Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства
Вы замечали, что при слове « Театр» у человека, как-то сразу светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются куда-то в даль…правда ли? Есть что-то магическое и волшебное в этом слове. Так какой же театр должен быть в детском саду? Ведь здесь находятся дети, которые еще не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом. Поэтому и появилась необходимость создания системы занятий с учетом театральной педагогики в системе дошкольного воспитания в детском саду. Это и побудило меня написать собственную программу: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства». Базовым содержанием стали 2 основных направления:
1. Сценическое (актерское) мастерство.
2. Театрально-игровое творчество.
И в 2000 году в детском саду была организована Театральная студия со звучным названием « Сказка», для детей от 4х до 7ми лет. Цель была поставлена сразу. Занятия в студии должны выполнять не только развивающую функцию, но и выполнять одновременно познавательную и воспитательную роль и являться важнейшими критериями развития творческих способностей детей. Вы, конечно, можете сказать, о каком мастерстве идет речь в детском саду? Этот термин я употребляю лишь для того, чтобы обозначить направление задач, которые я ставлю перед собой и детьми, занимаясь с ними театральной деятельностью. Это этюды и упр-ия на интонационную выразительность речи, (упражнения на артикуляцию, тембр и темп голоса), игровые упражнения на мимику лица, пантомиму и пластику, упражнения на развитие памяти, восприятия, эмоций, выразительность жестов, развитие пластики. На занятиях в студии дети знакомятся со значением и назначением сценического костюма и грима. Программа, по которой я работаю, рассчитана на 3-х лет-ий срок обучения. Это позволяет идти от простого к сложному. Если в средней группе у детей формируются простейшие образно-выразительные умения, то в старшей группе совершенствуются художественно - образные исполнительские умения, и уже в подг-ой группе у детей развивается творческая самостоятельность, импровизация, в передаче того или иного образа, совершенствуются речевые и пантомимические действия, обогащается словарный запас. В начале учебного года и в конце проводится мониторинг. Результаты мониторинга показывают стабильный рост уровня развития творческих способностей, помогает выявит наиболее одаренных детей. Продуктивным итогом занятий является подготовка спектакля. Костюмы и декорации готовятся и шьются в детском саду. У нас имеется богатая костюмерная, и вы увидите сегодня костюмированное дефиле. А день премьеры очередного спектакля является поистине Днем Театра в детском саду. Ощущение предстоящего волшебства, волнение перед выходом на сцену чувствуют и наши маленькие актеры, и мы взрослые. Театр у нас в детском саду – Музыкальный! Работа над спектаклями проходит в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и хореографом. Музыкальное оформление спектакля, вокальное пение персонажей, танцевальные композиции делают спектакли зрелищными, а по большому счету, конечно-же развивают наших детей, показывают многогранные стороны их таланта и если хотите творческой зрелости. Гордостью нашего Детского театра являются музыкально- драматические спектакли: “Дюймовочка”, “Госпожа Метелица”, “Принцесса на горошине”, “Золушка”, оперетта “Необыкновенная история”, водевиль “Кошкин Дом”, музыкальная пьеса-сказка “Приключения в Стране Пчеляндии”, “Друзья познаются в беде”, “Снежная Королева”, “Снегурочка”, “Белоснежка и семь гномов” и др. За 10 лет, на сцене нашего детского театра прошло более 60ти спектаклей, и все они Музыкальные! Результаты работы видны не только на спектаклях, но и на утренниках. Небольшие инсценировки, сценки-миниатюры, очень органично вплетаются в сюжет праздника. Готовятся инсценировки и на государственные праздники на казахском языке. Работа эта проводится совместно с преподавателем казахского языка. На каникулах в течении года, а также в летнее время,- старшие дошкольники показывают малышам небольшие мини-спектакли. Спектакли театральной студии постоянно освещаются на страницах местных газет. Зрителями наших спектаклей являются, конечно же, в первую очередь воспитанники детского сада, их родители, школьники. Практикуем благотворительные спектакли, на которые приглашаем детей-инвалидов из городского реабилитационного центра « Алеем», воспитанников детского дома, а также поддерживаем тесную связь с общественным детским фондом Экибастуз. Воспитанники нашей студии, принимают активное участие в Городских и Областных фестивалях Детского творчества Саулетай и Булдиршын. В номинации « художественное слово», - лауреатами стали 12 воспитанников студии, и мы по праву этим гордимся! Что-же дают занятия по театральной деятельности детям? Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, проверить на что он способен, поверить в себя. Спектакль, театральная постановка, дают возможность почувствовать себя автором творческой работы, которую он выполняет, это помогает понять, что такое быть на сцене и играть роль. При этом он начинает понимать, что театр - это прежде всего труд всего коллектива. У детей развивается память, речь, воображение, прививаются нравственные качества, развивается способность раскрепощено держаться при выступлении, учатся преодолевать робость, страх сцены. Можно понять всю сложность задачи – научит ребенка 3х, 4х, 5ти лет, не просто запомнить текст, но и выразительно вести диалог с партнером по сцене и, разумеется, перевоплощаться в своего героя. Все это возможно и реально в детском дошкольном учреждении. Нужно только запастись терпением, не боятся кропотливой работы, ведь наши дети – очень творческий, увлекающийся, а самое главное,- талантливый народ!
Театральный Тренинг для слушателей Курса- стажировки.
1.Игровые упражнения на развитие мимических движений лица.
2. Этюд « Путешествие к морю»
Сейчас мы разыграем самый настоящий театральный этюд. Слово «Этюд» - французского происхождения и переводится как « учение». Понятие « Этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве, этюд,- это маленький спектакль, в котором происходит определенное событие в предлагаемых обстоятельствах. А отправимся мы с вами в самое настоящее « Путешествие к морю». И я вас предупреждаю, что дорога туда будет трудная, но мы с вами все преодолеем, потому что мы вместе! А пойдем мы с вами по открытой равнине, впереди узкая горная тропинка, ( идем боком), чтобы не сорваться…, впереди горный ручей, и нужно пройти по узкому мостику, впереди показался лес…идем дальше и дальше…ой, что это ? –это Болото, друзья, прыгаем по кочкам, выходим на тропинку, устали? Все,- Привал! Отдыхаем! А вот и пень, сели, вытянули ноги, прикрыли глаза…и вдруг! Что это? Кто-то ползет по вашим ногам…., ой! Да это - же Муравьи! Скорее стряхивайте с себя муравьев, и отпрыгивайте в сторону.… Посмотрите сколько в траве ягод! Давайте собирать их, ах какие вкусные ягоды! Послушайте, как стрекочут в траве кузнечики! Попробуем их поймать… Все привал закончен! нам надо идти дальше, совсем немного осталось и мы выйдем к морю! Вот уже и песок под ногами…- горячий, обжигающий…, ноги проваливаются, хочется пить! Ах, как хочется пить! Смотрите ура ! впереди показалась голубая полоска, - это Берег моря, смотрите, какой красивый корабль плывет по голубым волнам! Давайте покричим, подадим сигнал кораблю, Эх, досада! Сели на песок, прямо у берега и закрыли глаза, и слушаем звуки моря…Совсем-совсем близко, прямо к нашим ногам катятся волны, как –будто зовут нас на дно морское…, где можно рассмотреть подводный мир, необыкновенной красоты водоросли, необычные диковинные рыбы, большая морская черепаха и …добродушные дельфины… А теперь открываем глаза, вдыхаем морскую прохладу …Ах как хочется купаться! Вперед все в воду!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства »
Развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства
Вы замечали, что при слове « Театр» у человека, как-то сразу светлеет лицо, а глаза мечтательно устремляются куда-то в даль…правда ли? Есть что-то магическое и волшебное в этом слове. Так какой же театр должен быть в детском саду? Ведь здесь находятся дети, которые еще не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом. Поэтому и появилась необходимость создания системы занятий с учетом театральной педагогики в системе дошкольного воспитания в детском саду. Это и побудило меня написать собственную программу: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства». Базовым содержанием стали 2 основных направления:
1. Сценическое (актерское) мастерство.
2. Театрально-игровое творчество.
И в 2000 году в детском саду была организована Театральная студия со звучным названием « Сказка», для детей от 4х до 7ми лет. Цель была поставлена сразу. Занятия в студии должны выполнять не только развивающую функцию, но и выполнять одновременно познавательную и воспитательную роль и являться важнейшими критериями развития творческих способностей детей. Вы, конечно, можете сказать, о каком мастерстве идет речь в детском саду? Этот термин я употребляю лишь для того, чтобы обозначить направление задач, которые я ставлю перед собой и детьми, занимаясь с ними театральной деятельностью. Это этюды и упр-ия на интонационную выразительность речи, (упражнения на артикуляцию, тембр и темп голоса), игровые упражнения на мимику лица, пантомиму и пластику, упражнения на развитие памяти, восприятия, эмоций, выразительность жестов, развитие пластики. На занятиях в студии дети знакомятся со значением и назначением сценического костюма и грима. Программа, по которой я работаю, рассчитана на 3-х лет-ий срок обучения. Это позволяет идти от простого к сложному. Если в средней группе у детей формируются простейшие образно-выразительные умения, то в старшей группе совершенствуются художественно - образные исполнительские умения, и уже в подг-ой группе у детей развивается творческая самостоятельность, импровизация, в передаче того или иного образа, совершенствуются речевые и пантомимические действия, обогащается словарный запас. В начале учебного года и в конце проводится мониторинг. Результаты мониторинга показывают стабильный рост уровня развития творческих способностей , помогает выявит наиболее одаренных детей. Продуктивным итогом занятий является подготовка спектакля. Костюмы и декорации готовятся и шьются в детском саду. У нас имеется богатая костюмерная, и вы увидите сегодня костюмированное дефиле. А день премьеры очередного спектакля является поистине Днем Театра в детском саду. Ощущение предстоящего волшебства, волнение перед выходом на сцену чувствуют и наши маленькие актеры, и мы взрослые. Театр у нас в детском саду – Музыкальный! Работа над спектаклями проходит в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и хореографом. Музыкальное оформление спектакля, вокальное пение персонажей, танцевальные композиции делают спектакли зрелищными, а по большому счету, конечно-же развивают наших детей, показывают многогранные стороны их таланта и если хотите творческой зрелости. Гордостью нашего Детского театра являются музыкально- драматические спектакли: “Дюймовочка”, “Госпожа Метелица”, “Принцесса на горошине”, “Золушка”, оперетта “Необыкновенная история”, водевиль “Кошкин Дом”, музыкальная пьеса-сказка “Приключения в Стране Пчеляндии”, “Друзья познаются в беде”, “Снежная Королева”, “Снегурочка”, “Белоснежка и семь гномов” и др. За 10 лет, на сцене нашего детского театра прошло более 60ти спектаклей, и все они Музыкальные! Результаты работы видны не только на спектаклях, но и на утренниках. Небольшие инсценировки, сценки-миниатюры, очень органично вплетаются в сюжет праздника. Готовятся инсценировки и на государственные праздники на казахском языке. Работа эта проводится совместно с преподавателем казахского языка. На каникулах в течении года, а также в летнее время,- старшие дошкольники показывают малышам небольшие мини-спектакли. Спектакли театральной студии постоянно освещаются на страницах местных газет. Зрителями наших спектаклей являются , конечно же , в первую очередь воспитанники детского сада, их родители, школьники. Практикуем благотворительные спектакли, на которые приглашаем детей-инвалидов из городского реабилитационного центра « Алеем», воспитанников детского дома, а также поддерживаем тесную связь с общественным детским фондом Экибастуз. Воспитанники нашей студии, принимают активное участие в Городских и Областных фестивалях Детского творчества Саулетай и Булдиршын. В номинации « художественное слово», - лауреатами стали 12 воспитанников студии, и мы по праву этим гордимся! Что-же дают занятия по театральной деятельности детям? Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе , проверить на что он способен, поверить в себя. Спектакль, театральная постановка, дают возможность почувствовать себя автором творческой работы, которую он выполняет, это помогает понять, что такое быть на сцене и играть роль. При этом он начинает понимать, что театр - это прежде всего труд всего коллектива. У детей развивается память, речь, воображение, прививаются нравственные качества, развивается способность раскрепощено держаться при выступлении, учатся преодолевать робость, страх сцены. Можно понять всю сложность задачи – научит ребенка 3х, 4х, 5ти лет, не просто запомнить текст, но и выразительно вести диалог с партнером по сцене и, разумеется, перевоплощаться в своего героя. Все это возможно и реально в детском дошкольном учреждении. Нужно только запастись терпением, не боятся кропотливой работы, ведь наши дети – очень творческий, увлекающийся, а самое главное,- талантливый народ!
Театральный Тренинг для слушателей Курса- стажировки.
1.Игровые упражнения на развитие мимических движений лица.
2. Этюд « Путешествие к морю»
Сейчас мы разыграем самый настоящий театральный этюд. Слово «Этюд» - французского происхождения и переводится как « учение». Понятие « Этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве, этюд,- это маленький спектакль, в котором происходит определенное событие в предлагаемых обстоятельствах. А отправимся мы с вами в самое настоящее « Путешествие к морю». И я вас предупреждаю, что дорога туда будет трудная, но мы с вами все преодолеем, потому что мы вместе! А пойдем мы с вами по открытой равнине, впереди узкая горная тропинка, ( идем боком) , чтобы не сорваться…, впереди горный ручей, и нужно пройти по узкому мостику, впереди показался лес…идем дальше и дальше…ой, что это ? –это Болото, друзья, прыгаем по кочкам, выходим на тропинку, устали? Все,- Привал! Отдыхаем! А вот и пень, сели, вытянули ноги, прикрыли глаза…и вдруг! Что это? Кто-то ползет по вашим ногам…., ой! Да это - же Муравьи! Скорее стряхивайте с себя муравьев, и отпрыгивайте в сторону.… Посмотрите сколько в траве ягод! Давайте собирать их, ах какие вкусные ягоды! Послушайте, как стрекочут в траве кузнечики! Попробуем их поймать… Все привал закончен! нам надо идти дальше, совсем немного осталось и мы выйдем к морю! Вот уже и песок под ногами…- горячий, обжигающий…, ноги проваливаются, хочется пить! Ах, как хочется пить! Смотрите ура ! впереди показалась голубая полоска, - это Берег моря, смотрите, какой красивый корабль плывет по голубым волнам! Давайте покричим, подадим сигнал кораблю, Эх, досада! Сели на песок , прямо у берега и закрыли глаза, и слушаем звуки моря…Совсем-совсем близко , прямо к нашим ногам катятся волны, как –будто зовут нас на дно морское…, где можно рассмотреть подводный мир, необыкновенной красоты водоросли, необычные диковинные рыбы, большая морская черепаха и …добродушные дельфины… А теперь открываем глаза, вдыхаем морскую прохладу …Ах как хочется купаться! Вперед все в воду!
Доклад из опыта работы:
«Развитие творческих способностей детей средствами