Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики
МБОУ « СОШ №4»
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Маракова Надежда Алфеевна,
учитель математики МБОУ «СОШ№4»,
высшая квалификационная категория
г Череповец
2014г.
В современной России и мире в целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Духовно-нравственное воспитание- это реальная возможность восстановления социального института, преемственного по отношению к лучшим педагогическим традициям прошлого и способного ответить на вызовы времени.
Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания необходима единая трактовка что есть «нравственность», «духовность». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук. «Духовность»-это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу; стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу. «Нравственность»-это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве.
Духовно-нравственное воспитание формирует у человека:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного здоровья (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.
Преподавая математику, учителя стараются быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет. Считается, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Для ребят выполнение рутинных преобразований, как наказание, а не воспитание нравственности. Поэтому надо показывать такие воспитательные моменты на уроке, чтобы оставили след в душе ребенка. Это можно сделать на нетрадиционном уроке.
На таких уроках можно много говорить о прекрасном. Например, на своих уроках я очень часто использую стихи разных авторов, связывая их с музыкой во время математической паузы, чтение стихов о прекрасном всегда завораживает детей, они внимательно слушают и в тоже время отдыхают, приводят свой ум в порядок. На уроках математики мы часто отправляемся в путешествие и по страницам сказок, и по Вологодчине, и даже в космос. Перед праздником Победы я стараюсь настроить детей на героический лад, с помощью военных стихов и песен. Обычные тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. Глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. Урок получается насыщенный, красочный, а главное развивает мировоззрение у детей.
Для учителя нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках математики является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики »
МБОУ « СОШ №4»
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Маракова Надежда Алфеевна,
учитель математики МБОУ «СОШ№4»,
высшая квалификационная категория
г Череповец
2014г.
В современной России и мире в целом складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Духовно-нравственное воспитание- это реальная возможность восстановления социального института, преемственного по отношению к лучшим педагогическим традициям прошлого и способного ответить на вызовы времени.
Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания необходима единая трактовка что есть «нравственность», «духовность». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук. «Духовность»-это устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу; стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу. «Нравственность»-это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве.
Духовно-нравственное воспитание формирует у человека: - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного здоровья (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни); - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.
Преподавая математику, учителя стараются быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет. Считается, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Для ребят выполнение рутинных преобразований, как наказание, а не воспитание нравственности. Поэтому надо показывать такие воспитательные моменты на уроке, чтобы оставили след в душе ребенка. Это можно сделать на нетрадиционном уроке. На таких уроках можно много говорить о прекрасном. Например, на своих уроках я очень часто использую стихи разных авторов, связывая их с музыкой во время математической паузы, чтение стихов о прекрасном всегда завораживает детей, они внимательно слушают и в тоже время отдыхают, приводят свой ум в порядок. На уроках математики мы часто отправляемся в путешествие и по страницам сказок, и по Вологодчине, и даже в космос. Перед праздником Победы я стараюсь настроить детей на героический лад, с помощью военных стихов и песен. Обычные тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. Глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. Урок получается насыщенный, красочный, а главное развивает мировоззрение у детей.
Для учителя нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках математики является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М., 1974. 2. Глейзер Г.И., История математики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1964. 3 . Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Духовно-нравственная культура в школе. Альманах 2 под редакцией игумена Ященко,2009