционную работу:
«Мир детских эмоций»:
игры и упражнения для детей с затруднениями в общении;
игры и упражнения на формирование уверенности в себе;
упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;
игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.
Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.
Комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.
Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности. С целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков использую комплекс игр-упражнений.
Направление «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации:
1. Посещение бассейна.
2. Спортивные праздники и соревнования.
3. Недели здоровья.
4. Походы выходного дня.
5. Проект «История Олимпийских игр»
беседа «Олимпийская Родина»;
путешествие в Олимпийский музей;
столицы Олимпийских игр;
работа над созданием книги «История Олимпийских игр».
6. Проект «Здоровье и безопасность»
ознакомление со свойствами организма;
«Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;
«Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;
«Мое чудесное тело»;
«Наши болезни»;
«Азбука безопасности»;
трудовая деятельность;
художественная деятельность;
опыты со свечой.
Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.
Направление «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям
Формы реализации:
1. День мира. Конкурс рисунков. Акция «Голубь мира».
2. День памяти юного героя антифашиста.
3. Проект «Они защищали Родину»:
урок памяти «Запомни, этот город- Ленинград»;
работа над созданием «Книги памяти»;
конкурс рисунков, газет, плакатов;
выпуск газеты о городе-герое;
просмотр художественных и документальных фильмов
Организовать урок памяти, новую встречу с фронтовой поэзией и военной публицистикой; узнать много нового о героической обороне оккупированных городов, о мужестве выстоявших блокаду ленинградцев, о трудовом подвиге народа, о знаменитых военачальниках Великой Отечественной войны поможет этот проект.
4. «Крона и корни» (создание родословного древа семьи)
Человек, как дерево, как цветок, которые не могут цвести, плодоносить без корней. Воссоздавая самих себя в прошлом, в настоящем и будущем, мы как бы живем в этих трех измерениях. Кто я, откуда я, кто мои родители, сколько у меня бабушек и дедушек и кем они были? Каждый человек должен ощущать свои корни. Работая над родословной, дети узнают много нового о своей семье, а заодно проверяют себя, свой характер и свою способность доводить дело до конца.
5. Цикл бесед:
«Школа вежливости»
«О доброте и отзывчивости»
«Ты не один на свете»
Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.
Направление «Дорога и ты»
Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.
Задачи:
способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;
познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.
Формы реализации:
1. Цикл бесед.
2. Настольные игры по правилам дорожного движения.
3. Просмотр кинофильмов.
Важное место при изучении правил занимают кинофильмы. Их ценность заключается в том, что в них наглядно раскрываются причины несчастных случаев, показана интенсивность движения транспортных средств, средств регулирования. Учащиеся, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.
Направление «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы реализации:
Культпоходы в театр на концерты, кино.
Посещение кружков, секций, студий.
Классные собрания:
создание законов;
распределение поручений
Участие в делах школы.
Цикл мероприятий «Спешите делать добро».
День матери.
Праздник Осени.
Новогодний праздник.
«А ну–ка, мальчики!».
Праздничный концерт для мам.
Прощание с 3 классом.
Окно радости.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
развитость креативных способностей учащихся;
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:
методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
методика «Герб класса»;
социометрические методы;
тест «Цветок настроения»;
сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
анкета «Я и моя школа»;
творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.
Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.