Развитие детской одаренности через внеурочную деятельность в начальной школе
Развитие детской одаренности через внеурочную деятельность в начальной школе
Каждый человек, а творец, тем более, неповторим. Цель внеурочной деятельности создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.Школа после уроков -это мир творчества, проявление ребенка своих увлечений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие детской одаренности через внеурочную деятельность в начальной школе »
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Светлана Ивановна Топчиева
МБОУ КСОШ № 32
Каждый человек, а творец тем более, неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений креативности существует довольно много черт, характерных для большинства творцов. Причем большинство из них проявляется в детстве. Среди этих свойств, есть такие, которые часто проявляются в поведении и деятельности. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы.
Большинство из них пришли к выводам о том, что в детстве у многих выдающихся людей чаще всего встречались такие характеристики:
- 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
- 75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90 % были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- по крайней мере, 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью: они получали удовлетворение от своей работы.
Многие выдающиеся люди имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, обычно называют оригинальностью мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, называют гибкостью мышления. Высокий уровень «гибкости мышления» - явление редкое. Его наличие свидетельствует об исключительности характерной для одаренных детей. Ну и, конечно, ученые выделяют феноменальную память.
Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где – то проявиться. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. И прекрасной возможностью для этого является внеурочная деятельность.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности.
Очень понравилось мне высказывание психолога Богоявленской: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития».
Я согласна со многими психологами и учителями, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки. Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».
Четвертое – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию.
Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений. В нашей работе на занятиях внеурочной деятельностью создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.
Внеурочная работа в нашей школе реализуется через кружки, которые посещают все учащиеся первых классов: «Я и моё здоровье», «Школа вежливости», «Кукольный театр», «Ритмика», «Вокал», «Родной край», «Юный исследователь».
« Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для учителей МБОУ КСОШ № 32 эта истина является и девизом и руководством к действию.
Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации.