Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК»
Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК»
Рабочая программа
объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК»
Возраст учащихся 11-12 лет
Срок реализации 2014 – 2015 учебный год
Автор программы Паровозина Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы ВКК
МКОУ СОШ №10 г. Россоши Воронежской области
Программа составлена в 2014 -2015 учебном году
Пояснительная записка.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учит постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание и любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать творческая деятельность.
Одной их основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Именно достижению этой цели призваны служить объединения дополнительного образования, имеющие художественно-эстетическую направленность. На занятиях объединений дополнительного образования «Родничок» предполагается работа по нескольким направлениям:
совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения и овладение сценическим искусством;
развитие навыков художественного творчества;
совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений;
развитие умения художественного оформления творческих и сценических работ.
Наряду с постижением театрального искусства необходимо одновременно помогать детям в изучении и понимании устного и печатного слова, различных направлений творчества, народных традиций, содействовать тому, чтобы школьники сами могли прочувствовать и показать увиденное, пережитое, свободно высказаться. Программа объединения дополнительного образования «Родничок» построена таким образом, что все эти аспекты теснейшим образом связаны друг с другом и способствуют многостороннему развитию личности ребёнка.
В составленной программе детское творчество рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектаклей, овладение сценическим искусством, но и как фактор развития эстетического вкуса, усидчивости, целеустремлённости, трудолюбия, оценка социально-нравственного предмета с высоких нравственных позиций.
Данная программа нацелена на совершенствование творчества учащихся, основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку, в ходе которой внимание участников организовано следующим образом: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся, выбирая и нужный темп, и средства, и методы выполнения заданий, череду парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств – способствуют развитию индивидуальности ученика.
Участники программы
Набор в объединение осуществляется свободно, без конкурса. Формируется группа из 15 человек. Возраст участников – от 11 до 15 лет (5-6, 9 класс)
Механизм реализации программы
Настоящая программа рассчитана на 2 года, но, учитывая факт, что большинство участников дополнительного образования «Родничок» будут постигать навыки сценического и литературного мастерства впервые, программа разработана пока только на 1 год обучения: 4 часа в неделю (140 часов). В первый год обучения учащиеся должны освоить сценическую речь, попробовать себя в жанре эссе, сценария, научиться художественно-оформительским и хореографическим основам. На второй год планируется освоение более сложных сценических образов, создание композиционной структуры театральной сценической постановки, разработка развёрнутого сценария.
Программа предполагает различные формы работы:
беседа;
деловая игра;
просмотр кинофильмов и их обсуждение;
чтение и обсуждение статей из газет и журналов;
написание отзывов и статей;
выпуск школьных газет и подготовка статей для публикации в газетах;
мастер-классы;
участие в конкурсах по развитию речи;
занятие хореографией и сценическим искусством;
посещение народного театра «Рамс» молодёжного центра Россошанского муниципального района;
театрализованные постановки (постановочная работа включает в себя индивидуальную работу, групповую – репетиция отдельных сцен), а также работу со всем коллективом (сводные/генеральные репетиции).
Ожидаемые результаты:
повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
создание банка данных о людях, внёсших весомый вклад в развитие театрального искусства и литературного наследия;
формирование уважения к истории и традициям нашей страны.
В ходе реализации программы, при анализе промежуточных результатов будут подводиться итоги:
постановка спектаклей на школьной сцене;
участие в литературных конкурсах;
представление исследовательских работ.
Цели и задачи программы объединения дополнительного образования
Цель:
воспитание грамотного зрителя;
развитие творческого потенциала подростков.
Задачи:
формирование разновозрастного коллектива;
нравственно-эстетическое воспитание участников коллектива и зрителей;
формирование и развитие коммуникативных навыков участников коллектива;
развитие у подростков любви к театру и литературе;
формирование художественного вкуса;
воспитание творческой активности м самостоятельности;
ознакомление с основами актёрского мастерства;
развитие критических способностей учащихся.
Требования к уровню подготовки школьников после окончания курса
Учащиеся должны знать:
историю русского и мирового театрального искусства;
основные виды передачи художественного образа на сцене;
виды театральных жанров;
виды литературных жанров;
технику безопасности и основы организации работы во время репетиций и постановки на сцене;
Учащиеся должны уметь:
владеть навыками работы над литературным произведением;
владеть навыками сценической речи, театрального мастерства, хореографическими навыками;
самостоятельно выделять наиболее характерные черты своей роли;
перевоплощаться в образ на любой сцене.
Условия реализации программы:
обеспечение каждому учащемуся заданий соответствующего уровня сложности;
создание благоприятного психологического климата в коллективе;
установление доверительных отношений между участниками ОДО;
получение всеми участниками ОДО необходимых знаний по курсу;
проведение коллективных творческих мероприятий и выступлений на сцене;
развитие основной мотивационной черты – интереса к получению новых знаний и удовлетворение от полученного результата;
учёт психологических и возрастных особенностей участников ОДО;
использование художественного творческого процесса при организации досугово-развивающей деятельностью.
Содержание программы
Содержание программы объединения дополнительного образования «родничок» ориентировано на развитие у обучающихся умения работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей. Контактировать с разными людьми. Помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций. Члены объединение приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми. Члены объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды, у них повышается общий уровень культуры.
Введение (6 часов):
знакомство с целью, задачами, программой, условиями работы кружка;
знакомство участников.
Основы сценического искусства (22 часа):
теоретические основы инсценировки (роль пауз, логических ударений, интонации);
выразительное чтение произведения и анализ содержания 9тема, идея, основные образы, произведения);
чтение по ролям, заучивание произведений наизусть;
инсценировка небольшого литературного произведения.
Сценическое мастерство (42 часа):
работа над сценарием театрализованного представления;
актёрское мастерство;
сценическое движение;
сценическая речь;
организация репетиций;
постановка спектаклей на сцене.
Основы литературного творчества (28 часов):
жанры литературного творчества;
анализ работ известных мастеров художественного слова;
средства передачи образности языка в художественном произведении;
работа над художественным произведением в жанре эссе.
Сочинение как вид творческой работы (24 часа):
требования к сочинению;
самостоятельная формулировка темы сочинения;
основные части сочинения и работа над этими частями;
логика изложения и глубина аргументации, виды сочинений;
работа над выразительностью речи;
работа над стилистическими и речевыми ошибками сочинения;
рецензия на сочинение товарища, сочинение-рассуждение и стихи собственного сочинения.
Творческая лаборатория (18 часов):
подведение итогов полученных знаний и навыков, полученных в ходе занятий в ОДО «Родничок»;
постановка спектакля;
оформление школьной газеты.
Основные направления реализации программы:
Программа направлена на следующие виды деятельности:
создание условий для развития личности учащихся среднего школьно возраста;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй участников ОДО.
Диагностика знаний умений и навыков участников ОДО:
зачёт по риторическому и сценическому искусству;
участие в конкурсах;
творческий отчёт.
Содержание программы позволяет своевременно выделять:
умение работать в коллективе;
рост эмоциональной активности;
развитие коммуникативных качеств.
Эффективность данной программы состоит в том, что её содержание позволяет вывести школьников на личную траекторию саморазвития, проследить рост творческой активности, выявить развитие индивидуальных способностей.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» »
Рабочая программа
объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК»
Возраст учащихся 11-12 лет
Срок реализации 2014 – 2015 учебный год
Автор программы Паровозина Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы ВКК
МКОУ СОШ №10 г. Россоши Воронежской области
Программа составлена в 2014 -2015 учебном году
Пояснительная записка.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учит постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание и любовь ко всему живому?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать творческая деятельность.
Одной их основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Именно достижению этой цели призваны служить объединения дополнительного образования, имеющие художественно-эстетическую направленность. На занятиях объединений дополнительного образования «Родничок» предполагается работа по нескольким направлениям:
совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения и овладение сценическим искусством;
развитие навыков художественного творчества;
совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений;
развитие умения художественного оформления творческих и сценических работ.
Наряду с постижением театрального искусства необходимо одновременно помогать детям в изучении и понимании устного и печатного слова, различных направлений творчества, народных традиций, содействовать тому, чтобы школьники сами могли прочувствовать и показать увиденное, пережитое, свободно высказаться. Программа объединения дополнительного образования «Родничок» построена таким образом, что все эти аспекты теснейшим образом связаны друг с другом и способствуют многостороннему развитию личности ребёнка.
В составленной программе детское творчество рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектаклей, овладение сценическим искусством, но и как фактор развития эстетического вкуса, усидчивости, целеустремлённости, трудолюбия, оценка социально-нравственного предмета с высоких нравственных позиций.
Данная программа нацелена на совершенствование творчества учащихся, основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку, в ходе которой внимание участников организовано следующим образом: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся, выбирая и нужный темп, и средства, и методы выполнения заданий, череду парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств – способствуют развитию индивидуальности ученика.
Участники программы
Набор в объединение осуществляется свободно, без конкурса. Формируется группа из 15 человек. Возраст участников – от 11 до 15 лет (5-6, 9 класс)
Механизм реализации программы
Настоящая программа рассчитана на 2 года, но, учитывая факт, что большинство участников дополнительного образования «Родничок» будут постигать навыки сценического и литературного мастерства впервые, программа разработана пока только на 1 год обучения: 4 часа в неделю (140 часов). В первый год обучения учащиеся должны освоить сценическую речь, попробовать себя в жанре эссе, сценария, научиться художественно-оформительским и хореографическим основам. На второй год планируется освоение более сложных сценических образов, создание композиционной структуры театральной сценической постановки, разработка развёрнутого сценария.
Программа предполагает различные формы работы:
беседа;
деловая игра;
просмотр кинофильмов и их обсуждение;
чтение и обсуждение статей из газет и журналов;
написание отзывов и статей;
выпуск школьных газет и подготовка статей для публикации в газетах;
мастер-классы;
участие в конкурсах по развитию речи;
занятие хореографией и сценическим искусством;
посещение народного театра «Рамс» молодёжного центра Россошанского муниципального района;
театрализованные постановки (постановочная работа включает в себя индивидуальную работу, групповую – репетиция отдельных сцен), а также работу со всем коллективом (сводные/генеральные репетиции).
Ожидаемые результаты:
повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
создание банка данных о людях, внёсших весомый вклад в развитие театрального искусства и литературного наследия;
формирование уважения к истории и традициям нашей страны.
В ходе реализации программы, при анализе промежуточных результатов будут подводиться итоги:
постановка спектаклей на школьной сцене;
участие в литературных конкурсах;
представление исследовательских работ.
Цели и задачи программы объединения дополнительного образования
Цель:
воспитание грамотного зрителя;
развитие творческого потенциала подростков.
Задачи:
формирование разновозрастного коллектива;
нравственно-эстетическое воспитание участников коллектива и зрителей;
формирование и развитие коммуникативных навыков участников коллектива;
развитие у подростков любви к театру и литературе;
формирование художественного вкуса;
воспитание творческой активности м самостоятельности;
ознакомление с основами актёрского мастерства;
развитие критических способностей учащихся.
Требования к уровню подготовки школьников после окончания курса
Учащиеся должны знать:
историю русского и мирового театрального искусства;
основные виды передачи художественного образа на сцене;
виды театральных жанров;
виды литературных жанров;
технику безопасности и основы организации работы во время репетиций и постановки на сцене;
Учащиеся должны уметь:
владеть навыками работы над литературным произведением;
владеть навыками сценической речи, театрального мастерства, хореографическими навыками;
самостоятельно выделять наиболее характерные черты своей роли;
перевоплощаться в образ на любой сцене.
Условия реализации программы:
обеспечение каждому учащемуся заданий соответствующего уровня сложности;
создание благоприятного психологического климата в коллективе;
установление доверительных отношений между участниками ОДО;
получение всеми участниками ОДО необходимых знаний по курсу;
проведение коллективных творческих мероприятий и выступлений на сцене;
развитие основной мотивационной черты – интереса к получению новых знаний и удовлетворение от полученного результата;
учёт психологических и возрастных особенностей участников ОДО;
использование художественного творческого процесса при организации досугово-развивающей деятельностью.
Содержание программы
Содержание программы объединения дополнительного образования «родничок» ориентировано на развитие у обучающихся умения работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей. Контактировать с разными людьми. Помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций. Члены объединение приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми. Члены объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды, у них повышается общий уровень культуры.
Введение (6 часов):
знакомство с целью, задачами, программой, условиями работы кружка;
знакомство участников.
Основы сценического искусства (22 часа):
теоретические основы инсценировки (роль пауз, логических ударений, интонации);
выразительное чтение произведения и анализ содержания 9тема, идея, основные образы, произведения);
чтение по ролям, заучивание произведений наизусть;
инсценировка небольшого литературного произведения.
Сценическое мастерство (42 часа):
работа над сценарием театрализованного представления;
актёрское мастерство;
сценическое движение;
сценическая речь;
организация репетиций;
постановка спектаклей на сцене.
Основы литературного творчества (28 часов):
жанры литературного творчества;
анализ работ известных мастеров художественного слова;
средства передачи образности языка в художественном произведении;
работа над художественным произведением в жанре эссе.
Сочинение как вид творческой работы (24 часа):
требования к сочинению;
самостоятельная формулировка темы сочинения;
основные части сочинения и работа над этими частями;
логика изложения и глубина аргументации, виды сочинений;
работа над выразительностью речи;
работа над стилистическими и речевыми ошибками сочинения;
рецензия на сочинение товарища, сочинение-рассуждение и стихи собственного сочинения.
Творческая лаборатория (18 часов):
подведение итогов полученных знаний и навыков, полученных в ходе занятий в ОДО «Родничок»;
постановка спектакля;
оформление школьной газеты.
Основные направления реализации программы:
Программа направлена на следующие виды деятельности:
создание условий для развития личности учащихся среднего школьно возраста;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй участников ОДО.
Диагностика знаний умений и навыков участников ОДО:
зачёт по риторическому и сценическому искусству;
участие в конкурсах;
творческий отчёт.
Содержание программы позволяет своевременно выделять:
умение работать в коллективе;
рост эмоциональной активности;
развитие коммуникативных качеств.
Эффективность данной программы состоит в том, что её содержание позволяет вывести школьников на личную траекторию саморазвития, проследить рост творческой активности, выявить развитие индивидуальных способностей.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы: