Социальный проект "Здоровый образ жизни - экология души"
Социальный проект "Здоровый образ жизни - экология души"
Обоснование проекта.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека не только способности к творческому мышлению, инициативности, но и самостоятельности в принятии решений. Это касается и ведения здорового образа жизни.
Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму и счёту. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения, то ясна роль школы в этом вопросе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Здоровый образ жизни - экология души"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верхне-Талызинская средняя общеобразовательная школа
социальный проект
«здоровый образ жизни – экология души»
Авторы проекта:
Совет дела ДО ЮНИОР,
старшая вожатая
Спичкова Наталья Викторовна
с. Верхнее Талызино, 2014
Паспорт Проекта
Наименование проекта:«Здоровый образ жизни – экология души»
Направление проекта: Содействие в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни.
Организаторы проекта:Детское объединение ЮНИОР (юных, находчивых, инициативных, организованных ребят МБОУ Верхне-Талызинская СОШ, Сеченовского района, Нижегородской области.
Руководитель проекта: Спичкова Наталья Викторовна – старшая вожатая.
Срок реализации:май 2014-апрель 2015
Исполнители:члены ДО ЮНИОР, педагогические работники школы, родители, администрация сельского совета.
Анализ ситуации и постановка проблемы:
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.
Цель:формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.
Задачи:
активная пропаганда здорового образа жизни;
воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью;
формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
повышение двигательной активности обучающихся;
формирование потребности коллективной работы.
10. Ожидаемые результаты:
Развитые ценности у детей о здоровом образе жизни;
Сформировавшиеся потребности вести здоровый образ жизни;
Соблюдение учащимися режима дня;
Повышение уровня здоровья детей.Обоснование проекта.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека не только способности к творческому мышлению, инициативности, но и самостоятельности в принятии решений. Это касается и ведения здорового образа жизни.
Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму и счёту. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения, то ясна роль школы в этом вопросе.
Для Верхне-Талызинской СОШ работа в данном направлении также является актуальной. С чем же это связано? По данным медицинского осмотра в 2014 году состояние здоровья учащихся школы таково: около 5% учащихся школы состоят на диспансерном учёте (они страдают хроническими заболеваниями сердца, печени, почек, желудка и т. п.), процент болеющих простудными заболеваниями в последние годы остаётся ещё высоким 20%. Кроме того, актуальным остаётся вопрос о профилактике вредных привычек, в частности курения. В школе есть ряд учащихся старших классов, которым очень трудно расстаться с этой привычкой (3% от общего числа учащихся). Проблемой школы остаются неблагополучные семьи, в которых родители употребляют алкогольные напитки. Педагогический коллектив школы волнует и то, что в стране очень быстро распространяются наркомания, венерические заболевания и наблюдается тенденция к омоложению СПИДа.
Верхне-Талызинская СОШ расположена в относительно благополучной экологической зоне. Но серьезной проблемой является то, что наша школа находиться рядом с автомагистралью Всероссийского значения, неподалеку от школы находиться газовая котельная, которая имеет большую мощность, стоки участковой больницы полностью загрязнили один из водоемов села и т.д. Наряду с внешней весьма не благополучной экологической средой, следует отметить и внутреннюю проблему оказывающую влияние на образовательный процесс учреждения – это неблагополучные семьи как социального института. Контингент семей, с которыми взаимодействует школа, характеризует низкий уровень психолого-педагогической культуры, асоциальные проявления и т.д. Все это способствует нарушению здоровья детей в целом, равно как и отдельных отклонений психического и физического состояний в данных условиях, понимая важность пропаганды здорового образа.
Данная проблема и определила тему социального проекта «Здоровый образ жизни – экология души».
Цель и задачи проекта
Отсюда вытекает главная цель: формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
активная пропаганда здорового образа жизни;
воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью;
формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
повышение двигательной активности обучающихся;
формирование потребности коллективной работы.
Бенефициары проекта
В успешной реализации проекта могут быть заинтересованы представители разных групп общественности. Среди бенефициаров проекта: учащиеся школы, родители учащихся, учителя, классные руководители, администрация сельского совета.
Механизмы реализации
Проект реализуется посредством проведения разных мероприятий, проводимых в школе, сельской администрации, районе.
Актив Совета дела ДО ЮНИОР показывает преимущества здорового образа жизни, на личном примере пропагандируя здоровый образ жизни при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов.
Активы отрядов ДО ЮНИОР самостоятельно составляют планы, создают буклеты, презентации, социальные видео ролики по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни и предлагают свои работы учащимся, подросткам других школ.
По завершении каждого очередного этапа реализации проекта планируется представление отчета и информирование о достигнутых результатах всех заинтересованных групп.
По завершении действия проекта планируется итоговая конференция с публичными презентациями полученных результатов.
Мероприятия по реализации проекта
№
Название мероприятия
Сроки проведения
Ответственные
1
Классные часы, беседы, круглые столы
еженедельно
Классный руководитель, администрация школы, сельского
совета,
медицинская сестра
2
Выступление на тематической линейке
ежемесячно
Актив класса
3
Формирование школьной волонтерской команды
июнь
Актив
4
Шефская работа
в течение года
Актив
5
Помощь пожилым, ветеранам труда, одиноким людям
в течение года
Актив
6
Акция «Пернатые друзья»
апрель
Актив
7
Акция «Помоги солдату»
октябрь
Актив
8
Акция «Помощь детскому саду»
сентябрь
Актив класса
9
Акция «Посади дерево и сохрани его»
май, октябрь
Актив отряда
10
Благоустройство школьной территории, спортивной площадки, сельских улиц, палисадников, оврагов
май -октябрь
Разновозрастные отряды,
администрация школы, глава сельского поселения
11
Помощь школьной библиотеки.
по графику
Актив отряда
12
Помощь в организации и проведении спортивных праздников, соревнований (легкоатлетических кроссов, игр, лыжных прогулок)
в течение года
Спортивный сектор, учитель физической культуры, администрация сельского поселения
13
Встречи с работниками участковой больницы
по графику
Медицинская сестра,
администрация
школы
14
Медицинский осмотр учащихся
по графику
Медицинская сестра
15
Анкетирование
в течение года
Педагог психолог
16
Тренинги
в течение года
Педагог психолог
17
Участие в районных соревнованиях
в течение года
Учитель физической культуры, администрация школы
18
Работа спортивных секций
в течение года
Учитель физической культуры, администрация школы, МБОУ ДОД ДЮЦ
Ресурсное обеспечение Проекта
Финансирование Проекта осуществляется за счёт привлечения внебюджетных средств, спонсорской помощи. В течение лета учащиеся занимаются сбором лекарственных трав, выращиванием лука. Сдав продукцию, получают дополнительные материальные средства.
Контролирует и отчитывается за использованные в ходе деятельности средства старшая вожатая.
Этапы реализации проекта
Продолжительность проекта – 1 год (май 2014г - арель 2015г. ). Реализация проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, практический и заключительный.
Подготовительный этап (май)
В подготовительном этапе разрабатывается общий план работы школы, план работы каждого класса. Указываются мероприятия на каждую неделю, предусматриваются часы для подготовки к мероприятиям и для консультаций, к теоретическим конкурсам. Проводится анализ существующей ситуации.
Организационный этап (май-июнь)
Формируется группа ориентированных на освоение гуманистических вопросов и заинтересованных членов педагогического коллектива и учащихся.
Практический этап (июнь-март)
Проводятся мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.
Заключительный этап (апрель)
На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся. Проводится публичная презентация полученных результатов проекта после подведения итогов по каждому классу и награждения победителей грамотами и призами. При наличии дополнительных средств команды -победительницы (классы) по итогам года могут награждаться туристическими поездками, посещением театра, кино и т.п.
Оценка проекта
Осуществляется посредством опроса учащихся (анкетирование, тестирование), которое проводится в конце года.
Мониторинг и анализ результатов
В школе ежегодно согласно плану работы проводится анкетирование для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни. Вот показатели за последние два года:
Показатели
2013 г.
2014 г.
Опыт употребления табачных изделий
- нет, ни разу
90%
95%
- да, но только один раз
11%
8%
- да, изредка в течение этого года
13%
6%
Ценность здорового образа жизни
90%
95%
Вы получаете информацию...
- из школы
57%
63%
- из средств массовой информации
19%
25%
- от друзей
16%
14%
- от родителей
62%
65%
Используемые методы диагностики (беседы, наблюдения, анкетирование, интервьюирования и.т.д.) показали, что число курящих детей в школе небольшое, повышается количество детей, занимающихся в спортивных секциях и в кружках. По
мнению опрошенных, подростки начинают курить ради интереса, из-за друзей, чтобы снять стресс, успокоиться, выглядеть взрослее, казаться крутым, деловым, от нечего делать, подражают взрослым, от плохого воспитания родителей. У большинства опрошенных дома курит отец или отчим, у менее половины - не курит никто. Почти все опрошенные знают, какой вред наносит употребление табачных изделий. А в качестве борьбы с табакокурением предлагают уничтожить сигареты, перестать продавать сигареты, наказывать за употребление табачных изделий, не дружить с курящими, закрыть табачные фабрики и заводы, дать больше информации о вреде курения и последствиях.
Риски и стратегия их устранения
Как бы много мероприятий не проводилось по профилактике употребления ПАВ, но риски все равно остаются. Потому что у многих подростков курят родственники, особенно отцы. В нашей местности многие родители выезжают на заработки в Москву, в северные районы России, и часто дети находятся под недостаточным присмотром, в результате этого они могут попасть в плохие компании. Еще хуже, нередко родители пьянствуют, и дети предоставлены самим себе. А в подростковом возрасте дети очень любопытны, и им все хочется попробовать, к чему они быстро могут привыкнуть. А еще есть такие родители, которые жестоко обращаются со своими детьми, и дети в отместку им могут закурить или даже употребить спиртные напитки, не думая о последствиях. Поэтому в деле профилактики употребления психоактивных веществ все социокультурные центры местности должны действовать вместе, сообща. Надо работать с неблагополучными, с малоимущими семьями, необходимо усилить работу внеклассной деятельности, в вечернее время организовать дежурство в сельских Домах культуры, постоянно вовлекать школьников из группы риска в разнообразную полезную деятельность, приглашать в школу медработников и психологов.
Практическая направленность проекта
Практическая направленность проекта проявляется, в первую очередь, в поведении детей и в их внешнем облике. Затем - в выборе жизненного пути. Разумеется, результативность проектов подобного рода сложно отследить, но работа такого характера нужна. Не следует отчаиваться при слабых результатах, а следует неуклонно работать по дальнейшей пропаганде здорового образа жизни.
Быть здоровым - это ведущее стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию.
Целостность, гармония человеческой личности всегда высоко ценятся в обществе. Здоровый человек - здоровое общество. На примере данного проекта мы показали, что всё зависит от человека, от его образа и стиля жизни. Мы хотели сформировать в каждом позитивный образ жизни, чтобы каждый пришёл к мысли: «Здоровым быть модно!»
Ожидаемые результаты
Современный подросток - это здоровый человек:
- физически развитый;
не имеющий вредных привычек;
владеющий приёмами и способами оздоровления своего организма;
имеющий устойчивую потребность вести здоровый образ жизни;
отрицательно относящийся к курению, алкоголю, наркотикам.