МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОХОРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» ПРОХОРОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе
( в рамках семинара)
Подготовила: Халюта Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
2014 год
Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А. Сухомлинский
В современном мире особенное значение для развития цивилизации, для обеспечения благосостояния людей приобретает образование. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Только высоко и всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейший прогресс науки, техники, технологии и обратить их достижения на пользу общества. В этих условиях, несомненно, должна измениться и сама школа.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности, последнее особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, переполненный информацией. Научить ребёнка работать с информацией - научить учиться. Что может быть важнее?
Высказывание академика Семёнова А.П. “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в Вузе, а так же к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в изменяющихся социально-экономических условиях.
Творческая деятельность школьника начинается с начальной школы. Период начального обучения рассматривается как подготовительный этап участия школьников в целенаправленной научно-исследовательской деятельности в дальнейшем.
Необходимо помочь детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем проектно-исследовательская технология?
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов и другие. Её изначальной формой является метод проектов, который успешно используется в современном процессе обучения.
Метод проектов предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Возможны два пути формирования проектно-исследовательских навыков в педагогической деятельности. Это использование проектно-исследовательского метода: в учебном процессе и во внеурочной деятельности учащихся. Автор настоящей статьи в процессе своей педагогической деятельности использует проектно-исследовательский метод во внеурочной деятельности учащихся, поскольку именно она предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.
Главные цели проектно-исследовательского метода состоят в следующем: заинтересовать обучающихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Целесообразно не навязывать детям темы исследования. Пусть они возникают из вопросов самих детей при изучении каких-либо тем. Например, темы проектно-исследовательских работ: «Что такое вулкан?», «Сколько звёзд на небе?», «Зачем поют птицы?», «Почему цветы красивые и душистые?» «Почему у кукурузы такое смешное имя?». Предполагается, что каждый ученик изучает то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследуют повадки и характер животных. Им интересны темы космоса, природные явления, традиции своей семьи, история своего имени . Конечно, работы детям помогают оформлять родители. Но всё равно дети – являются исследователями!
Занятия, проведённые по программе «Я - исследаватель» с использованием проектно-исследовательской технологией помогли достичь следующих результатов:
- возрос познавательный интерес учащихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникабельность; исчезла боязнь неправильного ответа.
Работа над исследованием с детьми младшего школьного возраста связана с определёнными трудностями:
- низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.
Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями. Выполняя различные проекты по программе «Я - исследователь», дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу. Можно предположить, что проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
Список литературы:
1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.
3. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.