Развивающее обучение на уроках биологии в 5 классе
Развивающее обучение на уроках биологии в 5 классе
Данный материал представляет собой разработку обобщающего урока по курсу природоведения 5 класса в конце учебного года. Урок может быть проведен в классах, работающих по линии учебников по биологии под редакцией Н.И.Сонина. Урок проходит в форме игры «Счастливый случай». Учащиеся класса делятся на две команды, выбираются капитаны, команды придумывают себе название, связанное с естествознанием. За правильные ответы команды получают баллы или другие символы (конфеты, жетоны и т.п.).
Тип урока: Урок обобщения и повторения знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока: систематизация изученного материала; выявление уровня овладения системой знаний и умений, опыта творческой деятельности.
Образовательные: повторить изученный материал, расширить и углубить его; повысить качество знаний; активизировать творческую деятельность учащихся.
Развивающие: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения работать в команде, анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
Воспитательные: содействовать созданию в классе доброжелательных межличностных отношений; воспитывать уважение к собственному труду и труду одноклассников, прививать культуру труда; осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1.
2.
3.
Коммуникативные УУД
1.
2.
3.
Регулятивные УУД
1.
2.
3.
4.
5.
Личностные УУД
1.
2.
3.
4.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, интеллектуальная игра.
Методы: частично-поисковый.
Литература: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение, 5 класс», Москва, Дрофа-2013
Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями.
Ход урока.
Организационный момент.
Совместная постановка целей и задач урока.
Основное содержание.
Первый конкурс «Разминка»
Командам по очереди предлагаются вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет». За каждый правильный ответ команда получает один балл. (Слайд 3)
Вопросы:
Назовите науку, изучающую вещества и их превращения.
Метод изучения природы, при котором используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, часы и т.д.
Назовите планету, получившую название в честь богини любви и красоты.
Красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получившая название в честь древнеримского бога войны.
Новая земля, Гренландия, Сахалин. Что это?
Кракатау, Везувий, Ключевская Сопка. Что перечислено?
Животное, никогда не пьющее воду. Питается листьями эвкалипта.
В какой зоне преобладают мхи, лишайники, карликовые деревья.
Командам по очереди необходимо назвать составные части увеличительных приборов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
(Слайд 4)
1-й гейм «Дальше…дальше…дальше…»
Участники должны ответить за 1-2 минуты на 15 вопросов.
(Слайды 6-7).
1 команда
Сколько материков на Земле?
Самый большой материк.
На какие две части света делиться материк Евразия?
Какого газа больше в составе воздуха?
Водная оболочка Земли.
Самый холодный океан.
Сахара – это…
Кордильеры – это…
В какой зоне почти нет влаги?
Пингвины обитают в ….
Наука, изучающая небесные тела.
Раскаленные небесные тела.
Самая близкая к Земле звезда.
Самая близкая к Солнцу планета.
«Падающие звезды» – это …
2 команда
Сколько всего на земле океанов?
Самый маленький материк.
Самый холодный материк.
Каким газом дышит человек?
Воздушная оболочка земли.
Самый большой океан.
Нил – это…
Гималаи – это…
В какой зоне мало тепла, многолетняя мерзлота?
Кенгуру обитают в …
Наука, изучающая живую природу.
Девять небесных тел, вращающихся вокруг Солнца.
Самая далекая от Солнца планета.
Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.
Небольшие, неправильной формы небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца.
2-й гейм «Темная лошадка».
Участники должны угадать о ком идет речь.
(Слайды 9-14).
Какой итальянский ученый был вынужден скитаться по странам Европы, уходя от преследований церкви за свои убеждения, был сожжен в Риме в 1600 г.?
Назовите польского ученого, доказавшего, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.
Назовите польского ученого, доказавшего, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.
Шведский ученый. Дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, предложил классификацию организмов.
Назовите исследователя северных морей и восточных берегов нашей страны, который открыл пролив между Азией и Северной Америкой.
Кто возглавил первое русское кругосветное плавание?
3-й гейм «Заморочки из бочки».
Участники должны определить царства живой природы, назвать типы животных клеток и органоиды растительной клетки.
(Слайды 16-19).
4-й гейм«Ты мне – я тебе».
Вопросы заранее готовятся командами с использованием ЦОР. (Слайды 21-26).
Предположите, как отразился на численности диких животных загонный тип охоты?
Подумайте, к каким положительным изменениям в жизни человека привело пашенное земледелие? Как оно повлияло на природу?
При переходе человека к пашенному земледелию появились новые виды животных и сорта растений, которых раньше не было в природе. Подумайте и предположите, почему так произошло?
Подумайте, к каким положительным
и отрицательным последствиям могло привести одомашнивание диких животных?
Особенно опасен пластиковый и стеклянный мусор. Подумайте и предположите, почему? Как противостоять росту бытовых отходов?
Что происходит, когда нефть попадает в воду? Как нефтяные пятна губят животных, находящихся в воде? Каким образом они убивают птиц?
5-й гейм
«Гонка за лидером»
Назовите планету, которая совершает один оборот вокруг Солнца за 250 лет.
Как называется единица измерения расстояния между звездами?
Из чего в основном состоит ядро Земли?
Назовите самого быстроногого из зверей. В какой среде он обитает?
Слой атмосферы, задерживающий опасное излучение из космоса.
Многолетний режим погоды.
Чемпион по скорости полета среди птиц.
Территория, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества.
Международная экологическая организация (в переводе «Зеленый мир»).
Рефлексия
У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная).
Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».
Карточка желтого цвета обозначает: « Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов».
Оцените урок с помощью этих карточек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развивающее обучение на уроках биологии в 5 классе »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска
имени Родионова Е.Н.
454078 г.Челябинск, ул. Вагнера, 70-а тел.: 256-70-48,
Email: mou68imrodionovaen@mail.ru
Обобщающий урок природоведения в 5 классе в конце учебного года
Пояснительная записка
Автор: Осадчая Светлана Станиславна, учитель химии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Е. Н. Родионова.
Данный материал представляет собой разработку обобщающего урока по курсу природоведения 5 класса в конце учебного года. Урок может быть проведен в классах, работающих по линии учебников по биологии под редакцией Н.И.Сонина. Урок проходит в форме игры «Счастливый случай». Учащиеся класса делятся на две команды, выбираются капитаны, команды придумывают себе название, связанное с естествознанием. За правильные ответы команды получают баллы или другие символы (конфеты, жетоны и т.п.).
Тип урока: Урок обобщения и повторения знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока: систематизация изученного материала;выявление уровня овладения системой знаний и умений, опыта творческой деятельности.
Образовательные: повторить изученный материал, расширить и углубить его; повысить качество знаний; активизировать творческую деятельность учащихся.
Развивающие: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения работать в команде, анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
Воспитательные: содействовать созданию в классе доброжелательных межличностных отношений; воспитывать уважение к собственному труду и труду одноклассников, прививать культуру труда; осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебным материалом.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения терминов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать рисунки, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, интеллектуальная игра.
Методы: частично-поисковый.
Литература: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение, 5 класс», Москва, Дрофа-2013
Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями.
Ход урока.
Организационный момент.
Совместная постановка целей и задач урока.
Основное содержание.
Первый конкурс «Разминка»
Командам по очереди предлагаются вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет». За каждый правильный ответ команда получает один балл. (Слайд 3)
Вопросы:
Назовите науку, изучающую вещества и их превращения.
Метод изучения природы, при котором используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, часы и т.д.
Назовите планету, получившую название в честь богини любви и красоты.
Красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получившая название в честь древнеримского бога войны.
Новая земля, Гренландия, Сахалин. Что это?
Кракатау, Везувий, Ключевская Сопка. Что перечислено?
Животное, никогда не пьющее воду. Питается листьями эвкалипта.
В какой зоне преобладают мхи, лишайники, карликовые деревья.
Командам по очереди необходимо назвать составные части увеличительных приборов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
(Слайд 4)
1-й гейм «Дальше…дальше…дальше…»
Участники должны ответить за 1-2 минуты на 15 вопросов.
(Слайды 6-7).
1 команда
Сколько материков на Земле?
Самый большой материк.
На какие две части света делиться материк Евразия?
Какого газа больше в составе воздуха?
Водная оболочка Земли.
Самый холодный океан.
Сахара – это…
Кордильеры – это…
В какой зоне почти нет влаги?
Пингвины обитают в ….
Наука, изучающая небесные тела.
Раскаленные небесные тела.
Самая близкая к Земле звезда.
Самая близкая к Солнцу планета.
«Падающие звезды» – это …
2 команда
Сколько всего на земле океанов?
Самый маленький материк.
Самый холодный материк.
Каким газом дышит человек?
Воздушная оболочка земли.
Самый большой океан.
Нил – это…
Гималаи – это…
В какой зоне мало тепла, многолетняя мерзлота?
Кенгуру обитают в …
Наука, изучающая живую природу.
Девять небесных тел, вращающихся вокруг Солнца.
Самая далекая от Солнца планета.
Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.
Небольшие, неправильной формы небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца.
2-й гейм «Темная лошадка».
Участники должны угадать о ком идет речь.
(Слайды 9-14).
Какой итальянский ученый был вынужден скитаться по странам Европы, уходя от преследований церкви за свои убеждения, был сожжен в Риме в 1600 г.?
Назовите польского ученого, доказавшего, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.
Назовите польского ученого, доказавшего, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.
Шведский ученый. Дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, предложил классификацию организмов.
Назовите исследователя северных морей и восточных берегов нашей страны, который открыл пролив между Азией и Северной Америкой.
Кто возглавил первое русское кругосветное плавание?
3-й гейм «Заморочки из бочки».
Участники должны определить царства живой природы, назвать типы животных клеток и органоиды растительной клетки.
(Слайды 16-19).
4-й гейм«Ты мне – я тебе».
Вопросы заранее готовятся командами с использованием ЦОР. (Слайды 21-26).
Предположите, как отразился на численности диких животных загонный тип охоты?
Подумайте, к каким положительным изменениям в жизни человека привело пашенное земледелие? Как оно повлияло на природу?
При переходе человека к пашенному земледелию появились новые виды животных и сорта растений, которых раньше не было в природе. Подумайте и предположите, почему так произошло?
Подумайте, к каким положительным
и отрицательным последствиям могло привести одомашнивание диких животных?
Особенно опасен пластиковый и стеклянный мусор. Подумайте и предположите, почему? Как противостоять росту бытовых отходов?
Что происходит, когда нефть попадает в воду? Как нефтяные пятна губят животных, находящихся в воде? Каким образом они убивают птиц?
5-й гейм
«Гонка за лидером»
Назовите планету, которая совершает один оборот вокруг Солнца за 250 лет.
Как называется единица измерения расстояния между звездами?
Из чего в основном состоит ядро Земли?
Назовите самого быстроногого из зверей. В какой среде он обитает?
Слой атмосферы, задерживающий опасное излучение из космоса.
Многолетний режим погоды.
Чемпион по скорости полета среди птиц.
Территория, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества.
Международная экологическая организация (в переводе «Зеленый мир»).
Рефлексия
У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная).
Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».
Карточка желтого цвета обозначает: « Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов».