kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие сценической речи в детских театральных коллективах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь на сцене всегда занимала и занимает место в характеристике того или иного стиля актёрского исполнения. Внимание к содержательности сценической речи, передачи  оттенков мысли и чувств, к яркой эмоциональной выразительности слова составляет предмет особой заботы актёров.
   Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи, дает возможность человеку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение,волю. Такая речь – уже искусство. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие сценической речи в детских театральных коллективах»»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для детских театральных коллективов


«Развитие сценической речи в детских театральных коллективах»


Огромное большинство людей плохо,
вульгарно пользуются речью в своей жизни.
Однако они привыкли к ней
и не замечают своих недостатков.

Станиславский К.С.

Речь на сцене всегда занимала и занимает место в характеристике того или иного стиля актёрского исполнения. Внимание к содержательности сценической речи, передачи  оттенков мысли и чувств, к яркой эмоциональной выразительности слова составляет предмет особой заботы актёров.
   Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи, дает возможность человеку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение,волю. Такая речь – уже искусство. 
   Чтобы овладеть такой речью, необходимо настойчиво, шаг за шагом осваивать речевое мастерство. Очень важно знать не только ЧТО говорить, но и КАК говорить. Живое слово остаётся главным оружием, главной действующей силой в общении с людьми. Отсюда, особое внимание к звучанию слова, к его произношению, внимание к дикции, ибо, чёткая, ясная, правильная речь, когда каждое слово выражает чувства, волю, а звучный и гибкий голос передаёт все оттенки мысли, совершенно необходимы для каждого человека, кто говорит публично. Речь вялая, монотонная затуманивает содержание лекции, высказывания и не воспринимается слушателями.
   Не так редки случаи, когда после нескольких лет напряжённого и неумелого пользования, голос становится бесцветным, хриплым и потому хуже воспринимается окружающими, быстро утомляя их и зачастую даже раздражая и настраивая против говорящего и его речи.
   Огромное значение слову к орудию мысли и познания придавалось ещё в античной риторике. Говорить короткими фразами считалось так же нежелательно, как и  длинными. Стиль должен соответствовать предмету разговора. Если речь многословна или слишком сжата, если она высокопарна, или наоборот, стиль её слишком низок, то она не достигнет цели и не будет воспринята слушателями. Опыт доказывает, что только определённый режим поведения и постоянная тренировка помогают сохранить на много лет все качества голоса, его звучание.
   Обучение технике речи является и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса. Умение владеть голосом тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит от ясности, отчётливости произношения – дикции. Речь должна быть достаточно правильной, соответствовать орфоэпическим нормам произношения. Только наличие этих условий даёт возможность передать всё этическое и эмоциональное богатство своей речи. Таким образом, эта дисциплина включает в себя четыре основных раздела:

1.     дыхание

2.     голос

3.     дикцию

4.     орфоэпию.

Как подготовительный этап при обучении вводиться:

1.     гигиенический и вибрационный массаж

2.     упражнение на мышечное расслабление

3.     овладение элементами аутогенной тренировки.

При обучении техники речи упражнения на развитие дыхания голоса, дикции и орфоэпии проводятся одновременно. Почему? Потому, что дыхание, артикуляция и голосообразование – это единые физиологические процессы.
         И только после этого учимся делать логические паузы и логические ударения. Паузы совпадают со знаками препинания, но могут быть и там, где на письме таковых нет. Каждый знак препинания: точка, точка с запятой, запятые, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие имеет свою интонацию. Логическое ударение (акцент) зависит от цели высказывания. Достигается это изменением высоты тона, которое даёт возможность полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Чтобы усвоить все правила необходимо тренироваться.
   Такую программу обучения проводят со школьниками, а с дошкольниками проводится фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Основой занятия может быть сказочный сюжет, воображаемого путешествия или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные  и дидактические игры. Такие занятия включают в себя работу над дыханием и развитием голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, пальчиковая игра. Используются чистоговорки, скороговорки, речевые игры, упражнения для развития чувства ритма и внимания. 
   Успешность работы зависит, в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Станиславский считал сценическую речь наиболее сложным участком актерского мастерства.  Функционирование речевого аппарата осуществляется синхронной работой трех, теснейшим образом между собой связанных систем:


• дыхательная;
• артикуляционная;
• голосообразующая.

ДИКЦИЯ. ЧИСТОТА ЗВУКА – ГИМНАСТИКА ГУБ

Точное произнесение звуков возможно лишь при безупречной работе языка, губ, нижней челюсти. У многих людей эти артикуляционные органы столь же слабо развиты, как и мышцы живота. Малоподвижный язык, стиснутые тревогой челюсти, рыхлые, вялые губы съедают чистоту звука. Поэтому работу над дикцией необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Предлагаю вам несколько упражнений.

ВАЖНО! Выполнять упражнения необходимо каждый день. Желательно перед зеркалом.
1.ГИМНАСТИКА РАЗМИНКА ГУБ
Начнем с разминки губ: 
Наберите воздух в рот, раздувая щеки и плотно сомкнутые губы. Пусть воздух прорвет сопротивление и вырвется наружу.
ПЕРЕХОДИМ К ОСНОВНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
• УПРАЖНЕНИЕ «Волейбольная сетка»
Верхняя и нижняя губы – это края волейбольной сетки. Уголки губ – точки ее закрепления.
«Расправьте» «волейбольную сетку» так, чтобы стали видны ее «клетки» (зубы и частично десны передних верхних зубов). А теперь натяните ее. Особенно упругим должен быть верхний «шнур». Уголки губ, растянувшись в стороны, помогут вам добиться желаемой упругости губ, особенно верхней. Кроме того, упругость губ должна обеспечиваться тонусом мускулатуры самих губ и прилегающих к ним мышц.
«Снимите сетку со столбов» (губы возвращаются в положение покоя).
ВАЖНО! «Натягивание сетки» должно осуществляться только губными и лицевыми мышцами. Шейные мышцы подключать нельзя. 
• УПРАЖНЕНИЕ «Маятник»
Вытяните губы трубочкой – это маятник часов. Маятник начинает совершать ритмичные движения влево – вправо, амплитуда постоянно меняется; меняется и скорость: то ускоряем, то замедляем движение маятника.
ВАЖНО! Следите, чтобы не напрягались мышцы шеи.
• УПРАЖНЕНИЕ «Ванька - встань-ка»
Собранные трубочкой губы совершают перемещение в вертикальном направлении. Ванька – встань-ка поднялся – губы идут вверх, поклонился – вниз.
• УПРАЖНЕНИЕ «Кто сильнее»
Губы плотно сомкнуты, они не хотят уступать свои границы, при этом стремятся захватить территорию соперника. Вначале верхняя губа старается преодолеть сопротивление нижней и постепенно оттесняет ее вниз. Затем роли их меняются.
После того, как выяснилось, что их силы равны, губы начинают массажировать одна другую, а затем выбивают ритм чечетки. При этом челюсти плотно сжаты. Ритм любой мелодии выбивается легко и непринужденно.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Развитие сценической речи в детских театральных коллективах»

Автор: Колпакова Ольга Романовна

Дата: 14.11.2017

Номер свидетельства: 438801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Программа "Сценическое мастерство" "
    ["seo_title"] => string(39) "proghramma-stsienichieskoie-mastierstvo"
    ["file_id"] => string(6) "125456"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414997223"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Воспитание гражданственности через театральную студию"
    ["seo_title"] => string(58) "vospitaniieghrazhdanstviennostichierieztieatralnuiustudiiu"
    ["file_id"] => string(6) "265722"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450016074"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства "
    ["seo_title"] => string(82) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-sriedstvami-tieatral-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "197704"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428299671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства