В работе « Воспитание социализированной через формирование активной гражданской позиции и развитие лидерских качеств учащихся» были задействованы педагоги дополнительного образования и заместитель директора .
Воспитание социализированной личности учащихся-довольно сложный, трудоемкий процесс, в ходе которого проверяется и получает право на существование новая педагогическая технология. Следует подчеркнуть, что достижение положительных результатов во многом зависит от профессионального подхода и организации проведения данной работы.
Для проведения положительного результата необходимо его предварительное серьезное и критическое осмысление.
Данная педагогическая деятельность состоит из нескольких этапов:
- выдвижение гипотезы;
- проектирование продукта;
- апробация;
- педагогическая работа с квалиметрией;
- анализ результатов.
Данная работа в школе осуществляется с учетом нескольких критериев, а именно:
- социального заказа, формирующего на основе общего прогноза социального развития микрорайона.
- реальных возможностей ОУ и его коллектива в данный момент.
- интересов учащихся, участников данной работы.
При организации этой деятельности школа работает над такой проблемой как
разработка и апробация новых технологий воспитания и развития детей.
Работа «Воспитание социализированной через формирование активной гражданской позиции и развитие лидерских качеств учащихся» была проведена в несколько этапов, причем при анализе информации все процедуры были взаимосвязаны и дополняли друг друга, т.е. не применялись в чистом виде.
Каждый этап находится под административным сопровождением.
Руководством школы созданы все условия для проведения данной работы: имеется карта участия, мониторинг.
Участие детей в данной деятельности позволяет им выбирать различные виды внеурочной деятельности : «PR-студия «ПИНО», редакция школьной газеты «Переменка», театральная студия «Горизонт». Методика программы внеурочной деятельности позволяет детям брать на себя определенные обязательства, подчиняться коллективной дисциплине, развивает чувство ответственности за себя и за коллектив.
У ребят улучшилось творческое мышление, они стали креативнее мыслить, развилось воображение, фантазия. У них развивается чувство к совместной деятельности по решению социальных проблем; они готовы к включению совместной деятельности по решению социальных проблем.
Педагог-организатор, одна из участников работы «Воспитание социализированной личности через формирование активной гражданской позиции и развитие лидерских качеств учащихся» работает по двум направлениям :
1.деятельность детского объединения «PR-студия «ПИНО»; 2.выпуск школьной газеты «Переменка».
Целью программы развития детского объединения является формирование активной гражданской позиции и развитие лидерских качеств личности подростка через внедрение коммуникативных технологий в деятельность детского объединения. Для достижения цели определены следующие задачи:
- Включить подростков в деятельность, направленную на реализацию своих способностей и создание картины будущего своей страны и самого себя.
- Формировать потребность в совместной деятельности по решению социальных проблем.
- Развивать навыки коммуникации со сверстниками и взрослыми как одного из средств поддержки собственной активности;
- Обучить навыкам эффективного лидерства и самоорганизации.
Одним из направлений деятельности детского объединения «PR-студия «ПИНО» является социальное проектирование. Создание и реализация социальных проектов способствует формированию у учащихся активной гражданской позиции.
Участниками объединения было реализовано несколько социальных проектов. Все проекты стали победителями районных конкурсов, а так же призёрами и победителями городских и областных конкурсов.
Руководитель детского объединения «PR-студия «ПИНО» вместе с учащимися ОУ стали победителями областного педагогического фестиваля «Взгляд в будущее», проводимого на базе ГБОУ ДОД ЦРТДиЮ НО. На фестиваль была представлена тематическая папка «Формирование проектного образа мышления методом социального проектирования».
Методическая разработка деловой игры «Макет проекта» заняла 1 место в городском конкурсе методических разработок в номинации «Работа с детскими объединениями», был проведен мастер-класс в ДДТ им. Чкалова в рамках городской школы вожатых и педагогов-организаторов «Вожатый города».
Детское объединение «PR-студия ПИНО» стало победителем районного конкурса детских объединений.
Также участники детского объединения «PR-студия «ПИНО» занимались реализацией социального проекта «Школьное агентство праздников». Целью социального проекта является создание творческой группы, которая занимается разработкой и проведением мероприятий по заказам. Проект объединяет ребят из детского объединения, театральной студии и школьной кампании. Актуальность проекта «Школьное агентство праздников» заключается в том, что проект позволяет решить сразу несколько задач
- Проект дает ребятам, сотрудникам агентства, возможность реализовать свой творческий потенциал.
- Деятельность агентства является социально-значимой, поскольку помогает родителям и педагогам сделать жизнь детей интереснее.
В рамках проекта творческая группа неоднократно получала заказы на проведение различных праздничных мероприятий. Сценарии для проведения праздничных мероприятий были разработаны с ребятами из театральной студии «Горизонт».
Важным направлением в работе педагога-организатора, позволяющим формировать активную гражданскую позицию у учащихся, является создание школьной газеты «Переменка». Редакция газеты освещает самые интересные и значимые события школьной жизни, рассказывает об учителях и учениках, публикует творческие материала учеников. С каждым годом газета изменяется и совершенствуется. В редакцию газеты приходят новые ребята, появляются новые рубрики, меняется облик газеты. При этом концепция издания остаётся неизменной.
Газета «Переменка» имеет свой собственный стиль. На первой полосе неизменно располагается анонс номера в виде фотографий и приветственное слово редакции. Газета имеет постоянные рубрики. Так, например, в рубрике «Лица нашей школы» публикуется интервью с педагогами школы. Рубрика «Страничка начальной школы» рассказывает о самом интересном в жизни ребят 1-11 классов. Кроме того, из «Переменки» можно узнать о предстоящих школьных событиях и конкурсах. Прислать статью для газеты может любой ученик, педагог или родитель. Для этого достаточно отправить материал на адрес электронной почты газеты или передать материал лично редактору.
«Переменка» в печатном виде распространяется по 1 экземпляру на класс, а так же экземпляр на школьном стенде.
Редакция газеты «Переменка» участвует в фестивалях и конкурсах муниципального и регионального уровня. «Переменка» заняла 3 место в городском конкурсе СМИ образовательных учреждений «Радуга слов». Газета «Переменка» стала победителем городского конкурса СМИ образовательных учреждений «Радуга слов», также представители редакции газеты принимали участие в региональном фестивале СМИ «Я-мегаполис».
Участвовала в региональном конкурсе СМИ «Область информации», в региональном конкурсе «Молодой Корреспондент» в номинации «Юное перо», в V фестивале школьных СМИ Нижегородской области. На всех конкурсах школьная газета занимала призовые места.
В течение всего учебного года участники детского объединения организуют и проводят школьные мероприятия, согласно плану. Традиционными мероприятиями являются Линейка, посвящённая Дню Знаний, День Учителя, Посвящение в ученики, Новогодние мероприятия, Минута славы и др.
Для воспитания социализированной личности и воспитания лидерских качеств у учащихся в школе работает театральная студия «Горизонт» под руководством педагога-организатора.
Система образования призвана передавать человеку знания предыдущих поколений, при этом формировать высокий уровень нравственности, воспитывать молодежь в понимании того, что опасно для их духовно-нравственной жизни, а что полезно.
И если главная задача школ-дать каждому ученику фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла, то дополнительное образование, является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников, оно также способствует духовно-нравственному воспитанию личности. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. И здесь очень важен тандем образовательной школы и дополнительного образования. В школе такой тандем существует.
Школьный театр-это попытка реализовать у детей внутренние творческие возможности.
Лучший способ воспитать детей хорошими – это помочь им стать счастливыми. Только таким детям можно доверить созидание нового, более гуманного общества в будущем. Ребенок приходит в школьный театр с ощущением праздника – ему хочется приобщиться к волнующему, немного таинственному и волшебному театральному действу.
Школьный Театр – дело веселое, т.к. здесь есть место эксперименту, “капустнику”, самодеятельному творчеству, в лучшем понимании этого выражения. В атмосфере Школьного Театра рождаются свои поэты, драматурги, художники.
Работая над оформлением спектаклей: «Волшебный сад», «День рождение кота Леопольда», «Гуси-лебеди» в школе появились свои художники-оформители, драматурги и поэты. Главная черта подобного вида искусства – свободное творчество по велению души.
Данный метод обучения предполагает создание особенного нравственного климата в группах. В них нет ни отличников, ни отстающих. Отличительная черта метода в том, что дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, толерантности, уважения. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи.
В программе обучения спектаклю отводится важное место. Наличие нескольких групп (по возрасту) позволяет подойти к его созданию не торопясь, проведя все необходимые занятия, подготовившись к нему внутренне и в постановочном смысле. Младший и средний классы не нацелены на быстрый сценический результат в виде спектакля. Для старшего он становится также не самоцелью, а итогом педагогического процесса, точнее его частью. С момента премьеры работа внутри спектакля не прекращается, он входит в репертуар Школьного Театра, через который должны пройти все ученики. Младшие не только смотрят эти спектакли, но и участвуют в небольших эпизодах или массовых сценах. Таким образом, спектакль становится не только делом старшего класса, а общим детищем всех участников Школьного Театра.
Оптимальное количество учеников в каждой группе– 12-15 ребят. Это дает возможность сформировать “мини-труппу” с двумя составами на случай пропусков и болезней, с одной стороны, и уделить максимум внимания каждому ученику, с другой. И если три года назад было всего 3 театральные группы, то сегодня их 12, позволяет говорить о возросшем интересе театру.
Принципиальным для Школьного Театра является наличие постоянно действующей сцены со своим репертуаром. Дети, закончившие обучение, не “выкидываются” на улицу, а продолжают сценическую жизнь на этой площадке, участвуя в текущем репертуаре и создании новых спектаклей.
Начинающие актеры становятся настоящими героями школьной жизни. Атмосфера радости и стихия игры объединяют детей. Искреннее желание установить контакт с каждым ребенком, несмотря на то, какой у него имеется «послужной список», нашло живой отклик в детских сердцах! Многие ребята заинтересовались театром, начали свое восхождение к вершинам театрального Олимпа, увлечения, первые театральные опыты, первые аплодисменты.
Проведя мониторинг уже после первого года обучения, мы отметили:
- в течение учебного года у воспитанников значительно улучшились межличностные и межгрупповые отношения;
- сформировался коллектив единомышленников;
- развился устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
С появлением театра практически все мероприятия в школе проходят с участием студийцев: районный конкурс «Светофорчик», «Агитбригада», конкурсы чтецов , День учителя, литературные гостиные. Педагогические работники проводят интегрированные уроки, что повышает мотивацию учащихся.
Ученики с удовольствием принимают участия в районных, городских театральных конкурсах и фестивалях, становятся призерами и лауреатами.
Но главное не дипломы и грамоты, а работа над спектаклем, где сам спектакль не самоцель, а повод для того, чтобы развиваться. И, конечно же, какой театр без зрителя!