kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание у школьников добрых чувств к людям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, пришедшие в школу вместе с перестройкой, имеют как позитивные, так и не­гативные стороны. К позитивным следует от­нести повышенное внимание в воспитательном процессе к ребенку, его индивидуальности и самобытности, расширение границ свободы и жизнетворчества, а также развитие деловых качеств. К негативным сторонам относится не­который спад внимания к воспитанию нрав­ственных качеств личности  в частности, таких, как доброта с ее производными: сострадание, сопереживание, доброжелательность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание у школьников добрых чувств к людям»























.





















Изменения, пришедшие в школу вместе с перестройкой, имеют как позитивные, так и не­гативные стороны. К позитивным следует от­нести повышенное внимание в воспитательном процессе к ребенку, его индивидуальности и самобытности, расширение границ свободы и жизнетворчества, а также развитие деловых качеств. К негативным сторонам относится не­который спад внимания к воспитанию нрав­ственных качеств личности в частности, таких, как доброта с ее производными: сострадание, сопереживание, доброжелательность.

Крен в сторону воспитания качеств, диктуемых временем и перестройкой, ее прагматиче­ским началом, не замедлил дать свои всходы. В чем-то дети стали другими, все чаще и чаще можно услышать мнениe о дефиците доброты, в том числе и школьников. « Дети ста­ли более эгоистичными, дерзкими, непослyшны­ми» - такое мнение распространено сегодня о наших детях. Неслучайно все отчетливее прояв­ляется себя тенденция повышения внимания пере­довой части общества к издержкам воспитания и к необходимости его существенной корректи­ровки в сторону развития высших человеческих качеств. Так, все чаще стал подниматься вопрос о необходимости извлечения из запасников ста­рых добрых фильмов для детей, о выпуске но­вых добрых фильмов, чаще стали вспоминать добрые песни и стихи детей, да и сами слова доброта, добрый, доброжелательность стали зву­чать все чаще и чаще.

Отрадно, что хотя с опозданием, общест­венность и педагоги заговорили об актуальных на сегодняшний день задачах воспитания. Проблема воспитания доброты, сострадания и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

В.А. Сухомлинский указывал, что младший школьный возраст является благодатным пери­одом для пробуждения у детей добрых чувств к людям.

Возникает вопрос: в полной ли мере совре­менная школа использует свой и детский потен­циал для воспитания у школьников добрых чувств к людям, формирует ли она те чувства, к которым ребенок предрасположен от рождения?

Наблюдение за поведением младших школьников, как в школе, так и вне ее не дает положительного ответа на поставленный вопрос. Действует сила отрицательного примера со сто­роны взрослых, в том числе нередко и родите­лей, озабоченность которых благополучием и удачей часто затмевает или отодвигает на вто­рой план нравственныe ценности, а также быту­ющее искаженное представление о свободе как о вседозволенности.

Как уберечь школьников от воз­можного дурного влияния и предотвратить на­чало очерствления души? Что необходимо предпринять, чтобы уже в начальной школе ученик поверил в незыблемость нравственных основ жизни, которые не смогут быть вытеснен­ными новыми интересами, пристрастиями или обстоятельствами жизни.

Воспитание доброты вряд ли можно свести к каким-либо отдельным педагогическим сред­ствам. Воспитание души должно пронизывать собою весь воспитательный процесс, каждое его звено. Особое место в воспитании добрых чувств к людям занимает личность учителя. Может ли дойти до ребенка доброе слово недоб­рого по своей сути воспитателя? Конечно нет. ВОТ как учащиеся оценивают личность педаго­га, как бы интуитивно положив в основу его ха­рактеристики доброту: «Учительница у нас кра­сивая, потому что добрая и справедливая!».

В каждом слове воспитателя должны содер­жаться доброжелательные нотки, доброе





начало должно пронизывать всю область воспитания, а доброе отношение к ученикам- должно стать од­ним из важнейших критериев педагогической целесообразности в мерах воздействия на них.

Здесь мы касаемся темы педагогического такта, назначение которого состоит в умении грамотно расположить ученика к восприятию той или иной меры педагогического воздей­ствия, в том числе и требования, и осуждения, и даже наказания, настроив его соответствую­щим образом. Нотки, несущие в себе звуки добра, становятся аккумулятором действий учителя, их психической основой, смягчаю­щим началом.

Воспитанию доброго отношения к людям могут служить и специально организованные занятия (занятия клубного типа, утренники, бе­седы, просмотры фильмов с последующим об­суждением, разучивание стихотворений и песен с добрым началом, проведение тестов на само­оценку и т.п.). Каждое такое занятие подводит школьников к необходимым знаниям о гума­низме (и доброте, как об одном из его проявле­ний), о культуре поведения и общения. Знания, приобретенные учениками в процессе воспитательных занятий, смогут превратиться в убеж­дения лишь при условии, если они будут посто­янно подтверждаться и подкрепляться нагляд­ными примерами, в первую очередь примерами из опыта самих школьников, из их повседнев­ной жизни. Роль наглядного примера и умелого его анализа в воздействии на младших школь­ников трудно переоценить. Приведем пример соответствующей беседы.

Идет беседа на тему «Волшебные слова». От добрых слов дети, ведомые учителем, пе­решли к разговору о добрых делах, добрых пос­тупках. И вот встает девочка и бойко рассказы­вает, как она помогла женщине с палочкой под­нести тяжелую сумку. Тут же, повернувшись к своей подружке и указывая на нее пальцем, го­ворит: -А Лена не помогла, а еще смеялась надо мною, когда я помогала. Сказано это было с нотками победности в голосе. И вот уже весь класс смотрит на Лену, которая сидит красная и смущенная. Подруга публично унизила ее. «Молодец, - говорит учитель девочке. - Мо­лодец, что помогла. Кто еще расскажет о своих добрых делах, о добрых поступках? Достаточ­но ли было такой реакции учителя? Конечно, нет! Случай представился такой, что, поощряя девочку, нужно было выразить удивление ее то­ном и вернуться к теме «Волшебные слова». Главный урок, который ученики должны были извлечь из этой части беседы: добрые дела не любят шума.

К сожалению, в школьной практике прихо­дится встречаться и с более грубыми ошибками, а иногда и совершенно недозволенными прие­мами воздействия на учащихся.

Одна из телевизионных передач познакоми­ла аудиторию с учительницей начальных клас­сов (с сорокалетним стажем работы), которая решила проучить школьника, плюющегося на товарищей по классу. Учитель собрала всех в круг и, поставив в центре провинившегося, каж­дому разрешила ответить тем же обидчику, т.е. плюнуть на нeгo.

Аудитория (в которой присутствовали и учителя) разделилась на две части: одни в гнев­ной и категоричной форме осуждали такого, с позволения сказать, учителя; другие пытались оправдать ее, приводя в качестве аргумента не­достаток строгости во взаимоотношениях с детьми.

Бесспорно присоединяясь к тем, кто не могут ужаснуться по поводу такой «Находки» учи­теля, попытаемся порассуждать в русле возник­шего сюжета.





Упростим, а заодно приблизим к реальности представленную ситуацию. Допустим, что в классе действительно есть мальчик с такой дур­ной привычкой. Допустим и то, что в классе нашлись такие ученики, которые, решив ото­мстить обидчику, ответили ему тем же. Первое, что, несомненно, должно озадачить учителя, ­это вопрос, почему такое могло произойти в его классе? Дальнейшие его размышления должны касаться непосредственно мальчика, с которого началась эта неприглядная история. Учителю стоит задуматься, почему мальчик позволяет вести себя так непристойно, что могло побудить его к такого рода поступкам? Ведь не исключе­но, что мальчика не любят в классе, и таким спо­собом он решил отомстить обидчикам. Возмож­но, что такого рода поведение является для него формой самоутверждения, а также не исключе­но и то, что для мальчика это своеобразная игра, в которой он видит себя героем, выступающим против всех. Но, скорее всего, это результат то­го, что поступок не был пресечен своевременно и мальчику не разъяснили, насколько некраси­во такое поведение.

Главное, что, на наш взгляд, необходимо сде­лать, - это привлечь класс к анализу и оценке происходящего. Беседу необходимо начать с вопроса: «Как вы относитесь к поступку вашего товарища, который позволяет себе плеваться на вас? Можете ли вы одобрить такой поступок?, Несомненно, что большинство школьников да­дут отрицательный ответ. Затем учитель должен спросить: «Как вы относитесь к тому, что некоторые из вас отвечают обидчику тем же неблаговидным способом, Т.е. посылают ответ­ные плевки? Оправдываете ли вы это? В этом случае найдутся не только такие, кто осудит, но и такие, кто оправдает, оценит такой поступок как справедливый: «Так ему и надо. «Как он, так и мы . Тогда возникает основание для бе­седы на другую тему.

Скорее всего, с помощью психологического расчета учителю удастся добиться переоценки неблаговидных поступков, и не только со сто­роны тех, кто не поддался искушению ото­мстить за себя или за своих товарищей, но и со стороны тех, кто этого искушения не смог из­бежать. В чем же состоит психологический расчет? В том, что оценочные суждения школьников, касающиеся поведения того, кто первым поступил плохо, соотносятся с оцен­кой собственного поведения (Ведь я тоже поступил некрасиво! ). В возникшей ситуа­ции легче признать свою оплошность и тому, кто первым поступил плохо («Ведь учитель и одноклассники осудили не только меня, но и тех, кто мне подражал.» ).

Гуманистическое направление в воспитании требует от учителя чрезвычайной осторожности и гибкости, умения проектировать конечный результат и подходить к оценке результата воз­действия с позиции нравственных критериев. К каким бы мерам педагогического воздействия учитель ни прибегал, в том числе и к наказанию, он и на минуту ни должен забывать о главном -­ни при каких обстоятельствах недопустимо унижение личности ребенка, его человеческого достоинства.

В заключение предложим стихотворе­ние, которое можно использовать с целью вос­питания у детей школьного возраста доброго отношения к людям.

Какой же ты извлек урок

и что возьмешь для жизни впрок?

Проверь себя на доброту,

Задай себе вопросы:





«Кто из дpузей в твоем кругy,

А кто знакомый просто?

Из близких с кем тебе тепло,

Чем отвечаешь на добро?

В почете ль бабушка и дед?

Пять, если да,

А если нет,

Спроси с себя построже ...

А сможешь ли простить того,

Кто вдруг тебя обидел?

В поступке ты увидел зло,

Иль зла ты не увидел?

Поведать можешь и о том,

Как дружишь ты с твоим котом

Иль с псом домашним тоже,

Не обижаешь ли кого?

Поставь еще вопросы ...

И оцени себя ты сам,

Но будь к себе построже ...



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание у школьников добрых чувств к людям

Автор: Вороная Инна Николаевна

Дата: 06.09.2020

Номер свидетельства: 557031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Мастер-класс  «Сад добродетелей» (Духовно-нравственное воспитание школьников через активные формы обучения) "
    ["seo_title"] => string(118) "mastier-klass-sad-dobrodietieliei-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-shkol-nikov-chieriez-aktivnyie-formy-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434469218"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Родительское собрание "О воспитанности" "
    ["seo_title"] => string(40) "roditiel-skoie-sobraniie-o-vospitannosti"
    ["file_id"] => string(6) "176483"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424428541"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(70) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "152446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420841705"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование толерантности у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-tolierantnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) ""Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников". "
    ["seo_title"] => string(130) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-chuvstv-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "135172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858450"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства