kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ « СОШ №4»

 

 

 

 

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Маракова Надежда Алфеевна,

                                                                           учитель математики МБОУ «СОШ№4»,

                                                                 высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

                                                  г Череповец

                                                        2014г.

 

 

В современной России и мире в целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Духовно-нравственное воспитание- это реальная возможность восстановления социального института, преемственного по отношению к лучшим педагогическим традициям прошлого и способного ответить на вызовы времени.

Для раскрытия содержания  духовно-нравственного воспитания необходима единая трактовка что есть «нравственность», «духовность». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук. «Духовность»-это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу; стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу. «Нравственность»-это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Духовность и нравственность существуют в неразрывном  единстве.

Духовно-нравственное воспитание формирует у человека: 
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного здоровья (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

 Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Преподавая математику, учителя стараются быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет. Считается, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.  Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Для ребят выполнение рутинных преобразований, как наказание, а не воспитание нравственности. Поэтому  надо показывать такие воспитательные моменты на уроке, чтобы оставили след в душе ребенка. Это можно сделать   на  нетрадиционном уроке.
 На таких уроках можно много говорить о прекрасном. Например,  на своих уроках я очень часто использую стихи разных авторов, связывая их с музыкой во время математической паузы, чтение стихов о прекрасном всегда завораживает детей, они внимательно слушают и в тоже время отдыхают, приводят свой ум в порядок. На уроках математики мы часто отправляемся в путешествие и по страницам сказок, и по Вологодчине, и даже в космос. Перед праздником Победы я стараюсь настроить детей на героический лад, с помощью военных стихов и песен. Обычные тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.  Глубоко продуманный  отбор  содержания учебного  материала,  показ  богатства,  заключенного  в  научных   знаниях, являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный  материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает  их  воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он  находится в состоянии ожидания чего-то нового.
           Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. Урок получается насыщенный, красочный, а главное развивает мировоззрение у детей.

Для учителя   нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.


           Я пришла к выводу,  что духовно-нравственное воспитание на уроках  математики является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики »

МБОУ « СОШ №4»









ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.















Маракова Надежда Алфеевна,

учитель математики МБОУ «СОШ№4»,

высшая квалификационная категория











г Череповец

2014г.


В современной России и мире в целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Духовно-нравственное воспитание- это реальная возможность восстановления социального института, преемственного по отношению к лучшим педагогическим традициям прошлого и способного ответить на вызовы времени.

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания необходима единая трактовка что есть «нравственность», «духовность». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук. «Духовность»-это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу; стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу. «Нравственность»-это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве.

Духовно-нравственное воспитание формирует у человека: 
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного здоровья (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Преподавая математику, учителя стараются быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет. Считается, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.  Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Для ребят выполнение рутинных преобразований, как наказание, а не воспитание нравственности. Поэтому надо показывать такие воспитательные моменты на уроке, чтобы оставили след в душе ребенка. Это можно сделать на нетрадиционном уроке.
На таких уроках можно много говорить о прекрасном. Например, на своих уроках я очень часто использую стихи разных авторов, связывая их с музыкой во время математической паузы, чтение стихов о прекрасном всегда завораживает детей, они внимательно слушают и в тоже время отдыхают, приводят свой ум в порядок. На уроках математики мы часто отправляемся в путешествие и по страницам сказок, и по Вологодчине, и даже в космос. Перед праздником Победы я стараюсь настроить детей на героический лад, с помощью военных стихов и песен. Обычные тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. Глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. Урок получается насыщенный, красочный, а главное развивает мировоззрение у детей.

Для учителя нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.


Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках математики является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.









































ЛИТЕРАТУРА:
1. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М., 1974.
2. Глейзер Г.И., История математики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1964.
3 . Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Духовно-нравственная культура в школе. Альманах 2 под редакцией игумена Ященко,2009


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики

Автор: Маракова Надежда Алфеевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152446

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства