Биология 8 класс.
Тема. Возрастные периоды жизни. (слайд №1)
Цель: продолжить развитие общечеловеческих понятий о самовоспроизведении организмов, раскрыть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, познакомить с периодами формирования организма до 18 лет.
Задачи:
Образовательная — Закрепить ранее изученный материал по вопросам оплодотворения, эмбрионального развития зародыша, рождение человека; продолжить развитие общечеловеческих понятий о самовоспроизведении организмов, а также познакомимся с необратимыми процессами жизнедеятельности (аборт); раскрыть особенности роста и развития ребенка первого года жизни, познакомить с периодами формирования организма до 18 лет.
Воспитательная — воспитывать у учащихся ответственность, самостоятельность
Развивающие — продолжить формирование умений определять возрастные особенности строения организма человека; умения работать с книгой, таблицами. Развитие творческого мышления и интеллектуальных способностей учащихся. (слайд №2)
Оборудование: видеофильм "Прекращение беременности", брошюры "Как изменяется мальчик", "Как изменяется девочка".
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
- Орг. Момент
- Психологический настрой учащихся
- Повторение пройденного материала
А)Географический диктант (домик – да, прочерк – нет)
- В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид(да)
- Оплодотворение происходит в маточной трубе(да).
- Плацента образуется из зародышевых оболочек и слизистой оболочки матки (да).
- Кровь зародыша смешивается с кровью матери, объединяясь в общий кровоток(нет).
- Сосуды пуповины являются частью кровеносной системы зародыша (нет).
- Зародыш человека в своем развитии кратко повторяет исторический путь развития хордовых(да).
- Все органы у зародыша формируются к 6 месяцам(нет).
- Во время беременности многие железы внутренней секреции прекращают выделение гормонов(нет).
9. Беременность в норме длится 7 месяцев(нет).
- В пищевом рационе беременной женщины должны быть продукты, содержащие соли кальция, железа(да).
- Беременным женщинам необходимо есть "за двоих"(нет).
- Плод выходит из матки вперед головой(да).
- При родах ослабляются связки, удерживающие кости таза, таз расширяется(да).
- Первый крик ребенка связан с возбуждением дыхательного центра углекислым газом(да).
(проверка , выставление баллов) (слайд №3,4,5)
Б) «Мозговой штурм»
Какие физиологические процессы свойственные человеку вы запомнили с прошедшего урока ?(ответы учащихся : оплодотворение, эмбриональное развитие , беременность, роды, материнство)(слайд № 6)
В.
Все, что нам свято и дорого, озарено именем матери! Земля — кормилица — мать. Родина — мать! Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено ее именем.
Материнство — священный долг женщины. Отрицать материнство — отрицать жизнь. Сколько радости, доверия, любви у малыша, который тянет ручонки к своей маме.
Но к нашим словам благодарности мамам, не могут присоединиться дети, которые не родились.
В руках у меня дневник неродившегося ребенка.
Дневник нерожденного ребенка.
5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители этого еще не знают, но я уже есть. Я девочка. У меня будут светлые волосы и голубые глаза. Уже все определено, даже то, что я буду любить цветы.
19 октября. Некоторые говорят, что я еще не настоящий человек, что только моя мама существует. Но я настоящий человек, так же, как маленькая крошка хлеба — все же настоящий хлеб. Моя мама есть и я есть.
23 октября. Мой рот уже открывается. Только подумайте, где-то через год я буду смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет — МАМА.
25 октября. Сегодня мое сердце начало биться совершенно само. С этих пор оно будет спокойно биться всю жизнь, никогда не останавливаясь для отдыха. А через много лет оно устанет. Оно остановится, и тогда я умру.
2 ноября. Я вырастаю понемножку каждый день. Мои руки и ноги начинают принимать форму. Но мне придется еще долго ждать, прежде чем эти маленькие ножки поднимут меня, чтобы я смогла дотянуться до маминой руки, прежде чем эти маленькие ручки смогут собирать цветы и обнимать моего папу.
1 ноября. На моих руках начинают формироваться крошечные пальчики. Смешно — какие они маленькие! Я смогу гладить ими мамины волосы.
20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Ах, как она, наверное, счастлива! Ты счастлива, мама?
23 ноября. Мои мама и папа, наверное, думают, как меня назвать. Но они не знают, что я маленькая девочка. Я уже становлюсь такой большой.
10 декабря. У меня растут волосы. Они гладкие, светлые и блестящие. Интересно, какие волосы у мамы?
13 декабря. Я уже немножко могу видеть. Вокруг меня темно. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов. Но чего я хочу больше всего — это увидеть свою маму. Какая ты мама?
24 декабря. Интересно, моя мама слышит тихий стук моего сердца? Некоторые дети приходят в мир больными. Но мое сердце сильное и здоровое. Оно бьется так ровно: тук-тук, тук-тук. У тебя будет здо
ровая маленькая дочка!
28 декабря. Сегодня моя мама убила меня.
В конце 80 годов XX в. с помощью звуковой аппаратуры американский акушер-гинеколог Бернард Натонсон снял фильм.
Многие врачи, просмотрев фильм, навсегда отказались производить аборты.(слайд №7)
4.Просмотр фильма (слайд №10)
Аборт — это прерывание беременности! Это ужасно! (слайд №9)
Ребята какие выводы вы можете сделать просмотрев , этот фильм? Ребята какие выводы вы можете сделать просмотре , этот фильм? Как вы думаете почему множество врачей после просмотра фильма , отказались производить аборты.(ответы учащихся)
Будем считать, что наш разговор достигнет своей цели, если в будущем вы, ребята, вспомните его.
5. ну а сейчас мы переходим к изучению новой темы.
Я славлю миг Нет, он не плачет,
Рождения ребенка, Он совсем не плачет.
Когда впервые Пока мы вяжем
От шлепка руки Узел на пупке —
Он вдруг зальется Он радуется жизни,
Трепетно и звонко, Но иначе,
И расцветут глаза На непонятном
Как васильки. Взрослым языке.(слайд №10)
Ребята давайте вспомним, как называется процесс от момента зарождения до смерти (онтогенез)(слайд № 11)
Онтогенез делится на два периода
1.Эмбриональное
и с момента рождения человека начинается
2 постэмбриональный период развития, который является не менее важным для дальнейшего развития и на котором мы остановимся поподробнее (слайд №12-13)
1. период новорожденности или грудной период (слайд №14)
2. раннее детство (слайд №15)
3. дошкольный период(слайд №16)
4. школьный период (слайд №17)
5. подростковый период (слайд №18)
6. Учащимся раздаются буклеты о половом созревании и гигиене половых органов (прочитать и выучить дома)
1.Закрепление изученного материала.
На основании полученных знаний соотнесите события, происходящие с ребенком с первыми этапами его последовательного развития.
Периоды развития
События
1. период новорожденности или грудной
2. раннее детство
3. дошкольный период
4. школьный период
5. подростковый или юношеский период
А) большой интерес к окружающему миру
Б) происходит глубокая перестройка организма
В) ускоряется умственное развитие, и приобретаются новые навыки
Г)большую часть суток спит
Д) осваивает много двигательных навыков
Ответы: 1—г, 2—д, 3—а, 4—в, 5—б (слайд № 20)
Тестовые задания.
1. Молоко матери полезно, так как:
A.оно стерильно и содержит антитела
Б.содержит все необходимые для питания вещества.
В.по всем указанным причинам.
2.В каком периоде у ребенка происходит усиленный рост
А. от 1 до 3 лет
Б. от 3до 7 лет
В. От 7 до 17 лет
3.В каком возрастном периоде происходит любознательность ребенка
А. от 1 до 3 лет
Б. от 3до 7 лет
В. От 7 до 17 лет
4.Серьезный напряженный и достаточно упорный труд ребенка
А. веселье
Б. учение
В. отдых
5.Подросток — это человек в возрасте:
A.от 7—11 лет.
Б. от 11—17 лет.
B.от 16—20 лет.
6. прерывание беременности
А. беременность
Б. роды
В.аборт (слайд № 21-22)
Пока вы запишете в рабочую тетрадь незнакомые термины и дадите им определения я подведу итог ваших заданий и объявлю вам оценки за урок
Акселерация-…
Физиологическая зрелость -…
Психическая зрелость -…
Социальная зрелость -… (слайд №23)
6. подведение итогов
7. оценки
8.Домашнее задание. Изучить § 59, ответить на вопросы, выполнить задания к параграфу (слайд №24-25)