kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развивающее обучение на уроках биологии в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой разработку обобщающего урока по курсу природоведения 5 класса в конце учебного года. Урок может быть проведен в классах, работающих по линии учебников по биологии под редакцией Н.И.Сонина. Урок проходит в форме игры «Счастливый случай». Учащиеся класса делятся на две команды, выбираются капитаны, команды придумывают себе название, связанное с естествознанием. За правильные ответы команды получают баллы или другие символы (конфеты, жетоны и т.п.).

Тип урока: Урок обобщения и повторения знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока: систематизация изученного материала; выявление уровня овладения системой знаний и умений, опыта творческой деятельности.

Образовательные: повторить изученный материал, расширить и углубить его; повысить качество знаний; активизировать творческую деятельность учащихся.

Развивающие: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения работать в команде, анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные: содействовать созданию в классе доброжелательных межличностных отношений; воспитывать уважение к собственному труду и труду одноклассников, прививать культуру труда; осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1.

2.

3.

Коммуникативные УУД

1.

2.

3.

Регулятивные УУД

1.

2.

3.

4.

5.

Личностные УУД

1.

2.

3.

4.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, интеллектуальная игра.

Методы: частично-поисковый.

Литература: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение, 5 класс», Москва, Дрофа-2013

Оборудование: проектор,  компьютер,  экран,  карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Совместная постановка целей и задач урока.
  3. Основное содержание.

Первый конкурс «Разминка»

Командам по очереди предлагаются вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет». За каждый правильный ответ команда получает один балл. (Слайд 3)

Вопросы:

  1. Назовите науку, изучающую вещества и их превращения.
  2. Метод изучения природы, при котором используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, часы и т.д.
  3. Назовите планету, получившую название в честь богини любви и красоты.
  4. Красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получившая название в честь древнеримского бога войны.
  5. Новая земля, Гренландия, Сахалин. Что это?
  6. Кракатау, Везувий, Ключевская Сопка. Что перечислено?
  7. Животное, никогда не пьющее воду. Питается листьями эвкалипта.
  8. В какой зоне преобладают мхи, лишайники, карликовые деревья.

 

Командам по очереди необходимо назвать составные части увеличительных приборов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

(Слайд 4)

1-й гейм «Дальше…дальше…дальше…»

Участники должны ответить за 1-2 минуты на 15 вопросов.

 (Слайды 6-7).

1 команда

  1. Сколько материков на Земле?
  2. Самый большой материк.
  3. На какие две части света делиться материк Евразия?
  4. Какого газа больше в составе воздуха?
  5. Водная оболочка Земли.
  6. Самый холодный океан.
  7. Сахара – это…
  8. Кордильеры – это…
  9. В какой зоне почти нет влаги?
  10. Пингвины обитают в ….
  11. Наука, изучающая небесные тела.
  12. Раскаленные небесные тела.
  13. Самая близкая к Земле звезда.
  14. Самая близкая к Солнцу планета.
  15. «Падающие звезды» – это …

2 команда

  1. Сколько всего на земле океанов?
  2. Самый маленький материк.
  3. Самый холодный материк.
  4. Каким газом дышит человек?
  5. Воздушная оболочка земли.
  6. Самый большой океан.
  7. Нил – это…
  8. Гималаи – это…
  9. В какой зоне мало тепла, многолетняя мерзлота?
  10. Кенгуру обитают в …
  11. Наука, изучающая живую природу.
  12. Девять небесных тел, вращающихся вокруг Солнца.
  13. Самая далекая от Солнца планета.
  14. Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.
  15. Небольшие, неправильной формы небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца.

2-й гейм «Темная лошадка».

Участники должны угадать о ком идет речь.

 (Слайды 9-14).

  1. Какой итальянский ученый был вынужден скитаться по странам Европы, уходя от преследований церкви за свои убеждения, был сожжен в Риме в 1600 г.?
  2. Назовите польского ученого, доказавшего, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.
  3. Назовите польского ученого, доказавшего, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.
  4. Шведский ученый. Дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, предложил классификацию организмов.
  5. Назовите исследователя северных морей и восточных берегов нашей страны, который открыл пролив между Азией и Северной Америкой.
  6. Кто возглавил первое русское кругосветное плавание?

3-й гейм «Заморочки из бочки».

Участники должны определить царства живой природы, назвать типы животных клеток и органоиды растительной клетки.

 (Слайды 16-19).

4-й гейм «Ты мне – я тебе».

Вопросы заранее готовятся командами с использованием ЦОР. (Слайды 21-26).

  1. Предположите, как отразился на численности диких животных загонный тип охоты?
  2. Подумайте, к каким положительным изменениям в жизни человека привело пашенное земледелие? Как оно повлияло на природу?
  3. При переходе человека к пашенному земледелию появились новые виды животных и сорта растений, которых раньше не было в природе. Подумайте и предположите, почему так произошло?
  4. Подумайте, к каким положительным
  5. и отрицательным последствиям могло привести одомашнивание диких животных?
  6. Особенно опасен пластиковый и стеклянный мусор. Подумайте и предположите, почему? Как противостоять росту бытовых отходов?
  7. Что происходит, когда нефть попадает в воду? Как нефтяные пятна губят животных, находящихся в воде? Каким образом они убивают птиц?

5-й гейм

«Гонка за лидером»

  1. Назовите планету, которая совершает один оборот вокруг Солнца за 250 лет.
  2. Как называется единица измерения расстояния между звездами?
  3. Из чего в основном состоит ядро Земли?
  4. Назовите самого быстроногого из зверей. В какой среде он обитает?
  5. Слой атмосферы, задерживающий опасное излучение из космоса.
  6. Многолетний режим погоды.
  7. Чемпион по скорости полета среди птиц.
  8. Территория, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества.
  9. Международная экологическая организация (в переводе «Зеленый мир»).

Рефлексия

У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная).

Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

Карточка желтого цвета обозначает: « Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно».

Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов».

Оцените урок с помощью этих карточек.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развивающее обучение на уроках биологии в 5 классе »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска

имени Родионова Е.Н.

454078 г.Челябинск, ул. Вагнера, 70-а тел.: 256-70-48,

Email: mou68imrodionovaen@mail.ru



Обобщающий урок природоведения в 5 классе в конце учебного года


Пояснительная записка


Автор: Осадчая Светлана Станиславна, учитель химии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 68 г. Челябинска имени Е. Н. Родионова.

Данный материал представляет собой разработку обобщающего урока по курсу природоведения 5 класса в конце учебного года. Урок может быть проведен в классах, работающих по линии учебников по биологии под редакцией Н.И.Сонина. Урок проходит в форме игры «Счастливый случай». Учащиеся класса делятся на две команды, выбираются капитаны, команды придумывают себе название, связанное с естествознанием. За правильные ответы команды получают баллы или другие символы (конфеты, жетоны и т.п.).

Тип урока: Урок обобщения и повторения знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока: систематизация изученного материала; выявление уровня овладения системой знаний и умений, опыта творческой деятельности.

Образовательные: повторить изученный материал, расширить и углубить его; повысить качество знаний; активизировать творческую деятельность учащихся.

Развивающие: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения работать в команде, анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные: содействовать созданию в классе доброжелательных межличностных отношений; воспитывать уважение к собственному труду и труду одноклассников, прививать культуру труда; осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебным материалом.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения терминов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать рисунки, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, интеллектуальная игра.

Методы: частично-поисковый.

Литература: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение, 5 класс», Москва, Дрофа-2013

Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Совместная постановка целей и задач урока.

  3. Основное содержание.

Первый конкурс «Разминка»

Командам по очереди предлагаются вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет». За каждый правильный ответ команда получает один балл. (Слайд 3)

Вопросы:

  1. Назовите науку, изучающую вещества и их превращения.

  2. Метод изучения природы, при котором используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, часы и т.д.

  3. Назовите планету, получившую название в честь богини любви и красоты.

  4. Красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получившая название в честь древнеримского бога войны.

  5. Новая земля, Гренландия, Сахалин. Что это?

  6. Кракатау, Везувий, Ключевская Сопка. Что перечислено?

  7. Животное, никогда не пьющее воду. Питается листьями эвкалипта.

  8. В какой зоне преобладают мхи, лишайники, карликовые деревья.


Командам по очереди необходимо назвать составные части увеличительных приборов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

(Слайд 4)


1-й гейм «Дальше…дальше…дальше…»

Участники должны ответить за 1-2 минуты на 15 вопросов.

(Слайды 6-7).

1 команда

  1. Сколько материков на Земле?

  2. Самый большой материк.

  3. На какие две части света делиться материк Евразия?

  4. Какого газа больше в составе воздуха?

  5. Водная оболочка Земли.

  6. Самый холодный океан.

  7. Сахара – это…

  8. Кордильеры – это…

  9. В какой зоне почти нет влаги?

  10. Пингвины обитают в ….

  11. Наука, изучающая небесные тела.

  12. Раскаленные небесные тела.

  13. Самая близкая к Земле звезда.

  14. Самая близкая к Солнцу планета.

  15. «Падающие звезды» – это …


2 команда

  1. Сколько всего на земле океанов?

  2. Самый маленький материк.

  3. Самый холодный материк.

  4. Каким газом дышит человек?

  5. Воздушная оболочка земли.

  6. Самый большой океан.

  7. Нил – это…

  8. Гималаи – это…

  9. В какой зоне мало тепла, многолетняя мерзлота?

  10. Кенгуру обитают в …

  11. Наука, изучающая живую природу.

  12. Девять небесных тел, вращающихся вокруг Солнца.

  13. Самая далекая от Солнца планета.

  14. Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.

  15. Небольшие, неправильной формы небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца.


2-й гейм «Темная лошадка».

Участники должны угадать о ком идет речь.

(Слайды 9-14).

  1. Какой итальянский ученый был вынужден скитаться по странам Европы, уходя от преследований церкви за свои убеждения, был сожжен в Риме в 1600 г.?

  2. Назовите польского ученого, доказавшего, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.

  3. Назовите польского ученого, доказавшего, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.

  4. Шведский ученый. Дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, предложил классификацию организмов.

  5. Назовите исследователя северных морей и восточных берегов нашей страны, который открыл пролив между Азией и Северной Америкой.

  6. Кто возглавил первое русское кругосветное плавание?


3-й гейм «Заморочки из бочки».

Участники должны определить царства живой природы, назвать типы животных клеток и органоиды растительной клетки.

(Слайды 16-19).


4-й гейм «Ты мне – я тебе».

Вопросы заранее готовятся командами с использованием ЦОР. (Слайды 21-26).


  1. Предположите, как отразился на численности диких животных загонный тип охоты?

  2. Подумайте, к каким положительным изменениям в жизни человека привело пашенное земледелие? Как оно повлияло на природу?

  3. При переходе человека к пашенному земледелию появились новые виды животных и сорта растений, которых раньше не было в природе. Подумайте и предположите, почему так произошло?

  4. Подумайте, к каким положительным

  5. и отрицательным последствиям могло привести одомашнивание диких животных?

  6. Особенно опасен пластиковый и стеклянный мусор. Подумайте и предположите, почему? Как противостоять росту бытовых отходов?

  7. Что происходит, когда нефть попадает в воду? Как нефтяные пятна губят животных, находящихся в воде? Каким образом они убивают птиц?


5-й гейм

«Гонка за лидером»


  1. Назовите планету, которая совершает один оборот вокруг Солнца за 250 лет.

  2. Как называется единица измерения расстояния между звездами?

  3. Из чего в основном состоит ядро Земли?

  4. Назовите самого быстроногого из зверей. В какой среде он обитает?

  5. Слой атмосферы, задерживающий опасное излучение из космоса.

  6. Многолетний режим погоды.

  7. Чемпион по скорости полета среди птиц.

  8. Территория, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества.

  9. Международная экологическая организация (в переводе «Зеленый мир»).

Рефлексия

У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная).

Карточка зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

Карточка желтого цвета обозначает: « Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно».

Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов».

Оцените урок с помощью этих карточек.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Развивающее обучение на уроках биологии в 5 классе

Автор: Осадчая Светлана Станиславна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "« Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках биологии». "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-kompietientsii-u-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "111397"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407424686"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Интегрированный урок биологии и географии    «Природные зоны Южной Америки». "
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi-urok-biologhii-i-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-iuzhnoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "107701"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403376867"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока биологии"Многообразие водорослей" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-biologhii-mnoghoobraziie-vodorosliei-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128230"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415458550"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок биологии в 7 классе по теме: «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛЛЮСКОВ»"
    ["seo_title"] => string(74) "urok-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-obshchaia-kharaktieristika-molliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "277731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452960120"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация  наглядных пособий для работы на уроке биологии по теме   "Корень,типы корневых систем" "
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-naghliadnykh-posobii-dlia-raboty-na-urokie-biologhii-po-tiemie-korien-tipy-kornievykh-sistiem"
    ["file_id"] => string(6) "119806"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413531686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства