Тема: Человек и его здоровье
Класс: 9
Цель: Сформировать у учащихся систему научных представлений о здоровье и его разновидностях
Учебные задачи:
- Освоить основные понятия здоровья
- Ознакомиться с основными составляющими компонентами здоровья
- Рассмотреть факторы, влияющие на здоровье человека
Ход урока
- Оргмомент (создание благоприятной психоэмоциональной обстановки)
- Работа в группах
Правила работы в малых группах
- Вступая в дискуссию, не допускай тона превосходства.
- Уважай мнение товарищей.
- При высказывании своего мнения, аргументируй его четко и ясно, не повторяя того, что уже сказано
- Оскорбление, упреки, грубость и недоброжелательное отношение не должны присутствовать в споре.
Оценивание по жетонам
Итак, начинаем наш урок. И первый вопрос, который я хочу вам задать, скажите, что для вас главное в жизни? (ответы учащихся)
Без чего человек не может достичь этих ценностей? ( без здоровья)
Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека.
Вы, наверное, уже догадались, о чем сегодня пойдет речь? Мы поговорим о здоровье. Тема урока: Здоровье и его составляющие. (Записать в тетрадь)
Цель: Сформировать у учащихся систему научных представлений о здоровье и его разновидностях.
Сегодня мы рассмотрим следующие учебные вопросы:
- Освоить основные понятия здоровья
- Ознакомиться с основными составляющими компонентами здоровья
- Рассмотреть факторы, влияющие на здоровье человека
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Конфуция, китайского мудреца, жившего в 5 в до нашей эры.
Он говорил: « Человек заболевает по многим причинам: некоторые заболевают от простуды, некоторые от усталости и горя.
Здоровье – великий дар, который необходимо беречь и сохранять»
Что такое здоровье, какого человека можно назвать здоровым, что влияет на наше здоровье. Эти вопросы я предлагаю к обсуждению в группах.
- Что такое здоровье – 1 гр.
- Какого человека можно назвать здоровым – 2 гр.
- Что влияет на здоровье человека – 3 гр.
Итак, ваше мнение. За ответы – жетоны
А что думают по этому поводу ребята, которые учатся в нашей школе. Ученики 8-Б класса готовят творческий проект на тему ЗОЖ, и они провели опрос школьников. В опросе приняли участие 50 ч, им задавались эти же вопросы, и вот, что получилось:
На вопрос что такое здоровье, были получены такие ответы:
- Здоровье – это такое состояние, когда человек чувствует себя бодрым и счастливым
- Здоровье – это спокойная обстановка дома, в школе, на работе
- Здоровье – это гармония души и тела, когда хочется жить, учиться, помогать тем, кто нуждается в заботе и помощи
Какого человека можно назвать здоровым?
46 человек ответили так:
- Это тот человек, который никогда не болеет
2 человека ответили:
- Тот человек, у которого нет физических недостатков
2 человека ответили:
это тот человек, который способен работать, учиться, заниматься спортом.
Термин здоровье в разных словарях трактуется по-разному. В учебнике также нам дается несколько определений. Откройте учебник на стр.62 и зачитайте определения здоровья.
Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.
Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Запишите его.
Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что здоровье человека состоит из трех составляющих:
- Физическое здоровье
- духовное здоровье
- социальное здоровье
Что относится физическому, что к духовному, что к социальному, об этом вы сейчас скажите сами.
У вас на столах лежит список, в котором даны описания этих трех компонентов. Ваша задача:
1 гр – найти описание физического здоровья
2 гр. – описание духовного здоровья
3 гр – описание социального здоровья
Проверяем (открываются слайды)
На основе физического формируется социальное здоровье
На базе физического и социального здоровья формируется духовное здоровье
На вершине треугольника находится идеальное здоровье, и каждый человек стремиться достичь этих вершин.
Все эти составляющие здоровья связаны между собой, докажите это
В медицине существует также понятие индивидуального и общественного здоровья. Объясните, что такое индивидуальное, а что такое общественное. (слайды)
Сейчас я предлагаю вам тест, который поможет оценить ваше индивидуальное здоровье.
Оцените по пятибалльной системе состояние своего здоровья.
- Самочувствие
- Работоспособность
- Настроение
Вспомните, какое настроение, работоспособность и самочувствие у вас были в течение последнего месяца.
Рассчитайте среднюю оценку.
Если в течение последних трех месяцев вы болели 2 раза и более, отнимите от полученного результата один балл.
Если у вас получилось 5 баллов – постарайтесь не терять достигнутого результата.
Если ваша оценка от 4 до 5, ищите отклонения в вашем здоровье.
Если меньше 4 б, вам следует серьезно задуматься над сохранением вашего здоровья.
На основе оценки вашего индивидуального здоровья, можно сделать вывод о здоровье вашего коллектива, т.е. общественного здоровья.
Почему многие дети рождаются здоровыми, а некоторые уже больными с рождения? Потому, что на наше здоровье влияют многие факторы. Назовите их.
Ученый выделили четыре фактора, которые влияют на здоровье, вот эти факторы:
- биологический фактор (наследственность)
- окружающая среда (экология)
- медицинское обслуживание
- индивидуальный образ жизни (привычки человека и его поведение)
Как вы думаете, на сколько процентов наше здоровье зависит от наследственности, экологии, привычек, образа жизни? Обсудите это в группах.
Итак, проверяем.
А теперь правильный ответ:
- биологический фактор (наследственность) – 20 %
- окружающая среда (экология) – 20 %
- медицинское обслуживание – 10 %
- индивидуальный образ жизни (привычки человека и его поведение) – 50 %
Какой вывод можно сделать? (наше здоровье зависит только от нас, наше здоровье в наших руках)
Итак, сегодня на уроке мы говорили о здоровье
В заключении урока я хочу предложить вам творческий прием, который называется синквейн. Он дает представление о вашем настроении и отношению к данной теме
Синквейн – это творческий прием, позволяющий сделать вывод по теме урока
Схема составления
Существительное (опорное слово)
Прилагательное Прилагательное
Крылатая фраза
В заключении цитата о здоровье (Здоров будешь - все добудешь!)
Рефлексия. Продолжи предложения:
Я сегодня узнал, что здоровье.......
Особенно мне запомнилось........
Я всегда буду помнить о .......