Организация проектной и исследовательской деятельности
младших школьников
«Если каждый человек на кусочке своей
земли сделал бы все, что он может, как
прекрасна была бы земля наша !»
А.П. Чехов
С 1 сентября 2011 года учащиеся первых классов всех образовательных уч-
реждений России начали обучаться по новому образовательному стандарту (Фе-деральный государственный стандарт начального общего образования — ФГОС
НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать и писать, счи-
тать и решать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать.
Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследова-
тельская деятельность.
Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Жаж-
да новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и эксперимен-
тировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассмат-
риваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому нужно по-настоя-
щему увлечь их предметом исследования. А предложить его может учитель, ру-
ководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «само-
стоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в ин-
формационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанной с
темой проекта, развивать критическое мышление. Начальное обучение проект-
ной деятельности — формирование и умение планировать свою деятельность
и осуществлять ее в соответствии с составленным планом.
Главная цель исследовательского обучения — стимулировать развитие
интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследова-
тельского поведения, а также формирование способности самостоятельно, твор-
чески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере
человеческой культуры. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи :
- обучение проведению учебных исследований младших школьников ;
ознакомление с научной картиной мира ;
Этапы исследовательской и проектной деятельности :
«Тренировочные занятия».
Выбор темы. Выбирая тему для исследования надо учитывать следующее :
детей и принести реальную пользу участникам исследования ;
тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности ;
тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относи-
тельно быстро.
Составление плана исследования.
Сбор материала.
Наблюдение и эксперимент.
«Узнать из книг».
Обобщение полученных данных.
Доклад.
Для того, чтобы действовать эффективно, учителю надо помнить правила :
всегда подходить к проведению этой работы творчески ;
учить детей действовать самостоятельно, избегать прямых инструкций ;
не сдерживать инициативу детей ;
не делать за них то, что они могут научиться делать самостоятельно ;
не спешить с вынесением оценочных суждений ;
помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний ;
ориентировать детей на собственные эксперименты и наблюдения ;
учить детей прослеживать связи между различными предметами ;
помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем
решения ;
Начинать такую работу целесообразно с первого класса.
Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной
школе является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащие-
ся, т. к. исследования носят несложный, простой характер.