kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальный проект 
«Сказка ложь, да в ней намек…»  как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность 
средних общеобразовательных школ

Сейчас наблюдается сложный период становления российского общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются духовные ценности. Засилье негативной информации по телевидению, интернет, бесцельная организация свободного времени ребенка приводит к становлению у детей вредных привычек и  ложных идеалов. 
В этой связи, в Федеральных государственных образовательных стандартах  нового поколения  духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников отводится особая роль. Проекты по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников средствами дополнительного образования детей выступают своеобразным инструментом внедрения стандартов нового поколения во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ.
Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» выполняет социальный заказ на формирование духовно-нравственной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно существование человека в окружающем нас мире средствами декоративно – прикладного творчества и  народных сказок. Проект  ориентирован  на формирование у обучающихся младшего школьного возраста ведущей духовно – нравственной ценности: экология человека, при которой физическое и  психическое здоровье человека является главной ценностью.
Интеграция областей  декоративно – прикладного  творчества и литературы выступает основой проекта и обеспечивает создание на занятиях триединого процесса развития личности ребенка: воспитания, развития и обучения. Педагогом дополнительного образования организуется деятельность по сопровождению процессов адаптации, социализации ребенка, активизации внутренних процессов самостроительства личности ребенка (самопознание, самовоспитание, самореализация, самосознание и др.); организации позитивного диалогового общения: «педагог - ребенок», «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог-ребенок».
Сказка как элемент народной культуры способствует через оценку взаимоотношений героев сказок подвести детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставит их перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря этому у обучающихся развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам, формируются умения быть дружелюбными, слушать родителей, быть смелыми, бесстрашными, трудолюбивыми и творческими.
Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Дома детского творчества  реализуется в рамках Федеральной экспериментальной площадки ФГУ ФИРО «Интеграция основного и дополнительного образования детей как механизм реализации стратегии ФГОС» при сотрудничестве со средними общеобразовательными школами города Таганрога. 
«Сказка ложь, да в ней намек…» состоит из двух  циклов: занятия для 1 класса и 2 класса - это занятия творчеством, организуемые на базах общеобразовательных школ в период деятельности групп продленного дня, и способствующие формированию у обучающихся первых классов ценности – экология человека.
Основными ценностными ориентирами занятий творчеством при формировании ценности - экология человека является привитие обучающимся младшего дошкольного возраста любви  к своей «малой Родине», труду, бережного отношения к природе, культурных норм поведения в обществе, умений дружить и любить, отличать добро от зла. 
В качестве основных техник при проведении занятий творчеством выступают:  лепка из пластилина, работа с природными материалами, все виды аппликации, оригами, бумагопластика, работа с нетрадиционными материалами, шитье.
Вся работа с обучающимися  проводится по принципу организации совместной деятельности и самостоятельной деятельности ребенка. При этом, используются самые разнообразные методы и приемы (наглядный, словесный, игровой), способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у обучающихся положительного эмоционального отношения к народному творчеству и оценочного, ценностного к окружающему миру; педагогические технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. 
Структура 1 цикла  проекта «Сказка ложь, да в ней намек…» состоит из пяти  основных тем, которые отличаются друг от друга ценностными ориентирами и техниками выполнения творческих работ:
- «Твори, выдумывай и пробуй», прививает любовь к труду. Воспитание и развитие личности ребенка организуется посредством освоения им техники - лепка из пластилина. 
- «Береги и люби все живое», воспитывает бережное отношение к природе. Работы выполняются с применением природного материала. 
-  «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», воспитывает умение дружить и любить. В образовательном процессе применяется техника бумажной аппликации. 
- «Доброта, что солнце», развивает умение отличать добро от зла. Техникой выполнения творческих работ в данном тематическом блоке проекта выступает оригами. 
- «Как проживешь, так и прослывешь» здесь идет освоение норм поведения в обществе, применяется техника - бумагопластика.
Структура 2 цикла состоит из 4 блоков: 
- «Сказка «складка», а уму учит» воспитывает этическое понятие о верности, сопереживание ближним. Используемая техника – работа с нетрадиционным материалом.
- «Богатство из богатств» воспитывает любовь к родному краю его истории и культуре. Техника – лепка из пластилина.
- «Счастье в воздухе не вьется, а руками достается». Развивает целеустремленность, и волю к победе. Организуется посредством техники плоскостной аппликации.
-  «Как аукнется, так и откликнется» Развивает умения быть терпимым, добрым, уметь отличать правду от лжи. Применяется техника - шитье.  
       Для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях творчеством используются следующие формы работы: беседы, коммуникативные игры, мини-выставки, индивидуальная работа, работа в малых группах, коллективная работа, викторины, мини-спектакли, чтение фрагментов сказок, решение проблемных ситуаций, развивающие игры. 
        К концу 2-го цикла  обучения   обучающиеся 2-х классов имеют определенные результаты   (на основе итоговой диагностики) характеризующие основные духовные понятия как: 

Семья:
Знают/понимают:
сущность понятия «культура семейного общения», «семейные реликвии», «семейные традиции», «взаимопомощь»;
истоки возникновения казачества на Дону;
испытывают чувство гордости за культурно – исторические и семейно – бытовые традиции малой родины.
Принимают/владеют:
правила поведения в семье, на занятиях, в школе.
Владеют/действуют:
внимательны  и заботливы к  членам семьи;
бережно относятся к семейным традициям.

Природа:
Знают/понимают:
сущность понятий: «духовное общение с природой», «милосердие»;
правила поведения на природе; 
историю родного края, города и их исторические места;
Принимают/владеют:
бережное отношение к флоре и фауне Донского края.
Владеют/действуют:
соблюдают нормы поведения в природе, не причиняют вреда флоре и фауне Донского края;  
проявляют бережное и заботливое отношение к растениям и животным.

Труд и творчество

Знают/понимают: 
термины: «пластилинография», «тестопластика», «бумагопластика»;
понятия: «общее дело»,  «трудолюбие», «профессионализм», «хобби», «целеустремленность», «взаимопомощь», «ответственность»;
проявляют увлеченность делом, взаимопомощь, целеустремленность, ответственность, трудолюбие;
область применения, назначение инструментов и приспособлений: кистей, карандаша, ножниц, кисточки для клея, стеки, шаблона, трафарета и т.д. и технику безопасного труда.
Умеют/владеют: 
наслаждаться окружающим миром, видеть и чувствовать его красоту;
осуществлять организацию рабочего места;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия самостоятельно; 
осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, природными материалами, проявляя при этом самостоятельность, творческое воображение, фантазию и креативность.
Владеют/действуют: 
опытом выполнения домашнего труда (самообслуживание); 
опытом соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами; 
создавать различные предметы по собственному замыслу из бумаги, природных, пластичных материалов;  
изображать тематические и декоративные композиции в различных художественных техниках.

Родина
Знают/понимают: 
понятия: «Родина», «малая родина»;
проявляют любовь и трепетное отношение к истории и культурным традициям Донского края;
проявляют уважение к старшим,  милосердие, доброту, щедрость души, взаимопомощь;
имеют начальные представления о традиционных для Донского края ремёслах  казаков. 
Умеют/владеют: 
базовыми знаниями, умениями и навыками по изготовлению изделий в  различных художественных техниках из доступных материалов и средств изобразительной деятельности.
Владеют/действуют: 
проявляют уважение к своей малой родине.

Культура:
Знают/понимают:
основные нравственные нормы (доброта, любовь, дружба);
иметь представление о понятиях: «культура», «народные ремесла», «культурные традиции».
Принимают/владеют:
культурными нормами общения в группе, с классом, в школе;
нормами культурного поведения в обществе;
потребностью в совершении  добрых дел.
Владеют/действуют:
опытом соблюдения норм культурного поведения;
соблюдают опрятность и аккуратность во внешнем облике.

Искусство и литература:
Знают/понимают:
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
элементарные представления об искусстве и литературе, народном творчестве  как о способах выражения мыслей и чувств человека.
Принимают/владеют:
первоначальными умениями видеть проблему, авторскую идею, намеки в литературных произведениях;
анализировать содержание сказок, рассказов, песен и находить способы решения проблем с позиции нравственности;
Владеют/действуют:
первоначальным опытом  эмоционального постижения народного творчества;
творчески оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие человека в природе.
Таким образом, экспериментальный  проект «Сказка ложь, да в ней намек…» обеспечивает  становление личности у обучающихся младшего школьного возраста ценности экология человека и является эффективным инструментом внедрения стандартов нового поколения во внеурочную деятельность школ города Таганрога.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ »

А.А. Драгунова, педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Дом детского творчества», г. Таганрог


Экспериментальный проект

«Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность

средних общеобразовательных школ

(слайд № 1)

Сейчас наблюдается сложный период становления российского общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются духовные ценности. Засилье негативной информации по телевидению, интернет, бесцельная организация свободного времени ребенка приводит к становлению у детей вредных привычек и ложных идеалов.

В этой связи, в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников отводится особая роль. Проекты по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников средствами дополнительного образования детей выступают своеобразным инструментом внедрения стандартов нового поколения во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ.

Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» выполняет социальный заказ на формирование духовно-нравственной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно существование человека в окружающем нас мире средствами декоративно – прикладного творчества и народных сказок. Проект ориентирован на формирование у обучающихся младшего школьного возраста ведущей духовно – нравственной ценности: экология человека, при которой физическое и психическое здоровье человека является главной ценностью.

Интеграция областей декоративно – прикладного творчества и литературы выступает основой проекта и обеспечивает создание на занятиях триединого процесса развития личности ребенка: воспитания, развития и обучения. Педагогом дополнительного образования организуется деятельность по сопровождению процессов адаптации, социализации ребенка, активизации внутренних процессов самостроительства личности ребенка (самопознание, самовоспитание, самореализация, самосознание и др.); организации позитивного диалогового общения: «педагог - ребенок», «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог-ребенок».

Сказка как элемент народной культуры способствует через оценку взаимоотношений героев сказок подвести детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставит их перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря этому у обучающихся развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам, формируются умения быть дружелюбными, слушать родителей, быть смелыми, бесстрашными, трудолюбивыми и творческими.

(слайд № 2) Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Дома детского творчества реализуется в рамках Федеральной экспериментальной площадки ФГУ ФИРО «Интеграция основного и дополнительного образования детей как механизм реализации стратегии ФГОС» при сотрудничестве со средними общеобразовательными школами города Таганрога.

(слайд № 3) «Сказка ложь, да в ней намек…» состоит из двух циклов: занятия для 1 класса и 2 класса - это занятия творчеством, организуемые на базах общеобразовательных школ в период деятельности групп продленного дня, и способствующие формированию у обучающихся первых классов ценности – экология человека.

Основными ценностными ориентирами занятий творчеством при формировании ценности - экология человека является привитие обучающимся младшего дошкольного возраста любви к своей «малой Родине», труду, бережного отношения к природе, культурных норм поведения в обществе, умений дружить и любить, отличать добро от зла.

(слайд № 4) В качестве основных техник при проведении занятий творчеством выступают: лепка из пластилина, работа с природными материалами, все виды аппликации, оригами, бумагопластика, работа с нетрадиционными материалами, шитье.

Вся работа с обучающимися проводится по принципу организации совместной деятельности и самостоятельной деятельности ребенка. При этом, используются самые разнообразные методы и приемы (наглядный, словесный, игровой), способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у обучающихся положительного эмоционального отношения к народному творчеству и оценочного, ценностного к окружающему миру; педагогические технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Структура 1 цикла проекта «Сказка ложь, да в ней намек…» состоит из пяти основных тем, которые отличаются друг от друга ценностными ориентирами и техниками выполнения творческих работ:

- «Твори, выдумывай и пробуй», прививает любовь к труду. Воспитание и развитие личности ребенка организуется посредством освоения им техники - лепка из пластилина. (слайд № 5)

- «Береги и люби все живое», воспитывает бережное отношение к природе. Работы выполняются с применением природного материала. (слайд № 6)

- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», воспитывает умение дружить и любить. В образовательном процессе применяется техника бумажной аппликации. (слайд № 7)

- «Доброта, что солнце», развивает умение отличать добро от зла. Техникой выполнения творческих работ в данном тематическом блоке проекта выступает оригами. (слайд № 8)

- «Как проживешь, так и прослывешь» здесь идет освоение норм поведения в обществе, применяется техника - бумагопластика. (слайд № 9)

Структура 2 цикла состоит из 4 блоков:

- «Сказка «складка», а уму учит» воспитывает этическое понятие о верности, сопереживание ближним. Используемая техника – работа с нетрадиционным материалом. (слайд № 10)

- «Богатство из богатств» воспитывает любовь к родному краю его истории и культуре. Техника – лепка из пластилина. (слайд № 11)

- «Счастье в воздухе не вьется, а руками достается». Развивает целеустремленность, и волю к победе. Организуется посредством техники плоскостной аппликации. (слайд № 12)

- «Как аукнется, так и откликнется» Развивает умения быть терпимым, добрым, уметь отличать правду от лжи. Применяется техника - шитье. (слайд № 13)

(слайд № 14) Для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях творчеством используются следующие формы работы: беседы, коммуникативные игры, мини-выставки, индивидуальная работа, работа в малых группах, коллективная работа, викторины, мини-спектакли, чтение фрагментов сказок, решение проблемных ситуаций, развивающие игры.

К концу 2-го цикла обучения обучающиеся 2-х классов имеют определенные результаты (на основе итоговой диагностики) характеризующие основные духовные понятия как:


Семья:

Знают/понимают:

  • сущность понятия «культура семейного общения», «семейные реликвии», «семейные традиции», «взаимопомощь»;

  • истоки возникновения казачества на Дону;

  • испытывают чувство гордости за культурно – исторические и семейно – бытовые традиции малой родины.

Принимают/владеют:

  • правила поведения в семье, на занятиях, в школе.

Владеют/действуют:

  • внимательны и заботливы к членам семьи;

  • бережно относятся к семейным традициям.


Природа:

Знают/понимают:

  • сущность понятий: «духовное общение с природой», «милосердие»;

  • правила поведения на природе;

  • историю родного края, города и их исторические места;

Принимают/владеют:

  • бережное отношение к флоре и фауне Донского края.

Владеют/действуют:

  • соблюдают нормы поведения в природе, не причиняют вреда флоре и фауне Донского края;

  • проявляют бережное и заботливое отношение к растениям и животным.


Труд и творчество


Знают/понимают:

  • термины: «пластилинография», «тестопластика», «бумагопластика»;

  • понятия: «общее дело», «трудолюбие», «профессионализм», «хобби», «целеустремленность», «взаимопомощь», «ответственность»;

  • проявляют увлеченность делом, взаимопомощь, целеустремленность, ответственность, трудолюбие;

  • область применения, назначение инструментов и приспособлений: кистей, карандаша, ножниц, кисточки для клея, стеки, шаблона, трафарета и т.д. и технику безопасного труда.

Умеют/владеют:

  • наслаждаться окружающим миром, видеть и чувствовать его красоту;

  • осуществлять организацию рабочего места;

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия самостоятельно;

  • осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, природными материалами, проявляя при этом самостоятельность, творческое воображение, фантазию и креативность.

Владеют/действуют:

  • опытом выполнения домашнего труда (самообслуживание);

  • опытом соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

  • создавать различные предметы по собственному замыслу из бумаги, природных, пластичных материалов;

  • изображать тематические и декоративные композиции в различных художественных техниках.


Родина

Знают/понимают:

  • понятия: «Родина», «малая родина»;

  • проявляют любовь и трепетное отношение к истории и культурным традициям Донского края;

  • проявляют уважение к старшим, милосердие, доброту, щедрость души, взаимопомощь;

  • имеют начальные представления о традиционных для Донского края ремёслах казаков.

Умеют/владеют:

  • базовыми знаниями, умениями и навыками по изготовлению изделий в различных художественных техниках из доступных материалов и средств изобразительной деятельности.

Владеют/действуют:

  • проявляют уважение к своей малой родине.


Культура:

Знают/понимают:

  • основные нравственные нормы (доброта, любовь, дружба);

  • иметь представление о понятиях: «культура», «народные ремесла», «культурные традиции».

Принимают/владеют:

  • культурными нормами общения в группе, с классом, в школе;

  • нормами культурного поведения в обществе;

  • потребностью в совершении добрых дел.

Владеют/действуют:

  • опытом соблюдения норм культурного поведения;

  • соблюдают опрятность и аккуратность во внешнем облике.


Искусство и литература:

Знают/понимают:

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • элементарные представления об искусстве и литературе, народном творчестве как о способах выражения мыслей и чувств человека.

Принимают/владеют:

  • первоначальными умениями видеть проблему, авторскую идею, намеки в литературных произведениях;

  • анализировать содержание сказок, рассказов, песен и находить способы решения проблем с позиции нравственности;

Владеют/действуют:

  • первоначальным опытом эмоционального постижения народного творчества;

творчески оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие человека в природе.

Таким образом, экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» обеспечивает становление личности у обучающихся младшего школьного возраста ценности экология человека и является эффективным инструментом внедрения стандартов нового поколения во внеурочную деятельность школ города Таганрога. (слайд № 15)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Драгунова Анна Анатольевна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197535

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства