Экспериментальный проект
«Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность
средних общеобразовательных школ
Сейчас наблюдается сложный период становления российского общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются духовные ценности. Засилье негативной информации по телевидению, интернет, бесцельная организация свободного времени ребенка приводит к становлению у детей вредных привычек и ложных идеалов.
В этой связи, в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников отводится особая роль. Проекты по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников средствами дополнительного образования детей выступают своеобразным инструментом внедрения стандартов нового поколения во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ.
Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» выполняет социальный заказ на формирование духовно-нравственной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно существование человека в окружающем нас мире средствами декоративно – прикладного творчества и народных сказок. Проект ориентирован на формирование у обучающихся младшего школьного возраста ведущей духовно – нравственной ценности: экология человека, при которой физическое и психическое здоровье человека является главной ценностью.
Интеграция областей декоративно – прикладного творчества и литературы выступает основой проекта и обеспечивает создание на занятиях триединого процесса развития личности ребенка: воспитания, развития и обучения. Педагогом дополнительного образования организуется деятельность по сопровождению процессов адаптации, социализации ребенка, активизации внутренних процессов самостроительства личности ребенка (самопознание, самовоспитание, самореализация, самосознание и др.); организации позитивного диалогового общения: «педагог - ребенок», «ребенок-ребенок», «ребенок-педагог-ребенок».
Сказка как элемент народной культуры способствует через оценку взаимоотношений героев сказок подвести детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставит их перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря этому у обучающихся развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам, формируются умения быть дружелюбными, слушать родителей, быть смелыми, бесстрашными, трудолюбивыми и творческими.
Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Дома детского творчества реализуется в рамках Федеральной экспериментальной площадки ФГУ ФИРО «Интеграция основного и дополнительного образования детей как механизм реализации стратегии ФГОС» при сотрудничестве со средними общеобразовательными школами города Таганрога.
«Сказка ложь, да в ней намек…» состоит из двух циклов: занятия для 1 класса и 2 класса - это занятия творчеством, организуемые на базах общеобразовательных школ в период деятельности групп продленного дня, и способствующие формированию у обучающихся первых классов ценности – экология человека.
Основными ценностными ориентирами занятий творчеством при формировании ценности - экология человека является привитие обучающимся младшего дошкольного возраста любви к своей «малой Родине», труду, бережного отношения к природе, культурных норм поведения в обществе, умений дружить и любить, отличать добро от зла.
В качестве основных техник при проведении занятий творчеством выступают: лепка из пластилина, работа с природными материалами, все виды аппликации, оригами, бумагопластика, работа с нетрадиционными материалами, шитье.
Вся работа с обучающимися проводится по принципу организации совместной деятельности и самостоятельной деятельности ребенка. При этом, используются самые разнообразные методы и приемы (наглядный, словесный, игровой), способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у обучающихся положительного эмоционального отношения к народному творчеству и оценочного, ценностного к окружающему миру; педагогические технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Структура 1 цикла проекта «Сказка ложь, да в ней намек…» состоит из пяти основных тем, которые отличаются друг от друга ценностными ориентирами и техниками выполнения творческих работ:
- «Твори, выдумывай и пробуй», прививает любовь к труду. Воспитание и развитие личности ребенка организуется посредством освоения им техники - лепка из пластилина.
- «Береги и люби все живое», воспитывает бережное отношение к природе. Работы выполняются с применением природного материала.
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», воспитывает умение дружить и любить. В образовательном процессе применяется техника бумажной аппликации.
- «Доброта, что солнце», развивает умение отличать добро от зла. Техникой выполнения творческих работ в данном тематическом блоке проекта выступает оригами.
- «Как проживешь, так и прослывешь» здесь идет освоение норм поведения в обществе, применяется техника - бумагопластика.
Структура 2 цикла состоит из 4 блоков:
- «Сказка «складка», а уму учит» воспитывает этическое понятие о верности, сопереживание ближним. Используемая техника – работа с нетрадиционным материалом.
- «Богатство из богатств» воспитывает любовь к родному краю его истории и культуре. Техника – лепка из пластилина.
- «Счастье в воздухе не вьется, а руками достается». Развивает целеустремленность, и волю к победе. Организуется посредством техники плоскостной аппликации.
- «Как аукнется, так и откликнется» Развивает умения быть терпимым, добрым, уметь отличать правду от лжи. Применяется техника - шитье.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях творчеством используются следующие формы работы: беседы, коммуникативные игры, мини-выставки, индивидуальная работа, работа в малых группах, коллективная работа, викторины, мини-спектакли, чтение фрагментов сказок, решение проблемных ситуаций, развивающие игры.
К концу 2-го цикла обучения обучающиеся 2-х классов имеют определенные результаты (на основе итоговой диагностики) характеризующие основные духовные понятия как:
Семья:
Знают/понимают:
сущность понятия «культура семейного общения», «семейные реликвии», «семейные традиции», «взаимопомощь»;
истоки возникновения казачества на Дону;
испытывают чувство гордости за культурно – исторические и семейно – бытовые традиции малой родины.
Принимают/владеют:
правила поведения в семье, на занятиях, в школе.
Владеют/действуют:
внимательны и заботливы к членам семьи;
бережно относятся к семейным традициям.
Природа:
Знают/понимают:
сущность понятий: «духовное общение с природой», «милосердие»;
правила поведения на природе;
историю родного края, города и их исторические места;
Принимают/владеют:
бережное отношение к флоре и фауне Донского края.
Владеют/действуют:
соблюдают нормы поведения в природе, не причиняют вреда флоре и фауне Донского края;
проявляют бережное и заботливое отношение к растениям и животным.
Труд и творчество
Знают/понимают:
термины: «пластилинография», «тестопластика», «бумагопластика»;
понятия: «общее дело», «трудолюбие», «профессионализм», «хобби», «целеустремленность», «взаимопомощь», «ответственность»;
проявляют увлеченность делом, взаимопомощь, целеустремленность, ответственность, трудолюбие;
область применения, назначение инструментов и приспособлений: кистей, карандаша, ножниц, кисточки для клея, стеки, шаблона, трафарета и т.д. и технику безопасного труда.
Умеют/владеют:
наслаждаться окружающим миром, видеть и чувствовать его красоту;
осуществлять организацию рабочего места;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия самостоятельно;
осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, природными материалами, проявляя при этом самостоятельность, творческое воображение, фантазию и креативность.
Владеют/действуют:
опытом выполнения домашнего труда (самообслуживание);
опытом соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
создавать различные предметы по собственному замыслу из бумаги, природных, пластичных материалов;
изображать тематические и декоративные композиции в различных художественных техниках.
Родина
Знают/понимают:
понятия: «Родина», «малая родина»;
проявляют любовь и трепетное отношение к истории и культурным традициям Донского края;
проявляют уважение к старшим, милосердие, доброту, щедрость души, взаимопомощь;
имеют начальные представления о традиционных для Донского края ремёслах казаков.
Умеют/владеют:
базовыми знаниями, умениями и навыками по изготовлению изделий в различных художественных техниках из доступных материалов и средств изобразительной деятельности.
Владеют/действуют:
проявляют уважение к своей малой родине.
Культура:
Знают/понимают:
основные нравственные нормы (доброта, любовь, дружба);
иметь представление о понятиях: «культура», «народные ремесла», «культурные традиции».
Принимают/владеют:
культурными нормами общения в группе, с классом, в школе;
нормами культурного поведения в обществе;
потребностью в совершении добрых дел.
Владеют/действуют:
опытом соблюдения норм культурного поведения;
соблюдают опрятность и аккуратность во внешнем облике.
Искусство и литература:
Знают/понимают:
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
элементарные представления об искусстве и литературе, народном творчестве как о способах выражения мыслей и чувств человека.
Принимают/владеют:
первоначальными умениями видеть проблему, авторскую идею, намеки в литературных произведениях;
анализировать содержание сказок, рассказов, песен и находить способы решения проблем с позиции нравственности;
Владеют/действуют:
первоначальным опытом эмоционального постижения народного творчества;
творчески оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие человека в природе.
Таким образом, экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» обеспечивает становление личности у обучающихся младшего школьного возраста ценности экология человека и является эффективным инструментом внедрения стандартов нового поколения во внеурочную деятельность школ города Таганрога.