kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Перечень базовых национальных ценностей, приведенных в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным.

Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности.

Любовь к природе заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьника. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, охранять окружающую среду.

Одно из основных условий успешного решения вопросов охраны окружающей среды – высокая экологическая культура населения. Процесс формирования экологического мировоззрения затрагивает разные уровни и сферы развития личности, является обязательным этапом становления ее социальной сущности. В этой связи, проблема создания целостной, эффективной системы экологического воспитания – важнейшая социальная проблема государственного значения.

Решение ее во многом связано с совершенствованием форм и методов школьного экологического образования.

Почему это так необходимо? Что послужило тому причиной?

К числу актуальных, острых относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

Загрязняется воздух, вода, почва. В результате – истощаются почвы, от загрязнения мест обитания, разрушения, влияния со стороны человека – исчезли, или на грани исчезновения, многие виды растений и животных.

Спасти окружающую среду от уничтожения человечество сможет только при условии осознания своей собственной позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Экологическое воспитание формирует ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых норм природопользования, пропаганду идей, активную деятельность по изучению и охране природы своей страны.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния окружающей среды своей местности и ее улучшению, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Наша школа находится в непосредственной близости к природе – Бобачевской роще, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Она расположена в Московском р-не г. Твери. Площадь – 20,5 га. Является памятником природы с 1982 г.

Во все времена года (практически ежедневно) мы посещаем Бобачевскую рощу. Наблюдаем за природными изменениями, играем в познавательные игры: «Найди дерево по его приметам» и т.п. Во время экскурсий, прогулок собираем осенние листья, сосновые и еловые шишки, интересные по форме сучки и т.д. В свободное от самоподготовки время готовим поделки из осенних листьев.

Мероприятия экологической направленности в начальной школе.

1. Проводим недели экологии в рамках предметных декад.

В течение предметной недели была организована выставка поделок обучающихся, прошли открытые уроки, внеклассные мероприятия. Проявился интерес родителей к проведению предметной недели – помогали детям готовить поделки, присутствовали на внеклассных мероприятиях. Проводились конкурсы плаката и рисунков на тему экологии. Умение видеть красоту окружающего мира – основа истинной любви к природе, бережного отношения к ней. Были проведены классные часы.

На заключительной линейке по декаде экологии подведены итоги в конкурсах – плаката, рисунка, поделки, состоялось театрализованное представление «Кто спасет зеленый лес»; игры и конкурсы на экологические темы.

Экологические экскурсии: «По экологической тропе».

Конкурсы:

  • эстафета «Экологическая тропа»
  • конкурс плакатов «Сохраним планету Земля»
  • конкурс газет
  • конкурс «Знатоки природы»

Экологические акции:

  • «Спасем первый подснежник – не рвите мать-и-мачеху!»
  • «Покорми птиц зимой» (3,4 кл.)
  • «Птичий патруль» (1,2 кл.)
  • «Сделай чистым Дом, в котором ты живешь» (сезонные акции по уборке территории школы и прилегающих к ней территорий)
  • «Витамины на подоконнике» (выращивание овощей и зелени на подоконнике)

Экологические праздники: февраль – масленица; март – День птиц.

Выставки:

  • поделки из природного материала «Здравствуй, осень золотая!»
  • оформление научно-познавательных стендов «Сохраним планету Земля»

Классные часы – проводились по планам классных руководителей, учитывая план воспитательной работы школы и экологический календарь.

Экологические проекты:

  • «Мы как часть природы»
  • «Лес (парк) как природный комплекс»
  • «Мир насекомых нашей местности»
  • «Особо охраняемые территории (заповедники)» и др.

В процессе экологической работы используется ИКТ:

  • просмотр художественных и научно-популярных фильмов о мире природы и его обитателях
  • просмотр телепередач о природе «Диалоги о животных», «Мир дикой природы», «Неизвестная планета», «Тайны дикой природы»

Совместная трудовая деятельность.

Выращивание растений и уход за ними на разных фазах их развития:

  • проращивание семян растений (гороха, бобов и др.)
  • посев семян растений для выращивания рассады
  • высадка рассады в грунт (анютины глазки, настурция, примула и др.)
  • уход за комнатными растениями, клумбами (полив, рыхление, прополка)
  • уход за деревьями и кустарниками на участке школы (осенняя уборка листьев и веток, сгребание снега к корням  растений)
  • уход за домашними животными

Имея опыт работы учителя, проводя внеклассные мероприятия, я пришла к выводу о необходимости формирования экологических знаний у младших школьников на уроках, но с обязательным продолжением во внеклассной работе.

Важным аспектом экологического воспитания я считаю и просвещение родителей учеников. Это знание ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребенка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относиться.

Провожу родительские собрания на экологические темы. Я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания (валеологией). Нарушение по отношению к еде, проявляющееся в переедании и последующем ожирении, впоследствии приводит к различным болезням. Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний. Целью моих бесед стало ознакомление школьников и их родителей: с требованиями гигиены питания; со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников, со значением полезных продуктов; с пользой теплой и жидкой пищи; разъяснение вреда чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями.

Систематически провожу с детьми уроки здоровья. Особое внимание уделяю соблюдению детьми режима дня в различное время года, стараюсь на практических примерах убедить детей осознанно следить за своим здоровьем. «Что ты должен и чего не должен делать, чтобы быть здоровым?» Дети стараются ответить на этот вопрос. «Грязь и неряшливость в одежде – пренебрежение к своему здоровью».

Интересные беседы провожу по экономному, бережному расходованию воды в хозяйстве. С помощью экскурсий на притоки р. Волга (Тьмака и Лазурь) показываю, что забота о воде необходима. После каждой экскурсии задаю вопросы:

  • Что дало вам общение с природой?
  • Стал ли ты добрее, богаче душой?
  • Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природы и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. М.М. Пришвин писал: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Планируемые результаты экологического воспитания:

  • ценностное отношение к природе
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционального, нравственного отношения к природе
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание »

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован, и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Перечень базовых национальных ценностей, приведенных в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным.

Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности.

Любовь к природе заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьника. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, охранять окружающую среду.

Одно из основных условий успешного решения вопросов охраны окружающей среды – высокая экологическая культура населения. Процесс формирования экологического мировоззрения затрагивает разные уровни и сферы развития личности, является обязательным этапом становления ее социальной сущности. В этой связи, проблема создания целостной, эффективной системы экологического воспитания – важнейшая социальная проблема государственного значения.

Решение ее во многом связано с совершенствованием форм и методов школьного экологического образования.

Почему это так необходимо? Что послужило тому причиной?

К числу актуальных, острых относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

Загрязняется воздух, вода, почва. В результате – истощаются почвы, от загрязнения мест обитания, разрушения, влияния со стороны человека – исчезли, или на грани исчезновения, многие виды растений и животных.

Спасти окружающую среду от уничтожения человечество сможет только при условии осознания своей собственной позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Экологическое воспитание формирует ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых норм природопользования, пропаганду идей, активную деятельность по изучению и охране природы своей страны.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния окружающей среды своей местности и ее улучшению, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Наша школа находится в непосредственной близости к природе – Бобачевской роще, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Она расположена в Московском р-не г. Твери. Площадь – 20,5 га. Является памятником природы с 1982 г.

Во все времена года (практически ежедневно) мы посещаем Бобачевскую рощу. Наблюдаем за природными изменениями, играем в познавательные игры: «Найди дерево по его приметам» и т.п. Во время экскурсий, прогулок собираем осенние листья, сосновые и еловые шишки, интересные по форме сучки и т.д. В свободное от самоподготовки время готовим поделки из осенних листьев.

Мероприятия экологической направленности в начальной школе.

1. Проводим недели экологии в рамках предметных декад.

В течение предметной недели была организована выставка поделок обучающихся, прошли открытые уроки, внеклассные мероприятия. Проявился интерес родителей к проведению предметной недели – помогали детям готовить поделки, присутствовали на внеклассных мероприятиях. Проводились конкурсы плаката и рисунков на тему экологии. Умение видеть красоту окружающего мира – основа истинной любви к природе, бережного отношения к ней. Были проведены классные часы.

На заключительной линейке по декаде экологии подведены итоги в конкурсах – плаката, рисунка, поделки, состоялось театрализованное представление «Кто спасет зеленый лес»; игры и конкурсы на экологические темы.

Экологические экскурсии: «По экологической тропе».

Конкурсы:

  • эстафета «Экологическая тропа»

  • конкурс плакатов «Сохраним планету Земля»

  • конкурс газет

  • конкурс «Знатоки природы»

Экологические акции:

  • «Спасем первый подснежник – не рвите мать-и-мачеху!»

  • «Покорми птиц зимой» (3,4 кл.)

  • «Птичий патруль» (1,2 кл.)

  • «Сделай чистым Дом, в котором ты живешь» (сезонные акции по уборке территории школы и прилегающих к ней территорий)

  • «Витамины на подоконнике» (выращивание овощей и зелени на подоконнике)

Экологические праздники: февраль – масленица; март – День птиц.

Выставки:

  • поделки из природного материала «Здравствуй, осень золотая!»

  • оформление научно-познавательных стендов «Сохраним планету Земля»

Классные часы – проводились по планам классных руководителей, учитывая план воспитательной работы школы и экологический календарь.

Экологические проекты:

  • «Мы как часть природы»

  • «Лес (парк) как природный комплекс»

  • «Мир насекомых нашей местности»

  • «Особо охраняемые территории (заповедники)» и др.

В процессе экологической работы используется ИКТ:

  • просмотр художественных и научно-популярных фильмов о мире природы и его обитателях

  • просмотр телепередач о природе «Диалоги о животных», «Мир дикой природы», «Неизвестная планета», «Тайны дикой природы»

Совместная трудовая деятельность.

Выращивание растений и уход за ними на разных фазах их развития:

  • проращивание семян растений (гороха, бобов и др.)

  • посев семян растений для выращивания рассады

  • высадка рассады в грунт (анютины глазки, настурция, примула и др.)

  • уход за комнатными растениями, клумбами (полив, рыхление, прополка)

  • уход за деревьями и кустарниками на участке школы (осенняя уборка листьев и веток, сгребание снега к корням растений)

  • уход за домашними животными

Имея опыт работы учителя, проводя внеклассные мероприятия, я пришла к выводу о необходимости формирования экологических знаний у младших школьников на уроках, но с обязательным продолжением во внеклассной работе.

Важным аспектом экологического воспитания я считаю и просвещение родителей учеников. Это знание ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребенка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относиться.

Провожу родительские собрания на экологические темы. Я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания (валеологией). Нарушение по отношению к еде, проявляющееся в переедании и последующем ожирении, впоследствии приводит к различным болезням. Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний. Целью моих бесед стало ознакомление школьников и их родителей: с требованиями гигиены питания; со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников, со значением полезных продуктов; с пользой теплой и жидкой пищи; разъяснение вреда чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями.

Систематически провожу с детьми уроки здоровья. Особое внимание уделяю соблюдению детьми режима дня в различное время года, стараюсь на практических примерах убедить детей осознанно следить за своим здоровьем. «Что ты должен и чего не должен делать, чтобы быть здоровым?» Дети стараются ответить на этот вопрос. «Грязь и неряшливость в одежде – пренебрежение к своему здоровью».

Интересные беседы провожу по экономному, бережному расходованию воды в хозяйстве. С помощью экскурсий на притоки р. Волга (Тьмака и Лазурь) показываю, что забота о воде необходима. После каждой экскурсии задаю вопросы:

  • Что дало вам общение с природой?

  • Стал ли ты добрее, богаче душой?

  • Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природы и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. М.М. Пришвин писал: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Планируемые результаты экологического воспитания:

  • ценностное отношение к природе

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционального, нравственного отношения к природе

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах



























Приложение №1

Экологическая культура и приобщение к ней

З н а н и е

Качество личности

Функциональная деятельность

Деятельность

1. Природа как источник эстетического наслаждения:

- для чего нужны цветы;

- можно ли рвать первоцветы;

- Красная книга природы;

- что такое пейзаж;

- где бы ты хотел отдохнуть: на городской улице или лесной полянке;

- любовь к родному краю;

- бережное отношение к природе;

- наблюдательность;

- изготовление поделок из природного          

материала;

 - знакомство с пейзажем:

 - что такое пейзаж;

  - что изображает;

  - какие чувства вызывает;

Неделя детского творчества

Неделя природоведения

Устная газета "Первоцветы"

2. Способы общения человека с природой:

- что такое природное сообщество;

- что необходимо растениям;

- человек и природа;

- бережное отношение человека к природе;

- мини-сочинение  жалоба: "Я - луг",  "Я - лес",  "Я - озеро"

- уход за комнатными растениями:

  - подготовка почвы;

  - посадка растений;

  - дальнейший уход;


3. Общение человека с животными:

- образ жизни диких животных;

- собака - друг человека (букварь);

- кошка гуляет сама по себе;

- хорошо ли птице в клетке;

- как помочь птицам зимой;

- любовь к животным;

- заботливость;

- доброта;

- сострадание;

- рассказать о своих домашних животных;      

- посещение парка с целью накормить зверей;  

- составить рассказ о посетителях кормушек за твоим окном;

Газета "Наши любимцы"

Неделя природоведения

4. Уход человека за животными:

- твои четвероногие друзья;

- ты в ответе за всех, кого приручил;

- зачем человеку кошка;

- любовь к животным;

- заботливость;

- доброта;

задания по группам:                          

- составить памятку для владельцев собак; кошек;

- рассказать о своем животном;

Неделя природоведения

Газета "Наши любимцы"











Приложение №2

Мероприятия по реализации направления «Ученик и его отношение к природе»

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов по экологическому воспитанию (1-4 классы):

«О братьях наших меньших», «Русские берёзки», «Цветы в былинах и мифах», «Мой домашний любимец», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т. д.

в течение года

Викторины, беседы, игры и т. д.

классные руководители, воспитатель

Акция «Каждому участку земли экологическую заботу» (1-4 классы)

в течение года

Трудовая акция

классные руководители

«Древо познания» (1 класс)

сентябрь

Трудовая акция

Классные руководители, воспитатель, родители

«Чудесный огород» (1-4 классы):

Выставка «Осенние зарисовки» (1-2 классы) Игра «Что в огороде растёт?» (1-2 классы) Викторина «Витамины с грядки» (3-4 классы)

октябрь

комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс чтецов, викторины

Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители, воспитатель

День земли (1-4 классы):

Акция «Чистый дом – чистый двор» (1-4 классы)

Акция «Сделай село чище» (2-4 классы)

«Судьба села в твоих руках» (3-4 классы)

Акция «Цветик – семицветик»

(1-4 классы)

«Знай и люби родную природу» (1-4 классы)

Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» (1-2 классы)

«Береги природу – наш дом» (3-4 классы)

апрель-май

Комплекс

мероприятий:

субботник

листовки

экологическая фото-выставка

выращивание рассады цветов, благоустройство территории и т. д.

викторина

игра

конкурс экологических проектов

Администрация,

учителя-предметники, классные руководители, воспитатель





Приложение №3

Виды деятельности и формы организации внеурочной и внешкольной работы с младшими школьниками в целях воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде.

№ п/п

Виды деятельности

Тематика занятий

Ответственные

Сроки выполнения

1

Беседа размышление

1. Обсудим прочитанные произведения

2. Человек и животные в произведениях художников

3.Экологический плакат

Воспитатель, учитель

Сентябрь

2

Классные часы

1. Ты ответственен за того, кого приручил


2. Что такое экологическая безопасность

3. Вредная и здоровая пища

4. Тайны гидросферы земли

5. Лесные сказки (о растениях и животных)

6. Арктика и Антарктика


7. Путешествие с насекомыми

8. Экологический праздник

Воспитатель, учитель


Врач, воспитатель







Воспитатель, учитель

Октябрь-ноябрь

3

Экологические акции

Украсим свой класс комнатными растениями

Туристические походы

Путешествие по родному краю

Участие в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей.

Участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов.

Посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.

Поможем лесу быть чистым.

Посадим деревце – вырастим лес.

«Осторожно! Гусеница на тропинке».

Сбор осенних листьев в парке

Сделаем кормушку пернатому другу

Охраняем муравейник – охраняем лес.

Воспитатель, учитель, учитель станции юннатов, учитель трудового обучения

По возможности














Сентябрь


Ноябрь


Апрель - май

4

Экологические праздники

Февраль – «Масленица»

Март – «День птиц»

22 марта – «День воды»

22 апреля – Международный день Земли

18-22 апреля – Дни заповедников и национальных парков

3 мая – день Солнца

5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды

Сентябрь – праздник урожая «Осенины»

11 декабря – международный день гор

Воспитатель, учитель, организатор внеклассной работы

По датам календаря

5

Наблюдения за объектами живой и неживой природы

Почему в городе грязный снег?

Кто загрязняет воздух в городе?

Как и когда появляются новые листья у комнатных растений?

«Листья клена и березы»

«Ягоды и семена осенью»

Какой корм предпочитают птицы?

Почему не все птицы улетают на юг?

Рассматривание веток деревьев зимой (почему на ветках нет почек?)

Следы животных, птиц на снегу

Наблюдаем народные приметы осени, зимы, весны (по сезонам)

Воспитатель, учитель

В течение учебного года

6

Целевые прогулки

К елям и соснам зимой

По улицам зимнего города

В парк (лес) – рассматриваем старый пень

К кустарникам с осенними плодами

К зимнему дубу

К муравейнику

Различаем деревья и кустарники в зимнем уборе

Есть ли под снегом живые существа?

Воспитатель

В течение учебного года

7

Трудовая деятельность

Участие в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке)

Экологические акции

Десанты

Посадка растений, создание цветочных клумб

Очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц

Подкормка зверей в парке, лесу в зимний период

Участие в школьных экологических праздниках и проектах

Совместная трудовая деятельность

Создание экологической среды

Работа на пришкольном участке

Воспитатель, учитель

В течение года

8

Игровая деятельность

Когда это бывает?

Найди животное по следу

«Три желания»

«Подбери слово»

«Путешествуй по стране»

«Найди соседей»

Праздник первого снега, первой травы

Игра-соревнование «Секреты лесной поляны» (по сезонам года)

Воспитатель, учитель, библиотекарь

В течение года

9

Творческая деятельность

Изготовление сувениров из природного материала

Конкурсы рисунков, фото

Выставки, оформление альбомов и т.д.

Олимпиады

Воспитатель, учитель


По плану

10

Проектная деятельность

Экологические проекты

«Мы как часть природы»

Лес (парк) как природный комплекс

Мир насекомых нашей области (альбом – рисунки)

«Из чего делают бумагу»
Реки, пруды, болота – часть гидросферы Земли

Птицы в городе

Особоохраняемые территории (заповедники и т.д.)

Природа в Красной книге области

Воспитатель, учитель, библиотекарь

По плану





Материал подготовлен воспитателем начальных классов ГБОУ «Школа-интернат №2 VII вида” г. Твери Чистяковой Л.А.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чистякова Людмила Алексеевна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158730


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства