Просмотр содержимого документа
«Умение слушать и слышать.»
Игры и упражнения
на развитие умения слушать и слышать
Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, коммуникативная компетентность младшего школьника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему школьному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения'.
сотрудничать;
слушать и слышать;
воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
говорить самому.
Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у школьников часто остается за пределами внимания. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечеткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.
Ниже представлен блок игр и упражнений на развитие умения активно слушать, который направлен на решение нескольких задач.
В основу блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно. При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:
продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:
на систему ценностей,
на ответственность,
на личное достоинство и уважение этого достоинства,
на индивидуальность и своеобразие,
на независимость от других людей,
на собственные мысли,
на отстаивание своих прав.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
на развитие умения активно слушать
Задачи
развивать вербальную и невербальную коммуникацию;
учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
развивать слуховое восприятие и память;
учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них; учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
Кто это?
Какое у него настроение?
Какие чувства (эмоции) он испытывает?
Почему? Что с ним случилось?
Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Пантомимические этюды
Описание упражнения
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
-маленькая девочка в хорошем настроении;
-старик;
-уставший человек;
-смелый человек и т.д.
Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.
Описание упражнения.
Собери чемодан.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй
«путешественник»и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.
Первый вариант.
Эхо.
Описание игры
Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.
Второй вариант.
Воспитатель разделяет детей на две команды. Одна из команд – «выдумщики», другая – «эхо».
Команда «выдумщиков» советуется и решает, кто и какое слово назовет по определенной теме. Затем игроки этой команды поочередно произносят задуманные слова и спрашивают команду «эхо»: «Какое слово сказал Витя (Коля и т.д.)? Команда
«эхо» должна дружно отвечать на вопросы команды –соперницы. Затем команды меняются местами, игра возобновляется.
Взаимное цитирование.
Описание игры.
Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой ,называя кого –нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого –нибудь другого, например,: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя ,например, глядя куда-то вверх.
Почта.
Описание игры.
Ведущий игры – педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:
Ведущий: Динь – динь – динь. Дети: Кто там?
Ведущий: Почта.
Дети: Откуда? Ведущий: Из Рязани.
Дети: А что там делают?
Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т.д.)
Кто ты?
Описание игры.
Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них ,игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например ,водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает :
Кто ошибается, Тот попадается!
Кто засмеётся, тому плохо придется!
Далее следует диалог, например:
Кто ты ?
Метла.
А что ты ел сегодня утром?
Метлу.
А на чем ты приехал в детский сад?
На метле. И так далее.
Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся ) ,водящий меняется.
Что в сундучке?
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Описание игры.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или
«нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке , становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Картинная галерея.
Оснащение: картины, названия которых известны детям.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них, которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит
-Все картины хороши, Но одна лучше!
Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему.
Ребенок, который первым назовет загаданную картину, становится водящим, игра возобновляется.
Азбука почемучек.
Оснащение: алфавит.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг. Педагог говорит :
- Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры.
Например :
А: абрикос – это фрукт или овощ? Б: банан, какого цвета? И т.д.
Интервью
Оснащение : микрофоны (по количеству пар участников)
Описание игры.
Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты» ,другая –
«журналисты» Педагог говорит:
- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например : Город, в котором я живу»
Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?
Педагог выступает в роли наблюдателя.
Выигрывает пара, которая ,по мнению большинства детей ,наиболее удачно сыграла свои роли.
Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.
Пум – пум - пум.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Педагог говорит :
Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум» . «Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.
Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.
Например :
Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?
Для чего «Пум – пум –пум» нужен ?
Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?
И так далее.
Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением. Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
Скажи по –другому.
Оснащение: фишки.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Педагог говорит:
- Я буду произносить предложения , в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, по значению словом.
Будьте внимательны – смысл предложения не должен измениться. Примеры предложений:
Девочка торопиться в школу:
Мама смотрит в окно:
Вчера Толя был грустным;
Сегодня Толя весело хохочет. И так далее.
Ребенок, который первым дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.