kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Слова с непроизносимыми согласными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Слова с непроизносимыми согласными»

Цели: - создать условия для наблюдения над словами с непроизносимыми

             согласными и для выявления способа проверки этих слов;

           - учить видеть данную орфограмму в словах;

           - формировать у учащихся учебно-организационные умения: определять

             цель, планировать, контролировать свою деятельность;

           - воспитывать внимательное отношение к слову.

 

Оборудование: карточки со словами для наблюдения, карточки с текстом и тестом,    

                           алгоритм проверки непроизносимых согласных.

Ход урока:

I.Психологический настрой.

Дети садятся и закрывают глаза, слушают учителя, и последнее слово каждой фразы говорят хором.

 У: На уроке ваши глаза внимательно смотрят и всё…

 Д: видят.

 У: Уши внимательно слушают и всё…

 Д: слышат.

 У: Голова хорошо…

 Д: думает.

 

- Итак, начинаем урок русского языка. Какие основные учебные умения помогут на уроке? (умение слушать, слышать, думать).

вывешиваю условные знаки

II.Каллиграфическая минутка.

  - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  - С чего начнём работу? (с каллиграфической минутки)

  - С какой целью мы её проводим? (чтобы учиться писать красиво, учить себя)

на доске в четыре столбика записаны буквы

      б       к       х       у

     в       д       т       д

     з       с       и       в

     л       п       л       з

  - Рассмотрите внимательно буквы и в каждом столбике найдите «лишнюю» по написанию.        (1ст. – л, 2ст. – д, 3ст. – т, 4ст. – в)

  - Почему именно эти буквы в каллиграфической минутке? (с ними как-то связана тема сегодняшнего урока)

     тл                                                    дв

  - Что общего? (это буквы согласных звуков)

III.Ввод в тему.

  - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о согласных)

  - Какую единицу речи образуют согласные вместе с гласными? (слово)

на доске пишу: «Слова с … согласными»

  - Что ещё необходимо уточнить в теме? (с какими согласными)

      - Правописание каких согласных мы уже рассматривали? (парных, двойных)

 

Проблема!

Выяснить, какие это согласные

    - Когда вы утром заходите в класс, вы приветствуете всех словом…

                                                   ЗДРАВСТВУЙТЕ

-Я надеюсь, что сегодня будет ярко светить осеннее…

                                                   СОЛНЦЕ

- И у вас на…                            СЕРДЦЕ

   никогда не будет…               ГРУСТНО.

выделенные слова на карточках на доске

- Произнесите эти слова по очереди. Что вы заметили? (не все согласные в середине слова произносятся). 

- Какие согласные не произносятся, а буквы пишутся? ( В, Л, Д, Т)

записываю на доске

 

- Почему же тогда пишем эти буквы? (есть родственные слова, в которых эти согласные звуки произносятся, а мы знаем, что корни родственных слов пишутся одинаково; например, сердечко, грусть и т.д.)

- В какой части слова находятся согласные? (в корне, выделяем корень)

- О каких же согласных идёт речь сегодня на уроке? (о непроизносимых)

IV.Тема и целеполагание.

- Какова тема урока? (слова с непроизносимыми согласными)

- Какие вопросы зададим к теме? (что я знаю, что я не знаю)

             Я ЗНАЮ                                Я НЕ ЗНАЮ

     Непроизносимые согласные          Можно ли их проверить?

               В, Д, Л, Т                                 Если можно, то как? (алгоритм)

 

V.Выявление способа проверки.

- Как вы думаете, можно ли проверить непроизносимые согласные?

- Как? (надо поставить в сильную позицию)

- Какая позиция будет сильной для слов с непроизносимыми согласными? (та, где все звуки произносятся чётко)

- Давайте проверим наш вывод. Подберите к данным словам проверочные слова.

Дети записывают в тетради и на доске

    здоровье - здравствуйте

    сердечко – сердце

    солнышко – солнце

    грусть – грустно

- А теперь давайте сравним наш вывод с выводом учебника. Откройте учебник на странице 116 и прочитайте вывод.

- Мнения совпали?

VI.Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных.

- А теперь поработаем в группах. Вы попробуете составить и записать алгоритм проверки непроизносимых согласных. Какие правила работы в группе вам понадобятся?

Работают в группах, обсуждаем алгоритмы и приходим к единому.

1.Произношу слово.

2.Есть ли опасное место?

3.Если есть, то подбираю однокоренное слово, в котором все звуки произносятся чётко.

4.Сравниваю слова.

5.Пишу слово.

6.Контролирую.

- Зачем нужен этот алгоритм? (чтобы правильно писать слова)

VII.Закрепление.

1. Работа с текстом.

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.

Прочитай текст. Спиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными.

Наступил весёлый праздник. Стоит хорошая  погода. Счастливые и радостные люди улыбаются друг другу. Всем весело.

выполняют задание самостоятельно

- Какие предложения вы выписали?

- Найдите слова с непроизносимыми согласными (праздник, счастливые, радостные). Подчеркните эти слова.

- Что можете сказать об этих словах? (в них одинаковая орфограмма)

2. Работа со словарным словом.

- Какое слово «лишнее»? Почему?

   (праздник – сущ., непроверяемая орфограмма)

- Написание этого слова надо запомнить. Запишите его.

учащиеся записывают слово, обозначают ударение, безударную гласную, выделяют корень, зачитывают из этимологического словаря статью

- Слово «праздник» заимствовано из старо-славянского языка. Праздник буквально – «день, не занятый делами, свободный от работы».

- Подберите и запишите родственные слова, выделите корень (праздничный, отпраздновать).  Я записываю на доске.

- Что можно сказать о написании корня в этих словах? (одинаково)

 

     3. Работа в парах с остальными словами.

- А теперь поработаем с остальными словами в парах. Какое задание вы можете предложить? (среди слов, записанных на карточке, найти проверочные, доказать свой выбор)

- Что вам поможет? (алгоритм, мнение товарища)

                                 счастливо                                                               радоваться

счастливые             счастье                                  радостные                радость

                                 осчастливить                                                         радостно

работа в парах

- Проверяем. Назовите проверочное слово к слову «счастливые», «радостные».

- Почему вы решили, что эти слова являются проверочными?

- Что вам помогло при выполнении этого задания?

VIII.Итог урока.

- Подведём итог урока. Вернёмся к целям. Какое открытие мы сегодня сделали?

- Можем ли сегодня поставить цель на следующий урок? Какую?

- Спасибо за урок. Я довольна вашей работой, вашими оригинальными ответами.

- Кто может сказать, что его глаза внимательно смотрели и всё видели, уши всё слышали, а голова хорошо думала?

самооценка учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Слова с непроизносимыми согласными" »

Конспект урока русского языка в третьем классе

(по системе Л.В.Занкова)

Тема: «Слова с непроизносимыми согласными»

Цели: - создать условия для наблюдения над словами с непроизносимыми

согласными и для выявления способа проверки этих слов;

- учить видеть данную орфограмму в словах;

- формировать у учащихся учебно-организационные умения: определять

цель, планировать, контролировать свою деятельность;

- воспитывать внимательное отношение к слову.


Оборудование: карточки со словами для наблюдения, карточки с текстом и тестом,

алгоритм проверки непроизносимых согласных.


Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Дети садятся и закрывают глаза, слушают учителя, и последнее слово каждой фразы говорят хором.

У: На уроке ваши глаза внимательно смотрят и всё…

Д: видят.

У: Уши внимательно слушают и всё…

Д: слышат.

У: Голова хорошо…

Д: думает.


- Итак, начинаем урок русского языка. Какие основные учебные умения помогут на уроке? (умение слушать, слышать, думать).

вывешиваю условные знаки


  1. Каллиграфическая минутка.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- С чего начнём работу? (с каллиграфической минутки)

- С какой целью мы её проводим? (чтобы учиться писать красиво, учить себя)

на доске в четыре столбика записаны буквы

б к х у

в д т д

з с и в

л п л з

- Рассмотрите внимательно буквы и в каждом столбике найдите «лишнюю» по написанию. (1ст. – л, 2ст. – д, 3ст. – т, 4ст. – в)

- Почему именно эти буквы в каллиграфической минутке? (с ними как-то связана тема сегодняшнего урока)

тл дв

- Что общего? (это буквы согласных звуков)

  1. Ввод в тему.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о согласных)



- Какую единицу речи образуют согласные вместе с гласными? (слово)

на доске пишу: «Слова с … согласными»

- Что ещё необходимо уточнить в теме? (с какими согласными)

- Правописание каких согласных мы уже рассматривали? (парных, двойных)


Проблема!

Выяснить, какие это согласные

- Когда вы утром заходите в класс, вы приветствуете всех словом…

ЗДРАВСТВУЙТЕ

-Я надеюсь, что сегодня будет ярко светить осеннее…

СОЛНЦЕ

- И у вас на… СЕРДЦЕ

никогда не будет… ГРУСТНО.

выделенные слова на карточках на доске


- Произнесите эти слова по очереди. Что вы заметили? (не все согласные в середине слова произносятся).

- Какие согласные не произносятся, а буквы пишутся? ( В, Л, Д, Т)

записываю на доске


- Почему же тогда пишем эти буквы? (есть родственные слова, в которых эти согласные звуки произносятся, а мы знаем, что корни родственных слов пишутся одинаково; например, сердечко, грусть и т.д.)

- В какой части слова находятся согласные? (в корне, выделяем корень)

- О каких же согласных идёт речь сегодня на уроке? (о непроизносимых)


  1. Тема и целеполагание.


- Какова тема урока? (слова с непроизносимыми согласными)

- Какие вопросы зададим к теме? (что я знаю, что я не знаю)

Я ЗНАЮ Я НЕ ЗНАЮ

Непроизносимые согласные Можно ли их проверить?

В, Д, Л, Т Если можно, то как? (алгоритм)


  1. Выявление способа проверки.


- Как вы думаете, можно ли проверить непроизносимые согласные?

- Как? (надо поставить в сильную позицию)

- Какая позиция будет сильной для слов с непроизносимыми согласными? (та, где все звуки произносятся чётко)

- Давайте проверим наш вывод. Подберите к данным словам проверочные слова.

Дети записывают в тетради и на доске


здоровье - здравствуйте

сердечко – сердце

солнышко – солнце

грусть – грустно


- А теперь давайте сравним наш вывод с выводом учебника. Откройте учебник на странице 116 и прочитайте вывод.

- Мнения совпали?

  1. Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных.

- А теперь поработаем в группах. Вы попробуете составить и записать алгоритм проверки непроизносимых согласных. Какие правила работы в группе вам понадобятся?

Работают в группах, обсуждаем алгоритмы и приходим к единому.


  1. Произношу слово.

  2. Есть ли опасное место?

  3. Если есть, то подбираю однокоренное слово, в котором все звуки произносятся чётко.

  4. Сравниваю слова.

  5. Пишу слово.

  6. Контролирую.


- Зачем нужен этот алгоритм? (чтобы правильно писать слова)


  1. Закрепление.

1. Работа с текстом.

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.

Прочитай текст. Спиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными.

Наступил весёлый праздник. Стоит хорошая погода. Счастливые и радостные люди улыбаются друг другу. Всем весело.

выполняют задание самостоятельно


- Какие предложения вы выписали?

- Найдите слова с непроизносимыми согласными (праздник, счастливые, радостные). Подчеркните эти слова.

- Что можете сказать об этих словах? (в них одинаковая орфограмма)


2. Работа со словарным словом.

- Какое слово «лишнее»? Почему?

(праздник – сущ., непроверяемая орфограмма)

- Написание этого слова надо запомнить. Запишите его.

учащиеся записывают слово, обозначают ударение, безударную гласную, выделяют корень, зачитывают из этимологического словаря статью

- Слово «праздник» заимствовано из старо-славянского языка. Праздник буквально – «день, не занятый делами, свободный от работы».

- Подберите и запишите родственные слова, выделите корень (праздничный, отпраздновать). Я записываю на доске.

- Что можно сказать о написании корня в этих словах? (одинаково)


3. Работа в парах с остальными словами.

- А теперь поработаем с остальными словами в парах. Какое задание вы можете предложить? (среди слов, записанных на карточке, найти проверочные, доказать свой выбор)



- Что вам поможет? (алгоритм, мнение товарища)



счастливо радоваться

счастливые счастье радостные радость

осчастливить радостно

работа в парах

- Проверяем. Назовите проверочное слово к слову «счастливые», «радостные».

- Почему вы решили, что эти слова являются проверочными?

- Что вам помогло при выполнении этого задания?


  1. Итог урока.

- Подведём итог урока. Вернёмся к целям. Какое открытие мы сегодня сделали?

- Можем ли сегодня поставить цель на следующий урок? Какую?

- Спасибо за урок. Я довольна вашей работой, вашими оригинальными ответами.

- Кто может сказать, что его глаза внимательно смотрели и всё видели, уши всё слышали, а голова хорошо думала?


самооценка учащихся



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Слова с непроизносимыми согласными"

Автор: Понамарёва Наталья Алексеевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка на тему:"Непроизносимые согласные в корне слова". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nieproiznosimyie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "182760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425582883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_pravopisaniie_slov_s_nieproiznosimymi_soghlasny"
    ["file_id"] => string(6) "388694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486406017"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства