kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья " Использование проектно-исследовательской технологии в краеведческой деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проектно-исследовательской технологии

в краеведческой деятельности

 

 Карпухина Лариса Владимировна

                                    Муниципальное

                                                           общеобразовательное учреждение 

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Педагог дополнительного образования

г.Новый Уренгой

                                                                                                                     

   Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей. Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, реб?нок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию созда?т условия для того, чтобы психическое развитие реб?нка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Опыт моей работы позволяет считать историко – краеведческое направление  отправной точкой обучения, воспитания и развития ребёнка. Краеведение как психолого-педагогическая проблема всегда вызывала у исследователей огромный интерес и выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, которая отличается локальностью исторического пространства и рассматриваемых событий. Изучение  краеведческого материала способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, формирует наблюдательность к окружающим явлениям. Главная цель краеведческой работы в начальной школе: формировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях. При организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы краеведческой работы.     Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. Это позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа может осуществляться по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

 Занятия, проведённые по программе «На Ямале мы живём» с использованием проектно-исследовательской технологией помогли достичь следующих результатов:

- возрос познавательный интерес учащихся;

- повысилась мотивация к учебной деятельности;

- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникабельность; исчезла боязнь неправильного ответа.

Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу. Работа по разработанной программе продолжается в третьих классах. Результаты ожидаются летом 2015 года. Проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет  ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.

Список литературы:

1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.

3. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др.  – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.

Памятка

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы. (Выявить проблему и определить направление будущего

исследования)

2. Определить сферы исследования.  (Сформулировать основные вопросы, ответы на

которые мы хотели бы найти)

3. Выбор темы исследования. (Попытаться как можно строже обозначить границы

исследования)

4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть

высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал,

используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по

результатам исследования).

10. Доклад. (Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на

вопросы).

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам

исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в

которой сами чувствуете себя одаренным.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

 Составление плана работы над исследованием

1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------

2. Прочитать-------------------------------------------------------------------

3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------

4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------

5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------

6. Провести эксперимент------------------------------------------------------

7. Сделать математические расчеты--------------------------------------

8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------

9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

Подготовка к защите исследовательской работы

Шаг 1. Дать определения основным понятиям.

Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Шаг 4. Ранжировать основные идеи.

Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Шаг 7. Сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Шаг 9. Подготовить текст доклада.

Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Использование проектно-исследовательской технологии в краеведческой деятельности" »

Использование проектно-исследовательской технологии

в краеведческой деятельности


Карпухина Лариса Владимировна

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Педагог дополнительного образования

г.Новый Уренгой

Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей. Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребѐнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаѐт условия для того, чтобы психическое развитие ребѐнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Опыт моей работы позволяет считать историко – краеведческое направление отправной точкой обучения, воспитания и развития ребёнка. Краеведение как психолого-педагогическая проблема всегда вызывала у исследователей огромный интерес и выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, которая отличается локальностью исторического пространства и рассматриваемых событий. Изучение краеведческого материала способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, формирует наблюдательность к окружающим явлениям. Главная цель краеведческой работы в начальной школе: формировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях. При организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы краеведческой работы.    Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. Это позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа может осуществляться по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

Занятия, проведённые по программе «На Ямале мы живём» с использованием проектно-исследовательской технологией помогли достичь следующих результатов:

- возрос познавательный интерес учащихся;

- повысилась мотивация к учебной деятельности;

- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникабельность; исчезла боязнь неправильного ответа.

Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу. Работа по разработанной программе продолжается в третьих классах. Результаты ожидаются летом 2015 года. Проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.



 

Список литературы:


1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.

3. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.




Памятка

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы. (Выявить проблему и определить направление будущего

исследования)

2. Определить сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на

которые мы хотели бы найти)

3. Выбор темы исследования. (Попытаться как можно строже обозначить границы

исследования)

4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть

высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал,

используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по

результатам исследования).

10. Доклад. (Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на

вопросы).

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам

исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в

которой сами чувствуете себя одаренным.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Составление плана работы над исследованием

1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------

2. Прочитать-------------------------------------------------------------------

3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------

4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------

5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------

6. Провести эксперимент------------------------------------------------------

7. Сделать математические расчеты--------------------------------------

8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------

9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

Подготовка к защите исследовательской работы

Шаг 1. Дать определения основным понятиям.

Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Шаг 4. Ранжировать основные идеи.

Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Шаг 7. Сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Шаг 9. Подготовить текст доклада.

Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Карпухина Лариса Владимировна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127419

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства