Самоанализ урока математики в 1, 3 классе по теме «Выражения и его виды. Закрепление по сложению и вычитанию многозначных чисел», проведенного учителем начальных классов Петринич Н.А. на семинаре районного уровня
Задачи, цели, содержание урока соответствуют программному материалу третьего и первого класса. Этот программный материал взят за основу обобщающего урока по теме “Закрепление пройденного по внетабличному сложению и вычитанию в 3 классе” и в 1 классе по теме «Выражения и его виды».
На тему “Внетабличное сложение и вычитание многозначных чисел” по планированию отводится пять уроков. На предыдущих четырех уроках учащиеся получили знания о приемах и способах сложения и вычитания многозначных чисел, а также формировались умения и навыки складывать и вычитать многозначные числа с нулями в определенном разряде, умения и навыки различать разряды многозначных чисел, навыки решения задач с изученными приемами сложения и вычитания многозначных чисел.
В первом классе на тему «Выражения и его виды» отводится 3 часа. На предыдущих уроках учащиеся получали знания о видах выражений, способах их вычислений, а также формировались навыки нахождения значения выражений буквенных и числовых, умения определять и различать буквенные и числовые выражения, умения и навыки решения числовых выражений, умение находить значения буквенных выражений.
На заключительном уроке я поставила цель совершенствования приобретенных знаний, умений, навыков, систематизации и закрепления знаний, полученных на предыдущих уроках.
Данные задачи и цели были реализованы в ходе упражнений на закрепление:
- Знания о нахождении значения числовых выражений закреплялись через работу с заданиями и решением задачей № 2, через творческую работу с текстом № 3;
- Знания о буквенных выражениях закреплялись через работу над заданием №4;
- знания о способах внетабличного сложения и вычитания многозначных чисел через выполнение заданий № 1, 3,;
- знания о сложении и вычитании многозначных чисел с нулями в разряде– через выполнение заданий №6, 7 и в итоговой беседе.
Указанные навыки и умения формируют:
- умения отличать буквенные и числовые выражения в работе над заданием № 2 и творческом задании;
- умения выполнять сложение и вычитание многозначных чисел с нулями в разряде в работе над текстом № 3;
На уроке развивались:
– слуховое восприятие при работе с текстом № 2;
– память в игре;
– операция анализа через этимологическую страничку, через сравнение текста № 3 с собственным текстом;
– операция синтеза и сравнения – через итоговую беседу;
– творческие способности – через творческое задание;
– навыки работы в парах – игра, взаимопроверка;
– самоконтроль, взаимоконтроль – текст № 5.
В воспитательном плане ценность урока заключается в том, что:
– дети учились работать в парах;
– содержание текста № 2 направлено на формирование понятия о нормах жизни в обществе.
Указанные цели были реализованы посредством следующих упражнений:
– работы с текстом № 1 – необычное начало урока формирует мотивацию е закреплению знаний по теме;
– игры-повторения;
– этимологической странички, так как она развивает чуткое отношение к выражению;
– работы с текстом № 2 – требует обобщения, формирует умения, заложенные в целях урока;
– фронтальной беседы – традиционная форма и она продуктивна, так как требует развития монологической речи в научном стиле;
– работы с текстом № 3 – это творческое задание, посредством которого развиваются творческие способности;
– развития навыка использования местоимений в речи;
– творческого задания, которое дает возможность применять знания в необычной ситуации;
– итоговой беседы – основное средство систематизации и обобщения знаний по теме урока.
Основная сложность проведения урока заключалась в организации работы в парах, так как мною проводился урок в совмещенных классах (работа в малокомплектной школе). Навыки такой работы пока не стадии отработки (аналитический уровень). Поэтому я предполагаю в перспективе больше времени уделять этой форме работы на уроке.
При подборе текстов к данному уроку старалась учитывать тему своей научно-методической работы по геометрическому материалу. Кроме этого, тексты близки к профилю школы