Организация проектно – исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Организация проектно – исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Статья о проектно – исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей деятельность учителя должна быть направлена на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Начальная школа является основой для формирования азов исследовательской культуры, ведь исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектно – исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »
Хлобостин Наталья Геннадьевна
учитель начальных классов
МКОУ Нижнечеремошинской СОШ
Краснозерского района
Организация проектно – исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей деятельность учителя должна быть направлена на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Начальная школа является основой для формирования азов исследовательской культуры, ведь исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые
формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью.
К данной группе методов относятся: проектный метод и исследовательская деятельность. Метод проектов является технологией, которая позволяет учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям (ситуация неопределенности, кооперации и т.д.) и на основе различного предметного содержания. В работе с детьми наряду с исследовательской деятельностью использую и проектную деятельность. Они близки, хотя и имеют некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков).
На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. В учебной деятельности я чаще всего организую проектно-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации исследовательской деятельности. На факультативных занятия при углублённом изучении предмета больше возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учащимися учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Учащиеся с интересом работали над творческими проектами: «Моя малая родина», «Они сражались за Родину», «Кормушки для птиц», «В гости к осени», «Традиции моей семьи». Во время выполнения этих работ использовались информационно-коммуникационные технологии. Дети работали с обучающей презентацией, находили нужную информацию в Интернете, оформляли результаты работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня.
Работая над проектом «Моя малая родина», вместе мы изучили достопримечательности нашего родного села. Совершили экскурсии по памятным местам, возложили цветы к памятнику погибшим землякам в ВОВ. Ребята сочинили истории о защитниках родного края, сделали презентации, выполнили рисунки, организовали выставку. Я учу детей формулировать тему, определить цель и задачи исследования, выделить этапы работы, что важно для создания исследовательского проекта. Учащиеся постепенно набирают навыки, начинают осознавать, что может быть полезным и интересным для изучения, какие проблемы волнуют детей и взрослых. И самое главное, на мой взгляд, эта деятельность даёт возможность ребёнку заглянуть в свой мир, почувствовать, что волнует его самого, что ему интересно. Понимание этого ведёт к поиску информации, желанию изучить разное мнение, разные источники информации. Активная мыслительная деятельность с целью исследования расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что всегда важно и актуально в настоящее время.